ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Хождение по углям в честь святого Константина

Ольга Богданова :: 21 мая 2010

21 мая в Греции празднуют день равноапостольных Константина и Елены. Хождение по раскаленным углям – одна из праздничных традиций, которая до сих пор жива на севере Греции. Почему память святых Константина и Елены отмечают таким образом, кому позволено участвовать в обряде и как освященная церковью традиция связана с древнегреческими мистериями "ТД" рассказала исследователь греческих традиций и фольклора, преподаватель филологического факультета МГУ к.ф.н. Ксения Климова.

Святые Константин и Елена

– Как в Греции принято отмечать день равноапостольных Константина и Елены?

– Обычно его отмечают всей деревней. Сначала идут на праздничную службу, а потом устраивают обед – или все вместе идут в таверну, или к кому-нибудь домой на обед. День святых Константина и Елены (των Αγίων Κωνσταντίνου και Ελένης) – один из самых популярных праздников, потому что эти имена в Греции очень распространены. Особенно Елена, которая ассоциируется еще и с Еленой Прекрасной (η Ωραία Ελένη) из древнегреческой мифологии. Так что в этот праздник многие греки празднуют именины.

– Именины в Греции принято отмечать как-то особенно?

– Да, больше, чем день рождения. И на вопрос "Поте гиортазис?" (Πότε γιορτάζεις;) – "Когда ты празднуешь?" – надо отвечать не когда у тебя день рождения, а в какой день именины и кто твой небесный покровитель, потому что у тех, кто, например, носит имя Иоанн, не всегда ясно, в честь какого именно Иоанна его крестили.

Не поздравить близкого друга с именинами считается неприличным. И при этом совершенно нормально, если человек не знает, когда у его друга день рождения. Этот день вообще отмечать необязательно.

– У нас бывает, что имя, данное при рождении, записанное в паспорте или, допустим, известное друзьям, не то, что было дано в крещении. У греков также?

– Да. Например, у греков очень распространены уменьшительные имена. Например, есть известный певец Сакис Рувас (Σάκης Ρουβάς) . Друзья зовут его Сакис, но крещен он с именем Афанасий (Αθανάσιος) . Нередко греки носят древнегреческие имена, например поэт Эпаминонд Гонатас (Επαμεινώνδας Γονατάς) Естественно, его крестили в честь святого, имя которого созвучно его имени или в честь святого, память которого отмечают в день его рождения.

– Но при этом распространены еще и довольно необычные, на наш взгляд, имена. Например, Христос...

– Да. Только не Христос, а Христос (Χρήστος), с ударением на другом слоге. Есть словообразовательная модель, когда ударение в имени собственном будет отлично от ударения в имени нарицательном. Например, ставрос (σταυρός) – крест, Ставрос (Σταύρος) – имя. Этимология имени Христос восходит к другому корню, к слову χρηστός – "полезный, добрый, помощник" . Хотя, конечно же, народное сознание связывает его именно с Иисусом Христом. Есть имена Ангел (Άγγελος), Апостол (Απόστολος) . Так что можно в каждом городе найти с десяток Ангелов, Апостолов и Крестов.

– А если вернуться к Константину и Елене, какие интересные особенности есть у их праздника?

Хождение по углям в день святых Константина и Елены

– В народном сознании Елена и Константин воспринимаются не как мать и сын, а как муж и жена, типичная для мифологического сознания гендерная пара. Это такая типологическая особенность.

Праздник отмечается на территории всей Греции, но особенный интерес представляют обряды в районе греческой Македонии и греческой Фракии. Там исполняют обряд анастенариа (αναστενάρια). Суть в том, что часть жителей деревни входят в религиозный экстаз и могут босиком ходить по раскаленным углям и не обжигаться.

– Как возникла эта традиция?

– Известно, что в Древней Греции на этой территории был распространен культ Диониса и, скорее всего, обряд хождения по углям восходит к дионисийским мистериям.

– Как он проходит?

– Исполнители (они называются анастенаридес) каждый год тщательно готовятся к празднику, перед ним соблюдают пост, читают молитвы святым Константину и Елене. Особенно они почитают святого Константина, а святая Елена как бы присоединяется к нему, но без особого акцента на ее образе. Это наводит на мысль о том, что праздничные обряды связаны с почитанием языческого мужского божества.

Музыкальные инструменты – часть обряда анастенариа

Группу анастенаридес (αναστενάρηδες) возглавляет архианастенарис (αρχιαναστενάρης) – предводитель. У него есть особая комната в доме или особая постройка во дворе – конаки (κονάκι) – в которой хранятся ритуальные предметы: украшенные колокольчиками иконы танцующих Константина и Елены, которые используются во время праздника, музыкальные инструменты – большой барабан, флейта, лира и волынка, а также специальные топор, резец и нож, чтобы заколоть во время праздника быка.

Быка покупают на деньги из общей кассы – всей деревни или анастенаридес. Он должен быть черным, трехлеткой, цельным (некастрированным) и ни одного дня не работать под ярмом. То есть жертву приготавливают специально, как и в дионисийских мистериях.

Сам обряд исполняется не везде одинаково. Например, в деревне Кости (Κωστή) в праздник всей деревней во главе с батюшкой идут к святому источнику, который освящен в честь равноапостольного Константина.

Священник освящает воду, но черпать ее разрешается только анастенаридес. Они набирают воду и раздают всем, чтобы люди попили и умылись. Потом возжигают свечи и ладан и режут приготовленное для пира животное – барана или курицу, смотря что могут купить, и начинается совместное пиршество и танцы, в котором анастенаридес не участвуют.

В это время они готовятся к обряду анастенария в отдельном помещении. Анастенаридес танцуют в сопровождении музыкальных инструментов из конаки, либо раскинув руки, либо с иконами в руках, иногда – кружась на месте, иногда – раскачиваясь из стороны в сторону. Темп танца постепенно ускоряется и сопровождается возгласами наподобие "ух!", "ах!". В греческом языке есть глагол "анастеназо" – воздыхать, вздыхать. Отсюда и название обряда и тех, кто его совершает.

Наступает момент, когда они переходят к кульминационной части обряда. Тогда каждый хватает икону, совершает ею крестное знамение – как бы перекрещивает путь – и все анастенаридес выбегают на улицу. Они или пробегают по деревне, или убегают в лес и потом возвращаются обратно. Этот бег, опять же, очень напоминает дионисийские мистерии, которые были за пределы жилого пространства. Но сами анастенаридес утверждают, что их "фотизи о агиос" (φωτίζει ο Άγιος) "просвещает святой".

В обряде участвуют и женщины, и мужчины

– В обряде участвуют и женщины, и мужчины?

– Да. Еще могут принимать участие подростки, но о маленьких детях я никогда не слышала.

На небольшом расстоянии от деревни расположена дубовая роща, которая считается священной. Там расчищается и освящается место, на которое незадолго до дня Константина и Елены приходят девушки и женщины и начинают танцевать. Мужчины в этом танце не участвуют.

Потом в роще рубят дрова для костра анастенарий и огня, на котором будут жарить праздничного быка.

Быка украшают лентами, надевают на него венок из цветов, проводят по всей деревне и привязывают во дворе церкви. Режут его в церковном дворе и следят, чтобы кровь не затекла в храм и не попала на фундамент.

Ближе к вечеру процессия анастенаридес обходит всю деревню и направляется на главную площадь, на которой разжигают костер. Все начинают танцевать вокруг костра. Иногда танцуют только анастенаридес. А остальные сидят вокруг и наблюдают.

В определенный момент архианастенаридес начинает перекрещивать огонь, а потом переходит крест накрест по раскаленным углям. Конечно, это зрелище не для слабонервных. Греки говорят, что можно ходить только крест накрест, и они говорят, что надо ходить только крест накрест, тогда святой Константин дает силы, чтобы не было ожогов.

Хождение по углям продолжается довольно долго – пока у всех есть силы.

Праздничные иконы по-особом уукрашены

Иногда говорят, что во время обряда анастенаридес "берет святой", и они начинают говорить непонятные фразы, которые сложно истолковать. Например, мне рассказывали, как однажды один из анастенаридес начал кричать "Давайте обеты святому" – все быстро стали давать обеты.

– Обеты популярны в Греции?

– Да, очень. К примеру, женщина может попросить родить на следующий год ребенка и обещать за это принести в храм столько килограммов серебра или воска, сколько будет весить новорожденный. Могут приносить не просто серебро, а серебряную фигурку ребенка. У нас есть похожая традиция – оставлять на чудотворной иконе украшения.

Конечно, не все могут позволить себе купить столько серебра. Поэтому в ювелирных лавках продаются маленькие фигурки детей и даже разных частей тела – ручки, ножки, глазки. Их вешают на иконы, молитва перед которыми помогла исцелиться. А если икона очень почитаема, то складывают в специальное хранилище рядом с образом.

– Возвращаясь к анастенариям, как сами греки объясняют для чего они ходят по углям?

– Они говорят, что это чудо, которое являет святой Константин, чтобы укрепить нас в вере. Кстати, во время обряда считается, что кто-то из присутствующих может почувствовать в себе силы встать и пройти по углям вместе с анастенаридес. Тогда на следующий год его "официально" включат в их число.

– В остальное время года анастенаридес имеют какой-то особый статус среди других людей?

– Да! К ним относятся с особым уважением, потому что это действительно удивительно, что человек может не обжигаясь ходить по раскаленным углям.

– Анастенаридес из разных деревень как-то общались между собой?

– Да, была традиция, когда анастенаридес одной деревни в день Константина и Елены брали иконы и, танцуя и выкрикивая междометия, шли по дороге в гости к "коллегам" из соседнего поселения.

– Исполнялись ли похожие обряды в другие дни?

– Есть свидетельства, что сходные обычаи могли исполняться, например, 7 января, когда в Греции отмечают день святого Иоанна. Но самые известные анастенарии, конечно,

Анастенариа проходит до позднего вечера

майские. Кстати сказать, подобная традиция – ходить по углям в день Константина и Елены – есть у болгар, она имеет сходное с греческим название – "нестинари", что, конечно же, говорит об общем происхождении.

– Церковь выступала против обряда?

– Да. Но что с ними поделаешь? Запретить это невозможно. Что касается священнослужителей, они традиционно благословляли обряд, и если не ходили по углям, то танцевали вместе с остальными жителями деревни или наблюдали за происходящим.

– Как сложилось, что именно во Фракии и Македонии, а, скажем, не на юге Греции, возникла традиция в день Константина и Елены совершать анастенариа? Может быть, это связано с тем, о чем принято молиться Константину или Елене?

– Эти святые не выполняют никакой специфической патронажной функции. А традиция, как я уже говорила, связана с тем, что раньше весной во Фракии и Македонии проходили дионисийские мистерии, и в какой-то степени их традиции "наложились" на православный праздник. Но это вовсе не означает, что языческая традиция плавно перетекла в христианскую. О непрерывности подобных локальных традиций сложно говорить. Просто случается, что, например, через несколько столетий по каким-то причинам возрождаются отдельные элементы традиции, существовавшей несколько столетий назад.

– Как давно традиция анастенари стала известна в научном мире? Что с ней происходит сегодня?

– Греческая фольклористика начала развиваться довольно поздно. Николаос Политис начал собирать греческие мифы, легенды, пословицы и поговорки примерно в конце XIX века. Анастенарии первым открыл для научного сообщества Георгиос Екатеринидис, который в 70-х годах записал эту традицию и издал впоследствии несколько книг.

В последние тысячелетия анастенарии стали своего рода "туристическим продуктом": многие приезжают на север Греции специально, чтобы посмотреть анастенарии. Это общекультурное явление: раньше все уезжали из деревни в город, а теперь, на рубеже веков, возникает желание вернуться к корням, к истокам.

И сейчас во многом это постановочный обряд, как и большинство фольклорных действий. Хотя, конечно, в нем есть свое очарование: просто "ради постановки" пройти по раскаленным углям человек не сможет.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама