ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Памятник – от слова "память"

Алексей Соколов :: 21 мая 2010

О массовых захоронениях в Катыни известно с середины 40-х годов. О такой же гигантской общей могиле в районе тверского села Медное говорят меньше – во многом потому, что информацию о ней рассекретили лишь в начале 90-х. Но здесь, так же как и в Катыни, лежат рядом более 6 тысяч польских офицеров и более пяти тысяч советских граждан. Среди них и те, кто пострадал в гонениях за веру, и те, кто уже причислен к лику святых.

В самом Медном расстрелов не проводилось – расстреливали непосредственно в Калинине (ныне Тверь), во внутренней тюрьме НКВД (сейчас в этом здании Тверская медицинская академия). Именно там, в центре города, в 1937 году начались расстрелы, проходившие в рамках выполнения своеобразного "плана": на регионы из центра были спущены разнарядки, отмерявшие, сколько людей следует расстрелять, а сколько посадить на десять лет в рамках "большой чистки".

– В Калининской области расстрелять предполагалось одну тысячу человек, арестовать – три тысячи, однако сотрудники местного НКВД план перевыполнили. – говорит заместитель директора по научной работе Государственного мемориального музея "Медное" Елена Образцова. – Расстреляны были более пяти тысяч человек, а в лагерях оказалось больше двадцати тысяч. Среди расстрелянных есть рабочие, крестьяне (в основном из числа раскулаченных). Есть люди, имевшие ранее судимость, но вовсе не обязательно закоренелые уголовники – достаточно было иметь минимальный срок за самые легкие преступления. Другой "группой риска" являлись выходцы из духовного сословия, причем не только священники, но и люди, бывшие с ними в родстве: сельские учителя, врачи и так далее.

Среди расстрелянных в подвалах тверского НКВД – немалое число пострадавших непосредственно за веру. К примеру, священник Удомельского уезда Димитрий Беневоленский, причисленный ныне к лику новомучеников и исповедников российских. Его судьба пугающе обычна для своего времени: три ареста, последний из которых окончился расстрелом. Причины всегда одни – совершение богослужений. Один из доносчиков, возмущенный тем, что священник отказался от снятия сана, писал об отце Димитрии: "Я прошу вас данное мое заявление проверить и сделать надлежащей вывод: убрать его к своим". Именно так и поступили власти.

После казни тела, как правило, отвозились в район села Медное и захоранивались здесь в общих могилах. Выбор места был неслучаен: здесь располагались дачи НКВД, земля вокруг контролировалась этим ведомством, а потому провести захоронения можно было без лишнего шума. Позже для сотрудников "органов", подчас ничего и не знавших о тех временах, на месте могил были построены дома. Уже в наше время глава тверской милиции обнаружил, что фундамент дома, определенного ему в качестве ведомственного жилья, размыло и на поверхности показались кости...

Период "большого террора" завершился в 1938 году, однако полигон в Медном ожидало второе рождение. В 1940 году здесь прошла новая волна тайных захоронений. На этот раз ликвидации подверглись поляки, оказавшиеся на советской территории после того, как СССР оккупировал восточную часть Польши в 1939-м. Военные, полицейские, жандармы, пограничники, сотрудники прокуратуры – в Осташковском лагере под Тверью их было примерно 6 300, когда 5 марта 1940 года было фактически принято решение об их расстреле. В течение двух месяцев весны 1940 года пленных небольшими партиями, так же как некогда советских граждан, доставляли в управление НКВД в Твери, где после формального заседания "тройки" приводили приговор в исполнение.

В мае того же года расстрелы закончились – нормы были выполнены, но и на этом история тайного кладбища не завершилась. Еще через год неподалеку от секретных захоронений начали предавать земле бойцов Красной армии, скончавшихся в госпиталях области. Так земля вокруг старинного, описанного еще Радищевым села приняла в себя жертв не только сталинских чисток, но и фашизма. Все обрели покой рядом друг с другом.

В начале 90-х информацию о полигоне НКВД под Медным рассекретили, в Польше была принята программа по увековечению памяти погибших и возведению мемориала на их могилах. В 1996 году начали строительство российской части мемориального комплекса. Сегодня построенные поляками и россиянами памятники примыкают друг к другу.

Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, расположенного в трех километрах от музейного комплекса, протоиерей Игорь Седов регулярно совершает на могилах панихиды и мечтает, что в комплексе появится свой небольшой храм, в котором, по его словам, очень нуждаются потомки репрессированных, приезжающие на могилы родных.

– Я стараюсь молиться за всех, кто похоронен здесь, – говорит отец Игорь. – Даже не пытаюсь разбираться, кто из них какой веры придерживался при жизни. Ведь здесь лежат рядом иудеи, мусульмане и христиане – в том числе и те, кто уже причислен к лику святых. Недавно здесь, в Медном, среди расстрелянных обнаружили священника, служившего неподалеку в одном из сел. За что он был расстрелян? Лишь за то, что не отошел от веры, не бросил свою паству, не предал Христа... А ведь таких, как он, в те годы были тысячи и тысячи.

Специалисты музея ведут и научную работу, ездят в экспедиции по области. Недавно они обнародовали результаты исследования судеб священников города Торопца, состоявших в далеком родстве с Патриархом Тихоном (Белавиным): как оказалось, практически все были репрессированы. Ну и, конечно, важнейшей задачей музея остается сохранение памяти о тех событиях.

– О Медном нужно рассказывать, писать, нужно привозить сюда школьников. – говорит отец Игорь. – Мы обязаны помнить о том, что здесь происходило, чтобы это не повторилось больше никогда.

Польская часть мемориального комплекса "Медное". После того как были обнародованы списки расстрелянных поляков Осташковского лагеря, польское правительство распорядилось сделать таблички, на каждой из которых указаны имя, должность и дата расстрела военнопленного. 6311 табличек размещены на деревьях в лесу у Медного, их содержание повторяется и на Стене плача в самом Медном. Сюда родные погибших приносят цветы.

Источник: Фома

См. также
Катынь
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама