ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Явлейские староверы

Е Зайцева :: 29 августа 2007

"Ну, гости, пойдемте пить чай!" – проведя нас в переднюю, Татьяна Петровна с первой же минуты рушила наше представление о староверах как о людях замкнутых, закосневших чуть ли не в 18 веке.

В село Явлеи Алатырского района привело журналистское любопытство: на сайте администрации поселения сообщалось, что здесь и сегодня живут приверженцы старой веры.

"Сие есть явление"

Основание селения относят ко второй половине 17 века. Явлеи в переводе с мордовского означает "село у речного оврага" (здесь издавна живут вместе русские, мордва, чуваши). Расположено оно на левом берегу Суры в 7 километрах от Алатыря, окружено лесами и озерами, которых насчитывается более двадцати. Среди жителей бытует своя версия возникновения Явлей. Рассказывают, что когда Иван Грозный шел покорять Казань, остановился с войском на ночлег в этих местах. Ночью в лесу неожиданно появился яркий свет. Государь, показывая на него, якобы воскликнул: "Сие явление!" Весть быстро распространилась. Люди, уверовав в предзнаменование свыше, стали селиться на этом месте.

Сегодня Явлеи ничем не отличаются от многих других деревень республики. Социальные явления, характерные для сегодняшнего дня, село не обошли. В селении 394 двора, в 200 из них проживают около 600 человек. Большинство – пожилые. Есть в селе клуб, школа-девятилетка, где учатся 42 ребенка, дом ветеранов. Население в основном живет за счет личных подворных хозяйств. По словам местной власти, крупных и мелких фермерских хозяйств – около ста. Есть коллективное сельскохозяйственное предприятие ООО "Новь". Часть мужчин работает на лесокомбинатах в соседних селениях.На заработки в другие регионы выезжают только очень молодые, "те, кому надо много и сразу".

Еще их называют кулугуры

По мнению религиоведа, исследователя религиозных движений в Чувашии Л. Браславского, последователи староверов поморского толка в селе Явлеи появились во второй половине 18 века. (Старообрядчество – общее название религиозных движений, возникших в результате раскола Русской православной церкви в середине 17 века, отказавшихся принять церковную реформу патриарха Никона. Уже тогда они распались на два направления: поповщину и беспоповщину. Второе разбилось на различные толки.) Церквей в Явлеях издавна было две. Одна из них, Троицкая единоверческая (построена в 1854 году), работала на два прихода – православный и староверский. Но в тридцатые годы оба храма были закрыты, а позже и разрушены.

Староверов в районе называют кулугурами. Почему так, никто из местных не смог ответить. Объяснение обнаружила в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Оказывается, словом "калогер" в древних греческих монастырях обращались к старшим, более почетным лицам из монашествующих. В России слово "кулугур" стало синонимом старца – духовного наставника. Видимо, по аналогии им стали обозначать пожилых лидеров старообрядческих общин беспоповцев – наставников и начетчиков, а затем и всех прочих членов общины.

Из книг и кино давно было усвоено, что главная отличительная черта староверов – строгость в быту. В домах не должно быть ни радио, ни телевизоров, ни газет. Мужчины носят бороды, женщины – платок. Все строго соблюдают посты, не пьют спиртное, не курят. У каждого своя посуда, поэтому накормить или напоить постороннего человека означает осквернить эти предметы. Пришлым людям не позволяется пройти в избу, они лишь могут присесть на специальную гостевую лавку.

Потому-то мы и удивились приветливости бабы Тани, согласившейся встретиться с журналистами. Из ее рассказов и встреч с другими жителями Явлей выяснилось, что наши представления о староверах безнадежно устарели. Некоторая необщительность имеет место только среди старшего поколения. Молодежь давно уже не торопится отпускать бороды и покрываться платками. А в светские праздники повеселиться не прочь и старики. Суровые правила быта и множественные запреты остались только в воспоминаниях.

Наталья Ивановна (30 лет): "Мама рассказывала, что ее родители долго не принимали колхозный строй, а ей не разрешали вступать в пионеры. Помню, дедушка носил бороду, ел из отдельной посуды. Соль перед употреблением насыпал на стол и никогда не брал ее щепотью. Нам уже никаких запретов не было".

Наталья Анатольевна (39 лет): "Замуж вышла в семью староверов. Была поражена, что мужчины обедают в передней, женщины на кухне. Свекровь всех держала в строгости, соблюдала посты, говенья. Когда ее не стало, многие порядки забылись. Что осталось? У каждого члена семьи – своя кружка, чужой не пользуемся. Сор метем от порога..."

Смешанные браки с представителями других религий тоже уже не возбраняются. Так, баба Таня выходила замуж за старовера, но детям своим запрет не чинила: "Как можно противиться счастью своих кровинок". И строгости особой от них не требует, хотя огорчается: "Что бы молодым не ходить с нами молитвы читать".

Про гонения и притеснения даже она знает только по рассказам родителей: "А в советское время меня не за что было притеснять – я трудилась. Нареканий со стороны колхозного начальства не имела". Кстати, Татьяне Петровне – 77 лет. Вместе с супругом вырастили 6 детей. У нее 14 внуков и 7 правнуков. Все, по ее словам, крещены в старой вере. Одни – дома, другие – в молельном доме. Раньше семья Морозкиных жила в поселке Красные Пруды. Молельный дом староверов находился в соседнем Междуречье. Возили детей туда или приглашали отче (так кулугуры зовут старшего, ведущего дела общины) домой. Баба Таня называет его "дедушка", что равносильно отче.

"Вера одна, порядки разные"

А вот правила проведения религиозных обрядов сохранились со времен Ивана Грозного – явлейские кулугуры осеняют себя двуперстным крестным знамением, кладут земной поклон при молитве, во время религиозных обрядов ходят по солнцу.

Среди обрядовых действий, совершаемых в настоящее время, можно выделить крещение, отпевание, освящение воды на праздники (отмечают все, принятые в православии). В эти дни пожилые женщины (их еще называют читалками) собираются вместе и в каком-нибудь пустующем доме читают молитвы. Служба идет несколько часов. На свои молебны бабушки мирских (так старообрядцы величают православных христиан) не допускают, иначе "не будет силы у молитвы". Самая старшая из них баба Нюра. Ей девяносто один год. За главную она и в общине (кстати, встречаться с нами она не согласилась). У нее находятся кадильница и ладан. (Отче из Алатыря приезжает к ним редко.) Для крещения или отпевания местные староверы чаще всего обращаются к читалкам. Все действия совершаются дома, венчание новобрачных тоже. Сноха Татьяны Петровны Людмила показывает переднюю комнату: "Всех моих детей крестили здесь". Крещение может совершить любой верующий.

"Молитвы в праздники можно читать и дома", – достала Татьяна Петровна старинный толстый псалтырь (года издания на нем мы не обнаружили) и, к удивлению, бегло, без запинки прочитала несколько молитв. Невольно вспомнилось, как мы в студенческие годы мучились древнерусским языком на филологическом факультете. Беглое чтение так нам и не далось. "Да я их и наизусть все знаю, – продолжала между тем удивлять нас бабушка. – А читать начала очень рано. Как себя помню, всегда читала и псалтырь, и канонник, и требник... Дедушка, мамин отец, учил". По словам Морозкиной, в каждом староверческом доме хранятся старинные книги и литые иконы, которые передаются из поколения в поколение. Во время молебна, как правило, перебирается лестовка. Так называются старообрядческие четки, шитые из ткани. На пол староверы кладут подручник, стеганую подушечку, чтобы не касаться лбом пола.

"Вера-то наша с мирскими одна, да порядки разные. А у кого они правильнее, не знаю", – закончила она знакомить нас со своими обычаями.

Кстати, как и у православных, у староверов много своих легенд о чудесах. Рассказывали, когда в селе случается утопленник, их ладан всегда точно указывает место, где искать утопшего. А молитвы гонят от селения ураганы.

Грехи у всех одинаковые

Отношения между кулугурами и их окружением добрососедские. По мнению мирских жителей Явлей, теперь старообрядцы немногим отличаются от них и "грехи у нас одинаковые. Прогресс для веры более пагубен, чем преследования". И все же некоторые отличия, по их рассказам, наметились. Так, одни собеседники отмечали особое трудолюбие староверов. Другие признавали, что среди кулугуров очень сильны родственные связи, развиты коллективизм и взаимовыручка. Третьи говорили о том, что у староверов в основном крепкие хозяйства. В домах есть и телевизоры, и радио, и автотранспорт, и сотовые телефоны, и компьютеры. Как рассказала Н. Блинова, заместитель главы Миренского сельского поселения, куда входят Явлеи, и решать общественные дела якобы с ними легче. Так, когда весной этого года потребовалось отремонтировать водонапорную башню, вышли все мужчины-староверы. По ее мнению, крепко в их семьях и былое почитание старших. Во всяком случае в доме ветеранов, а он открыт в 1990 году, с самого начала не было ни одного старовера. А за одинокими, как правило, присматривают соседи.

По материалам источников: Советская Чувашия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама