ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Оргáн вместо алтаря, или Возвращение плененного храма

Протоиерей Игорь Шестаков :: 20 мая 2010

В сердце города Челябинска, находится храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Этот храм стал "знамением пререканий" в диалоге власти и верующих ещё добрый десяток лет назад. Заложенный 22 июня 1907 года и освящённый 4 декабря (в праздник Введения во храм Божией Матери, накануне дня памяти благоверного князя Александра Невского – 6 декабря) 1911 года, этот красавец-храм был закрыт в 1930 году. На ступенях его паперти пролилась мученическая кровь церковного старосты.

Возвращение храма святого Александра Невского в Челябинске – давно ожидаемое всеми православными верующими событие. Почти два десятилетия шли споры и обсуждения данной проблемы, и почти два десятилетия Челябинская епархия ожидала судьбоносного для старинного храма решения областной власти. Храма, с которым связаны имена великих людей российской истории и культуры прошлого – Царственных мучеников и страстотерпцев в лице последнего императора Николая II, жертвователя средств на строительство, академика Александра Никаноровича Померанцева, проектировавшего этот храм, священномученика Сильвестра (Ольшевского), его освящавшего, и других.

Протоиерей Игорь Шестаков

Протоиерей Игорь Шестаков

К несчастью, далеко не все понимают место Церкви в современной жизни российского общества. За время пленения Церкви на нее привыкли смотреть как на некий анклав чего-то давно пережитого. Инерция мышления – штука коварная: нет-нет, да и даст о себе знать. Многим не нравится укрепление позиций Русской Церкви, её активная и разносторонняя общественная деятельность, особенно в образовательной сфере. Это воспринимается как экспансия, как натиск клерикалов на бастионы светского позитивизма – одним словом, негативно. Высказываются также подозрения в том, что монастыри, превращённые в музеи, и храмы, переделанные в "очаги культуры", когда произойдёт обратная метаморфоза, закроют свои двери для широкой публики. Надо ли доказывать, что это вовсе не так? Следует ли припоминать, что и храмы, и монастыри принадлежат Церкви, а Церковь – это собрание верующих, а значит и есть народ, та самая "широкая публика"?

Этот импровизированный референдум можно продолжать бесконечно. Истина в подобном споре обречена на вечное внутриутробное существование, потому что каждый его участник останется при своём мнении и только укрепится в нём.

Для кого-то храм святого Александра Невского – это святыня, осквернённая и поруганная, для кого-то – "зал органной и камерной музыки". Спор не завершён. Но попытаемся разобраться.

Возвращение церковных зданий инициировано государственной властью при содействии Московской Патриархии, и именно государственная власть имеет возможность и полномочия разрубить узел противоречий, сплетённый культурным невежеством, поместившим орган в православный храм.

История превращения храма в объект, принадлежащий областной филармонии, началась до возобновления Челябинской епархии как субъекта Русской Православной Церкви, и мнения духовенства и верующих тогда, в 1985 году, никто не спрашивал. И как же странно наблюдать сейчас бесконечный поток упреков в адрес власти и Церкви, прилагающих усилия по возвращению храма!

Тут стоит развенчать несколько весьма распространённых мифов, связанных с пресловутой проблемой "уникальности", "неповторимости" и "невозможности демонтажа" органа, волею неразумения оказавшегося в православном храме.

Орган сконструирован германской фирмой "Генрих Ойле", которая ставит данные музыкальные инструменты по всему миру. Челябинский орган – инструмент "эконом-класса": не самый шикарный, но достаточно хороший для своего времени – то есть для середины 80-х годов прошлого века. Сами немцы неоднократно называли орган "типовым" и, хотя и расхваливали его, оговаривались, что инструмент вполне заурядный. Все восторги в адрес органа со стороны фирмы-изготовителя выглядят сейчас нехитрым маркетинговым ходом. Впрочем, такие слова и приёмы тогда, в СССР, были неведомы даже работникам советской торговли, не говоря уж о деятелях культуры. Кстати, смонтировав орган в алтаре храма, сотрудники немецкой фирмы продемонстрировали и как его можно разобрать для обслуживания и ремонта. Очевидно, то, что собрано, можно и разобрать.

Миф о "невозможности демонтажа" был порождён вовсе не деятелями культуры, а, как бы странно это не прозвучало, руководством самой немецкой органной фирмы, которое в 1992 году, отвечая на письмо из Челябинской областной администрации, изрядно напуганной просьбами верующих вернуть храм, послушно отписало, что демонтировать инструмент нельзя, ибо это его повредит. Сами представители фирмы "Генрих Ойле" в Челябинске так и не побывали с тех пор, и орган обслуживали не технические специалисты, а сами работники Челябинской филармонии, в частности органист Владимир Хомяков, который более всех сейчас доказывает "уникальность" и "невозможность демонтажа" инструмента. Правда, тот же Владимир Хомяков говорит и о том, что инструмент уже нуждается в обслуживании и ремонте, в замене морально устаревших соединений и в дополнительной системе кондиционирования.

Еще важный нюанс. Средств на поддержание инструмента в должном состоянии не хватало всегда, а кассовые сборы во все времена оставляли желать лучшего. Вот и искали в органном зале выходы из финансовых затруднений: то по субботам молодые там сочетаются браком, то происходят другие полуофициальные мероприятия.

Итак, вопрос по переносу органа в другое помещение находится в ведении специалистов, а не дилетантов, поэтому много рассуждать не будем. Ожидается приезд в Челябинск представителей фирмы "Герман Ойле", будем надеяться, что "вот приедут немцы, немцы нас рассудят".

Немного о тех, кто так ревностно защищает орган от "православных варваров" и планирует всевозможные "митинги-концерты протеста".

Уже первые слова, сказанные о возвращении храма во время Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Челябинск 19 апреля сего года, вызвали шумную волну интернет-возмущений: от "Руки прочь от нашего органа!" и "Спасём культуру!" до нецензурных и явно экстремистских лозунгов, оскорбляющих верующих и хулящих Церковь. Следует отметить, что с самого начала высказанная позиция Челябинской епархии была однозначна: мы за разумное и взвешенное решение этого вопроса.

Модераторы акций протеста игнорируют все конструктивные доводы, подвергают сомнению и, кажется, даже не слышат позицию Церкви. Известие о том, что рабочая группа Общественной палаты Челябинской области приняла решение рекомендовать губернатору не только возвратить храм, но и построить новый концертный зал, порадовав всё культурное сообщество Челябинска, не вызвало положительных эмоций у наших оппонентов. Начался новый виток информационной войны. Противники возвращения храма Церкви принялись обсуждать в блогах, "как православные вандалы исказят облик центра города". Тут в ход идут все фобии, включая совершенно абсурдные: "центр станет прибежищем бомжей и нищих, толпящихся на паперти", "будут построены высокие заборы и возведены нежилые помещения", "людям запретят(!) прогуливаться возле храма" и многое другое.

На наши замечания, что никто не собирается возводить заборы или запрещать прогулки, следует лишь один ответ: "А мы вам не верим!" Весь этот иррациональный антицерковный пафос многократно усиливается, когда общественность высказывается в пользу возвращения храма.

Приведем пример. Челябинская православная молодёжь объединилась в общество "За возрождение храма святого благоверного князя Александра Невского". Их поддержали Областная Администрация, Законодательное собрание, Молодёжная общественная палата, Общественная Палата, ректора ВУЗов, представители культуры. Молодые челябинцы провели сбор подписей в поддержку возвращения храма верующим среди молодёжи и студентов. За три дня собрали около 15 тысяч подписей. При этом средний возраст респондентов был от 18 до 25 лет. Совершенно очевидно, что для современных молодых людей нормально и естественно, что храм необходимо вернуть верующим. Что ж делают наши оппоненты? (Они, кстати, за месяц не могли собрать и 3 тысяч подписей, хотя и очень старались.) Оппоненты попросту облили грязью все молодёжные объединения, принимавшие участие в сборе подписей: одарили их гнусными эпитетами вроде "выкормышей", "прихвостней", "юных карьеристов" и свое кривляние (иначе не скажешь) подытожили рефреном: "А мы вам не верим!"

Разумеется, антиклерикально настроенным лицам сугубо не понравилось, что такое количество молодых людей поддержало инициативу губернатора М.В. Юревича и митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, подкреплённую благословением Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла.

Оголтелые вопли в интернете, провокации, открытая ложь и подтасовки (пообещали, что на митинге выступит популярная рок-группа, а её лидер возьми, да и ответь, что это не так, а людей продолжают убеждать, что они приедут) – всё это удел довольно небольшой, но сплочённой группы "независимых правозащитников", известных своей скандальностью и политиканством в Челябинске. Их готовность выступить поддерживается некоторыми российскими правозащитными организациями, которые впрочем, не спешат рекламировать в данной ситуации себя, а отдают "тему" своим челябинским присным.

Надо отдать должное руководству Челябинской филармонии и дирекции органного зала – они за возвращение храма. Областное министерство культуры также выступает с одобрением этого давно ожидаемого события. Областные и городские СМИ не оставляют вниманием происходящие события, и их репортажи носят исключительно корректный и конструктивный характер. От Правительства Челябинской области вопросы, связанные с возвращением храма курирует вице-губернатор Евдокимов В.М, давний и убеждённый сторонник передачи храма в ведение Русской Православной Церкви. Областное и городское руководство готово рассмотреть и положительно решить вопрос о построении нового концертного зала, а также решить проблему временного пребывания органа на подходящей концертной площадке. К счастью, таковые в нашем городе-"миллионнике" имеются.

Церковная общественность не безмолвствовала и все эти годы не предавала своим молчанием Бога, свидетельствуя лишь так, как позволяли обстоятельства. Мы имеем большой запас терпения и не ослабеваем в молитвах за пленённые святыни. Мы уповаем на правду Божию и умеем ждать. И мы надеемся, что скоро станем свидетелями и участниками возобновления храма. Храма, воздвигнутого в честь и память поборника истины и веры, сказавшего, что "не в силе Бог, а в правде", храма-мученика, храма-исповедника. И хочется верить, что это станет нашим общим делом.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама