"Ну, гости, пойдемте пить чай!" проведя нас в переднюю, Татьяна Петровна с первой же минуты рушила наше представление о староверах как о людях замкнутых, закосневших чуть ли не в 18 веке.
В село Явлеи Алатырского района привело журналистское любопытство: на сайте администрации поселения сообщалось, что здесь и сегодня живут приверженцы старой веры.
"Сие есть явление"
Основание селения относят ко второй половине 17 века. Явлеи в переводе с мордовского означает "село у речного оврага" (здесь издавна живут вместе русские, мордва, чуваши). Расположено оно на левом берегу Суры в 7 километрах от Алатыря, окружено лесами и озерами, которых насчитывается более двадцати. Среди жителей бытует своя версия возникновения Явлей. Рассказывают, что когда Иван Грозный шел покорять Казань, остановился с войском на ночлег в этих местах. Ночью в лесу неожиданно появился яркий свет. Государь, показывая на него, якобы воскликнул: "Сие явление!" Весть быстро распространилась. Люди, уверовав в предзнаменование свыше, стали селиться на этом месте.
Сегодня Явлеи ничем не отличаются от многих других деревень республики. Социальные явления, характерные для сегодняшнего дня, село не обошли. В селении 394 двора, в 200 из них проживают около 600 человек. Большинство пожилые. Есть в селе клуб, школа-девятилетка, где учатся 42 ребенка, дом ветеранов. Население в основном живет за счет личных подворных хозяйств. По словам местной власти, крупных и мелких фермерских хозяйств около ста. Есть коллективное сельскохозяйственное предприятие ООО "Новь". Часть мужчин работает на лесокомбинатах в соседних селениях.На заработки в другие регионы выезжают только очень молодые, "те, кому надо много и сразу".
Еще их называют кулугуры
По мнению религиоведа, исследователя религиозных движений в Чувашии Л. Браславского, последователи староверов поморского толка в селе Явлеи появились во второй половине 18 века. (Старообрядчество общее название религиозных движений, возникших в результате раскола Русской православной церкви в середине 17 века, отказавшихся принять церковную реформу патриарха Никона. Уже тогда они распались на два направления: поповщину и беспоповщину. Второе разбилось на различные толки.) Церквей в Явлеях издавна было две. Одна из них, Троицкая единоверческая (построена в 1854 году), работала на два прихода православный и староверский. Но в тридцатые годы оба храма были закрыты, а позже и разрушены.
Староверов в районе называют кулугурами. Почему так, никто из местных не смог ответить. Объяснение обнаружила в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Оказывается, словом "калогер" в древних греческих монастырях обращались к старшим, более почетным лицам из монашествующих. В России слово "кулугур" стало синонимом старца духовного наставника. Видимо, по аналогии им стали обозначать пожилых лидеров старообрядческих общин беспоповцев наставников и начетчиков, а затем и всех прочих членов общины.
Из книг и кино давно было усвоено, что главная отличительная черта староверов строгость в быту. В домах не должно быть ни радио, ни телевизоров, ни газет. Мужчины носят бороды, женщины платок. Все строго соблюдают посты, не пьют спиртное, не курят. У каждого своя посуда, поэтому накормить или напоить постороннего человека означает осквернить эти предметы. Пришлым людям не позволяется пройти в избу, они лишь могут присесть на специальную гостевую лавку.
Потому-то мы и удивились приветливости бабы Тани, согласившейся встретиться с журналистами. Из ее рассказов и встреч с другими жителями Явлей выяснилось, что наши представления о староверах безнадежно устарели. Некоторая необщительность имеет место только среди старшего поколения. Молодежь давно уже не торопится отпускать бороды и покрываться платками. А в светские праздники повеселиться не прочь и старики. Суровые правила быта и множественные запреты остались только в воспоминаниях.
Наталья Ивановна (30 лет): "Мама рассказывала, что ее родители долго не принимали колхозный строй, а ей не разрешали вступать в пионеры. Помню, дедушка носил бороду, ел из отдельной посуды. Соль перед употреблением насыпал на стол и никогда не брал ее щепотью. Нам уже никаких запретов не было".
Наталья Анатольевна (39 лет): "Замуж вышла в семью староверов. Была поражена, что мужчины обедают в передней, женщины на кухне. Свекровь всех держала в строгости, соблюдала посты, говенья. Когда ее не стало, многие порядки забылись. Что осталось? У каждого члена семьи своя кружка, чужой не пользуемся. Сор метем от порога..."
Смешанные браки с представителями других религий тоже уже не возбраняются. Так, баба Таня выходила замуж за старовера, но детям своим запрет не чинила: "Как можно противиться счастью своих кровинок". И строгости особой от них не требует, хотя огорчается: "Что бы молодым не ходить с нами молитвы читать".
Про гонения и притеснения даже она знает только по рассказам родителей: "А в советское время меня не за что было притеснять я трудилась. Нареканий со стороны колхозного начальства не имела". Кстати, Татьяне Петровне 77 лет. Вместе с супругом вырастили 6 детей. У нее 14 внуков и 7 правнуков. Все, по ее словам, крещены в старой вере. Одни дома, другие в молельном доме. Раньше семья Морозкиных жила в поселке Красные Пруды. Молельный дом староверов находился в соседнем Междуречье. Возили детей туда или приглашали отче (так кулугуры зовут старшего, ведущего дела общины) домой. Баба Таня называет его "дедушка", что равносильно отче.
"Вера одна, порядки разные"
А вот правила проведения религиозных обрядов сохранились со времен Ивана Грозного явлейские кулугуры осеняют себя двуперстным крестным знамением, кладут земной поклон при молитве, во время религиозных обрядов ходят по солнцу.
Среди обрядовых действий, совершаемых в настоящее время, можно выделить крещение, отпевание, освящение воды на праздники (отмечают все, принятые в православии). В эти дни пожилые женщины (их еще называют читалками) собираются вместе и в каком-нибудь пустующем доме читают молитвы. Служба идет несколько часов. На свои молебны бабушки мирских (так старообрядцы величают православных христиан) не допускают, иначе "не будет силы у молитвы". Самая старшая из них баба Нюра. Ей девяносто один год. За главную она и в общине (кстати, встречаться с нами она не согласилась). У нее находятся кадильница и ладан. (Отче из Алатыря приезжает к ним редко.) Для крещения или отпевания местные староверы чаще всего обращаются к читалкам. Все действия совершаются дома, венчание новобрачных тоже. Сноха Татьяны Петровны Людмила показывает переднюю комнату: "Всех моих детей крестили здесь". Крещение может совершить любой верующий.
"Молитвы в праздники можно читать и дома", достала Татьяна Петровна старинный толстый псалтырь (года издания на нем мы не обнаружили) и, к удивлению, бегло, без запинки прочитала несколько молитв. Невольно вспомнилось, как мы в студенческие годы мучились древнерусским языком на филологическом факультете. Беглое чтение так нам и не далось. "Да я их и наизусть все знаю, продолжала между тем удивлять нас бабушка. А читать начала очень рано. Как себя помню, всегда читала и псалтырь, и канонник, и требник... Дедушка, мамин отец, учил". По словам Морозкиной, в каждом староверческом доме хранятся старинные книги и литые иконы, которые передаются из поколения в поколение. Во время молебна, как правило, перебирается лестовка. Так называются старообрядческие четки, шитые из ткани. На пол староверы кладут подручник, стеганую подушечку, чтобы не касаться лбом пола.
"Вера-то наша с мирскими одна, да порядки разные. А у кого они правильнее, не знаю", закончила она знакомить нас со своими обычаями.
Кстати, как и у православных, у староверов много своих легенд о чудесах. Рассказывали, когда в селе случается утопленник, их ладан всегда точно указывает место, где искать утопшего. А молитвы гонят от селения ураганы.
Грехи у всех одинаковые
Отношения между кулугурами и их окружением добрососедские. По мнению мирских жителей Явлей, теперь старообрядцы немногим отличаются от них и "грехи у нас одинаковые. Прогресс для веры более пагубен, чем преследования". И все же некоторые отличия, по их рассказам, наметились. Так, одни собеседники отмечали особое трудолюбие староверов. Другие признавали, что среди кулугуров очень сильны родственные связи, развиты коллективизм и взаимовыручка. Третьи говорили о том, что у староверов в основном крепкие хозяйства. В домах есть и телевизоры, и радио, и автотранспорт, и сотовые телефоны, и компьютеры. Как рассказала Н. Блинова, заместитель главы Миренского сельского поселения, куда входят Явлеи, и решать общественные дела якобы с ними легче. Так, когда весной этого года потребовалось отремонтировать водонапорную башню, вышли все мужчины-староверы. По ее мнению, крепко в их семьях и былое почитание старших. Во всяком случае в доме ветеранов, а он открыт в 1990 году, с самого начала не было ни одного старовера. А за одинокими, как правило, присматривают соседи.
По материалам источников: Советская Чувашия