ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Школы Квебека – достижимый идеал

Татьяна Федорова :: 27 мая 2010

Мне знакомы две системы образования – отечественная и канадская, хочу поделиться своими соображениями о преимуществах последней.

Свой рассказ я буду строить в виде ответов на два вопроса:

1. Что из отечественного образования не хватает канадской системе?

2. Что наоборот хорошего в канадской системе очень бы не помешало лично мне в свое время?

В первую очередь, хочу уточнить, что говорить я буду исключительно о системе образования провинции Квебек. Дело в том, что в разных провинциях свои порядки, причем зачастую весьма различающиеся между собой, поэтому я не отважусь говорить, что приведенная ниже информация характерна для всех прочих территорий.

Ответ на первый вопрос будет прост и краток. Ничего. В моем понимании квебекская система образования настолько в принципе превосходит ту российскую, которую я застала, что заимствовать из отечественного опыта не нужно абсолютно ничего.

Второй вопрос требует более обширного ответа.

Лично мне бы не помешала вся система целиком. Если брать ключевые моменты, то это:

– уважение к личности ученика и его человеческому достоинству;

– искренний интерес к каждому ученику и стремление максимально полно раскрыть его потенциал, выявить склонности и помочь определиться с оптимальной профессией;

– возможность во время обучения близко познакомиться не только с академическими дисциплинами, но и с огромным спектром прочих профессий;

– отработка базовых навыков работы в команде, подготовки проектов, библиотечной работы, оформления документов, устных докладов и презентаций;

– возможность не только получать (знания), но и отдавать (благотворительные проекты, адресованные населению района и не только);

– развитие личностных качеств, формирование христианского мировоззрения;

– гибкая система выбора учебных дисциплин, адаптированная к возможностям конкретного ученика и его выбору дальнейшей специальности;

– четко детерминированная цепочка prerequisits (досл.: предпосылка, предварительное условие) для каждой последующей ступени обучения, позволяющая спланировать процесс подготовки и обеспечить получение высшего образования в зависимости от реально вложенного труда, а не от везения-невезения на экзаменах и т.п.;

– высокий уровень школьного образования, дающий требуемый уровень подготовки без привлечения репетиторов.

Принцип организации учебного процесса сильно отличается от привычного нам, на что с непривычки часто ропщут родители-иммигранты. Считается, что основная задача начальной школы не столько дать знания, сколько выработать у детей привычку к систематическим занятиям, к самостоятельной и командной работе, регулярному выполнению домашних заданий. При этом обучение в начальной школе строится по методу комплексному, когда программы по разным дисциплинам согласовываются таким образом, чтобы дать детям максимально объемное представление о взаимосвязи самых различных явлений и событий.

Приведу такой пример. Допустим, темой недели является празднование Дня Благодарения. В рамках этой темы дети не только узнают историю праздника, но и массу смежной информации. День Благодарения это праздник первых европейских поселенцев в Северной Америке. Стало быть, есть повод поговорить о том, из каких стран эти люди прибыли, в какую историческую эпоху. Что в это время происходило в их странах, какие важные события? Какие известные ученые, деятели культуры, военачальники жили в этих странах в ту эпоху? Какие были взаимоотношения между странами? Какие литературные, музыкальные, живописные произведения создавались? Что из себя представляли морские путешествия? Как вообще была открыта Америка? В чем была важность установления морского пути в Индию и Китай?

Соответственно, все дисциплины недели – математика, история, география, литература – отталкиваются от одной и той же темы и помогают детям лучше понять изучаемый материал.

В средней школе обучение идет уже с очень высокой нагрузкой, при этом в высокорейтинговые школы существует система тестового отбора. Но как говорят сами педагоги, для них важны не столько знания, накопленные претендентами в начальной школе, сколько гибкость мышления, способность решать нестандартные задачи, и личная мотивированность учиться в данной конкретной школе. Так что из двух равных кандидатов предпочтут зачислить того, который расскажет, как и почему он сам выбрал именно эту школу, а не того, который скажет, что его мама с папой сюда привели, потому что им эта школа нравится. Возраст кандидатов, кстати, 11 лет (зачисление в среднюю школу идет в середине шестого класса начальной школы).

Гибкость системы обеспечивается тем, что по базовым дисциплинам существует широкий спектр учебных программ разного уровня сложности. В двух младших классах средней школы (аналог отечественных 7 и 8-го) детям дают возможность "попробовать" все учебные и внешкольные дисциплины, чтобы помочь выявить их тип – гуманитарный или технический. Учебная программа включает фиксированное количество часов по базовым дисциплинам, плюс каждую четверть ребенок должен обязательно брать один – два дополнительных курса из так называемых "обогащающих" дисциплин – музыка, театр, живопись, фото-дело, кулинария, командные виды спорта, предмет на расширение общей эрудиции.

Успехи оцениваются не только учителем по данному предмету, но и начальником курса и школьным консультантом по профориентации. В течение третьего класса, если ребенок сам пока не определился, у него есть возможность попробовать еще дополнительные дисциплины. В то же самое время, с каждым ребенком отдельно работает специалист по профориентации, чтобы на основании накопленной информации и личных склонностей помочь ребенку выбрать то направление, к которому у него есть от природы наибольшие склонности.

В четвертом классе уже можно выбрать базовые дисциплины того уровня, которые соответствуют будущей специальности. Естественно, в 14 – 15 лет говорить об однозначной ориентации еще рано, но понять, гуманитарий ребенок или технарь, уже можно.

Соответственно, гуманитариям достаточно в старших классах математики минимального уровня сложности, зато для них существует продвинутый блок социо-гуманитарных наук. В свою очередь, естественникам в принципе достаточно математики среднего или продвинутого уровня. А господа будущие инженеры (как мой старший сын) предпочитают самый высокий уровень, super-advanced level. У них доля математики-физики-химии в расписании очень велика, а части дисциплин гуманитарного блока нет вообще.

У каждой учебной дисциплины есть свой код, плюс существуют жестко детерминированные цепочки, какая программа является prerequisite для какого учебного курса. В целом учебный процесс состоит из четырех этапов:

– начальная школа (классы с первого по шестой, по желанию можно отдать ребенка в школу совсем рано – в нулевой класс или даже "пред-нулевой", фактически являющийся детским садом при школе);

– средняя школа (классы с первого по пятый);

– колледж-техникум (двух – или трехгодичная программа):

– университет.

Два первых этапа являются обязательными, третий – очень желательным, четвертый – факультативный. Однако поступить в университет, минуя техникум, нельзя, поскольку иначе из prerequisite цепочки выпадут очень важные звенья.

Для ясности приведу пример. Допустим, для поступления на инженерную специальность в университет требуется, чтобы абитуриент на последнем курсе техникума учился по программе A586. Чтобы взять эту программу, на предыдущем курсе необходимо брать А486 (коды условные). Техникум у нас обычно двухгодичный. Стало быть, чтобы начинать техникум с программы А486, среднюю школу нужно закончить по программе А386 (продвинутый уровень) или А386Х (супер-продвинутый уровень). Это означает, что в четвертом классе средней школы математика должна быть с кодом А286 или А286Х. Гуманитарий же в 4 классе берет программу с кодом В286 или С286.

Теперь предположим, что ребенок в школе выбрал одно направление, соответственно, выстроил учебный план определенным образом, а с возрастом решил учиться в университете по совсем другой специальности. В этом случае он может в вечерней школе для взрослых или в колледже добрать необходимые prerequisits. При здешней системе образования это не составляет проблемы.

Во всех школах провинции программы с одинаковым кодом преподаются на абсолютно одинаковом уровне, поэтому по уровню знаний никакой разницы между учениками нет. В конце каждого учебного года проводятся типовые экзамены, опять-таки единые по всей провинции. Для поступления в колледж и в университет требуется только наличие всех prerequisits и определенный уровень успеваемости по итогам предыдущего учебного года (запись обычно производится на последнем году обучения). Ну и последний класс нужно все-таки закончить без переэкзаменовок.

Отдельного внимания заслуживает воспитание социальной ответственности и милосердия, также обеспечиваемое канадской школьной образовательной системой.

Средняя школа патронирует малообеспеченные семьи своего квартала (затрудняюсь сказать, сколько их конкретно, но школа, в которой учатся мои дети, патронирует как минимум несколько десятков). Каждый год к Рождеству и Пасхе школа организует сбор продуктов, игрушек и предметов первой необходимости, плюс сбор финансовой помощи. Собственно говоря, так делают на абсолютно любом предприятии, но поскольку речь мы сейчас ведем об образовании, я ограничусь описанием только школы.

Вот такие коробки ставятся в вестибюле за полтора месяца до праздника. Все желающие могут туда анонимно положить свои дары. Между классами проводится соревнование, кто соберет больше средств, и победители торжественно награждаются.

Очень важно, что средства берутся не из родительского кармана, а ребятам дают самим заработать, продавая, например, чай, кофе, шоколад, календари. Для этого нужно самому ходить из дома в дом, из квартиры в квартиру, объяснять, на какой благотворительный проект идут средства.

Перед праздником школьники сами, под руководством учителя, упаковывают подарочные корзины и разносят их по домам нуждающихся.

В младшей школе, правда, к помощи родителей в формировании благотворительных фондов все-таки прибегают. Ежегодно проводится диктант в пользу бедствующих детей Африки. Для этого сначала дети с родителями договариваются, какую сумму каждый взрослый готов выделить за каждое правильно написанное слово. Причем в этот формуляр-обязательство могут вписаться все желающие – родители, другие родственники, соседи. Дело ребенка – уговорить как можно больше знакомых ему взрослых.

По итогам диктанта школа рассылает семьям результаты, после чего взрослые дают обещанную сумму. Звучит забавно, а на деле суммы получаются очень большие. Предположим, муж, отец и я пообещали ребенку по десять центов за слово. Полностью правильно написанный диктант из ста слов – это уже тридцать долларов только с одной нашей семьи. Двадцать пять человек в классе, двадцать классов в школе... Сколько школ в городе, я не знаю. Зато знаю, что многие подписываются на гораздо большие суммы, чем по десять центов за слово. А у детей считается делом чести написать диктант как можно лучше.

В выпускном классе нашей средней школы проводится еще такое мероприятие, в котором участвовал наш младший сын. Дети-добровольцы едут на пасхальные каникулы в Доминиканскую республику, в ее беднейший район. Там они работают, в частности, на тростниковых плантациях, и еще в разных местах. Все заработанные ими суммы идут на оплату учебы доминиканских ребят в тамошних университетах. Кроме того, дети отвезли туда огромный груз медикаментов, одежды, предметов гигиены, потому что страна в буквальном смысле слова нищая, и помощь требуется постоянно.

Подобные трудовые десанты организуются во многих не только канадских, но и американских школах, и зарабатываемые при этом суммы получаются достаточно большими. Частично оплачиваем эту поездку мы – родители, а частично сами дети, зарабатывая на нее средства.

(Сайт Доминиканского проекта на французском языке: http://www.tiersmonde.net/)

Назову еще несколько проектов, которые курируют сами старшеклассники:

– круглогодичный сбор средств на лечение больных детей (операция Enfant Soleil) – студенческие спектакли, лотереи, аукцион цветов;

– кампания в поддержку "узников совести" в рамках сотрудничества с Международной Аминистией;

– экологический проект, направленный на экономию природных ресурсов (экономия воды, электричества, протесты против вырубки лесов...).

Я перечислила только малую часть проектов. Возраст детей, участвующих в подобной благотворительной деятельности, от 5 до 17 лет. И только в Доминикану по понятным причинам пускают лишь старшеклассников.

Таким образом, квебекская система образования формирует не просто эрудита и интеллектуала, но и социально ответственную личность, человека, готового оказать деятельную поддержку ближнему.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама