Чего мы ждем от духовного наставника?
Кому из нас не хочется выглядеть в глазах окружающих как можно лучше? Мы стараемся обнаружить перед людьми лучшее, что в нас есть, и тщательно скрываем худшее. Как же непросто становится, когда в жизни появляется человек, с которым все с точностью до наоборот! Ему мы должны без утайки открывать самое постыдное. Говорить с ним о том, о чем хочется забыть. Именно таким человеком для православного верующего становится его духовник.
Каждая исповедь Пасха
Когда я в возрасте двадцати шести лет пришел к вере и встал перед необходимостью исповеди, то долго не мог решиться лишь потому, что боялся такого бесконечного презрения к себе со стороны священника, какого только и заслуживают грехи, в которых я должен был признаться. "Ну хорошо, думал я, ну расскажу я ему все! Но потом как я ему на глаза покажусь! Да я, издалека увидев его, буду за версту обходить. Нет уж, поеду в другой конец Московской области, найду такого батюшку, с которым уже никогда больше не встречусь, изолью перед ним все "внутренние помои" и, если не умру со стыда прямо на месте, вернусь домой и в дальнейшем буду исповедаться уже в "новых" грехах, которые, конечно же, не будут столь постыдны, как "старые", и не навлекут на меня того, чего я так боялся".
Слава Богу, этот соблазн удалось преодолеть, и я все-таки нашел в себе силы исповедаться "по месту жительства". Однако у многих, думаю, стоит похожая проблема. Очень не хочется лишить себя уважения того, чьим мнением особенно дорожишь. Так вот, свидетельствую как священник, уже около двадцати лет принимающий исповеди: чем более постыдные грехи исповедует человек перед духовником, тем большее уважение и даже любовь испытывает священник к кающемуся. Очень верно сказал об этом архиепископ Иоанн Шаховской. Кто-то посочувствовал ему, что приходится выслушивать такое грязное, мерзкое, отвратительное, что это так, наверно, тягостно! И владыка ответил: "Напротив! Каждая такая исповедь Пасха!"
Как это верно! Ведь что такое Пасха? Это победа. Сначала, до Христа, победа свободы над рабством, а во Христе победа жизни над смертью. И каждая исповедь, если она по-настоящему откровенна и глубока, делает кающегося победителем, а духовника свидетелем победы.
Здесь хочу вспомнить прекрасный эпизод из романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". Старец Зосима перед смертью рассказывает духовным чадам о том, как еще до монашества, будучи молодым офицером, он накануне дуэли в приступе злобы ни за что побил своего денщика. И вот утром, уже собравшись ехать на поединок, перед лицом возможной смерти, он чувствует всю мерзость своего поступка. Уже выходя из дома, он вдруг возвращается, будит денщика, падает ему в ноги и просит прощения. А затем, охваченный радостью, выбегает из дома к ожидающему его в санях секунданту и кричит: "Видал победителя? Вот он перед тобою!" Секундант хвалит товарища за храбрость, думая, что его возглас относится к предстоящей дуэли. Но совсем другой победе радуется молодой офицер и будущий монах. Нет на свете более прекрасной, более достойной победы, чем победа над самим собой. Так вот каждый раз, когда я выслушиваю честную и беспощадную к себе исповедь, мне хочется сказать самому себе эти же слова: "Видел победителя? Вот он перед тобой!" Уверен, что те же чувства испытывают очень многие священники.
Для чего нужен духовник?
Сформулируем вопрос шире для чего нужна исповедь? А лучше еще шире для чего мы живем? Ведь на самом деле все вопросы сводятся к главному о смысле нашей жизни. Не решив его, бесполезно решать остальные.
Помню в юности, когда я был еще далек от Церкви, я услышал по телевизору, как кому-то задали вопрос: "А что такое духовность?" И он в ответ процитировал одного из восточных мудрецов: есть три подхода к жизни. Первый жить, чтобы жить. Второй жить, чтобы жить лучше. Третий: жить чтобы быть лучше, и это и есть духовность.
Не уверен, что это самое точное и удачное определение духовности, но мысль все же очень верна. Если желания быть лучше нет в сердце человека, едва ли его жизнь состоится во всей полноте. А тот, кто действительно стремится быть лучше, чем он есть, и кто делает усилия в этом направлении, думаю, неизбежно приходит к потребности исповеди. Я не говорю пока о церковной исповеди. Ведь стремящиеся к совершенству вовсе не сплошь православные христиане. Кто-то исповедуется перед своей совестью, кто-то перед близкими друзьями, кто-то пишет исповедальные дневники, как Лев Толстой, кто-то пытается исповедаться "напрямую Богу", не понимая, зачем нужен здесь какой-то посредник-духовник. Любая такая исповедь заслуживает уважения, как и вообще любое искреннее усилие стать лучше. В моей жизни, до прихода в Церковь, тоже было и первое, и второе, и третье. Но только когда состоялась первая исповедь в храме священнику, сердце ощутило подлинность происшедшего. И раньше было самое искреннее раскаяние, самое горячее желание начать новую жизнь. Освобождения, однако, не наступало. И только после церковной исповеди я ощутил, что вышел, наконец, на свободу.
"Можно ли исповедаться разным священникам? Каждую исповедь новому?" спрашивают иногда. Никаких запретов насчет этого в Церкви нет. Тем более, когда на протяжении многих лет у нас сложилась такая ситуация, что многие исповедались раз в год, и это считалось нормой. Дело не в том, можно или нельзя. Ответить можно словами апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно..." (1 Кор. 6: 12). Можно и разным, только сначала спросим себя: а для чего мы идем на исповедь? Чтобы получить "пропуск" к причастию? Чтобы "поставить галочку", ничего в себе не меняя? Если так, то действительно нет разницы, кому исповедаться. Если же мы в самом деле хотим стать лучше, то необходимость в постоянном духовнике будет тем более очевидна, чем сильнее и искреннее мы этого хотим.
Самый прекрасный вид дружбы
Тем, кто уже ясно понимает, как важно иметь духовника, но еще не встретил его, я хотел бы дать несколько советов из опыта.
Если на душе что-то очень серьезное и тяжелое, требующее глубокого разговора, а вы еще не определились с духовником, пожалуйста, не спешите. Иногда можно услышать: "Не должно быть разницы, кому мы исповедуемся. Мы ведь не человеку, а Богу исповедуемся. Священник только свидетель". Это не верно. Священник не только свидетель, но и участник. Действительно, таинство совершается независимо от личных качеств тайносовершителя. Какой бы православный священник ни возложил на вас епитрахиль и не прочитал разрешительную молитву, грехи будут одинаково прощены. Но ведь исповедь не только отпущение грехов. Огромная разница, стоит ли рядом с вами у исповедального аналоя человек, любящий вас, сочувствующий, плачущий вместе с вами о ваших грехах, молящийся за вас, или же далекий и чужой вам человек.
А бывает и хуже! Не случайно же было специальное выступление покойного патриарха Алексия II "О младостарчестве". Некоторые священники, не имеющие достаточного опыта, берутся руководить людьми по типу старцев, требуя беспрекословного послушания и налагая такие "бремена неудобоносимые", что диву даешься.
Честно сказать, когда-то я сам сомневался в правоте того, о чем сейчас говорю. Думал, может, зря я выбираю. Может, лучше решить: на все воля Божия, какой попался духовник, тому и раскрывайся, не мудрствуя. А потом прочитал в одном из патериков: "Никогда не открывай свою душу священнику, к которому не расположено твое сердце". Все стало на свои места. Отношения с духовником один из видов дружбы. А может быть самый прекрасный ее вид. В подлинной же дружбе нет места деспотизму, она всегда уважает свободу. Поэтому, если духовник требует от вас полного послушания ему во всех вопросах вашей жизни, это достаточный повод насторожиться. И очень серьезно насторожиться.
Не спешите "сдаваться" в духовные чада и тому батюшке, который, едва познакомившись с вами, сразу же начнет предлагать себя в духовные отцы. Отношения, которые должны возникнуть между "отцом" и "чадом", настолько ответственны, что поспешность здесь со стороны мирянина легкомысленна, а со стороны священника подозрительна.
Конечно, в некоторых случаях любой из нас, священников, должен бывает сказать веское "нельзя" или "надо", но в большинстве случаев решение важнейших жизненных задач надо принимать человеку самому. "А для чего же тогда нужен духовник?" Он поможет принять это решение. Именно поможет. А это разные вещи помочь человеку или сделать за него то, что он должен сделать сам. Помочь духовник может советом и молитвой. Иногда только молитвой. Не обижайтесь, если на некоторые ваши вопросы он отвечает: "Не знаю". Это нормальный ответ. Некоторых он разочаровывает, и они начинают искать тех, кто всегда "знает". Желаю им никогда такого не найти. Самые опасные люди те, кто "знает" ответы на все вопросы. Ответы на некоторые вопросы может дать нам только Сам Господь через совесть, в сердце. И чтобы получить такой ответ, нужна молитва и твоя личная, и твоего духовника.
Со стороны виднее
Впрочем, свое мнение, свое видение ситуации священник обычно высказывает. Есть ведь такая вещь: со стороны многое выглядит совсем иначе, чем изнутри. Вспоминаю случай, о котором мне рассказывал один уже пожилой священник. Когда был он моложе, только начинал служить, произошла у него очень серьезная ссора с матушкой. И вот едет он из дома к себе на приход на электричке, в душе все кипит. Размышляет о случившемся, анализирует, вновь и вновь убеждается в полной своей правоте и полной неправоте матушки (а надо сказать, так и было, он и сейчас, спустя много лет, убежден в том же), думает, как вести себя дальше, как в дальнейшем выстраивать семейные отношения, какие воспитательные меры принять, чтобы поняла, в конце концов, матушка недопустимость такого отношения к мужу. И выстроилась в уме целая цепь этих "воспитательных мер", которые представлялись очень разумными и справедливыми. И вдруг подсаживается к нему мужчина и обращается: "Простите, пожалуйста, вы, наверно, в Церкви служите?" Батюшка одет был в "штатское", но попа ведь в любой одежке узнают. "Да, я священник". "Не могли бы вы меня выслушать. Может, совет какой дадите". И попутчик рассказал о том, как тяжело складывается его семейная жизнь, как жестока и несправедлива бывает к нему жена. И вот теперь, когда терпение его кончилось, решил он сделать следующее... И тут перед священником была изложена некая "программа воспитательных мер", очень похожая на ту, которую он сам собирался осуществить в своей семье. Но теперь, когда он смотрел на ситуацию со стороны, ему виделась совершенная глупость и бесполезность этих "мер". "Ну что вы, улыбаясь, говорил он собеседнику. Разве же этим поможешь! Этим вы только еще хуже сделаете. Здесь можно только любовью победить". И так далее... Говорил очень правильные и убедительные вещи, за которые собеседник был ему очень благодарен. Говорил и удивлялся, почему же не приходило все это ему в голову раньше... Когда беседа закончилась, молодой человек был искренне благодарен священнику, вразумившему его, а священник благодарен Богу, пославшему навстречу (конечно же, неслучайно!) человека, через которого и ему пришло вразумление.
Любая встреча что-то меняет в нашей жизни, которая и формируется-то во многом этими встречами. Любое общение может сделать нашу жизнь богаче и глубже. Но встреча и общение с любящим, внимательным, глубоко верующим, ответственным духовником величайшая удача, которой должен дорожить каждый, у кого это состоялось, и к чему стоит стремиться любому, стремящемуся быть совершенным, следуя заповеди Иисуса Христа: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48).
Источник: Православие и мир