ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира". Лекция Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

27 мая 2010

26 мая 2010 года, в рамках своего визита в пределы Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и встретился с учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Предстоятель Константинопольской Православной Церкви выступил перед учащимися с лекцией "Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира".

Вступление: Творение и добродетель молчания

В "Филокалии" преподобный Антоний Египетский описывает природу как книгу, которая являет красоту творения Божия: "Творение, – говорит он, – громко заявляет о своем Творце и владыке". Или как утверждал преподобный Максим Исповедник в VII веке, весь мир – это "космическая литургия". Каково же православное богословское и духовное видение мира?

Маленьким мальчиком, сопровождая священника нашей местной деревни к далеким часовням на нашем родном острове Имврос в Турции, я хорошо видел связь прекрасных горных склонов с великолепием Божием. Окружающая среда дает панорамное видение мира, подобно широкоугольным линзам камеры, и это видение не позволяет нам корыстно эксплуатировать природные ресурсы мира. Недавнее экологическое бедствие на севере Мексиканского залива в Луизиане обнажает последствия пренебрежения этим космическим взглядом на мир.

Но чтобы дойти до этой зрелости в отношении к природной среде, мы должны остановиться и прислушаться к голосу творения. Если мы помолчим, то услышим, что говорит нам Литургия святого апостола Иакова:

Покрылись небеса блистанием славы Его,

и хвалы Его исполнилась вся земля;

Его море, и Он создал его, и сушу сотворили руки Его.

Его море, и Он создал его;

и всякая тварь проповедует величие Бога.

К несчастью, мы живем, не замечая концерта окружающей среды, который исполняется перед нашими глазами и ушами. В этом оркестре каждая крошечная деталь играет важную роль. Ничто нельзя удалить, не нарушив всю симфонию. Ни дерево, ни животное, ни рыбу нельзя удалить, не испортив всю картину.

Православное богословие и окружающая среда

В своем самом главном символе – в Никео-Цареградском Символе веры, Православная Церковь исповедует "единого Бога, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым". На основе это основополагающего принципа и исповедания веры Православная Церковь формулирует, особенно в своих песнопениях, концепцию космического преображения. Праздник Преображения Господня 6 августа подчеркивает неотъемлемую связь между преображением (metamorphosis) и Богоявлением (theophania), распространяя божественный свет и преображающую силу на все творение:

Свете неизменный Слове

Света Отца нерожденна

в явленнем свете Твоем

днесь на Фаворе свет видехом Отца, свет и Духа,

светом наставляющаго всю тварь.

И на праздник Крещения Господа нашего 6 января возглашается:

Естество вод освятилось,

земля благословилась,

небеса просветились...

дабы стихии творения, и ангелы и человеки,

все видимое и невидимое славили святое имя Божие.

Широта и глубина православного космического видения видят в человечестве часть Богоявления, которое всегда больше одного человека. Как говорит преподобный Максим, "человек не отделен от остального творения. Он связан самой своей природой со всем творением". Так, в "Братьях Карамазовых" Достоевский призывает: "Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах".

Евхаристическая и аскетическая духовность

Чтобы достичь этого сакраментального видения творения, человек должен усвоить духовность благодарения и самодисциплины. В богословских категориях мы призваны быть существами евхаристическими и аскетическими. Так, Православная Церковь напоминает нам, что творение – не просто наше владение или собственность, а дар Бога Творца, дар чуда и красоты. С момента творения сей мир был дан Богом как дар, который следует передать дальше с благодарностью и любовью.

Именно так православный духовный путь избегает проблемы господства человека над миром. Ибо если этот мир есть священное таинство, тогда это само по себе исключает всякую попытку человека завладеть им. Ведь владение или эксплуататорская власть над ресурсами мира равносильна скорее первородному греху Адама, чем чудесному дару Божию. Это результат корысти и алчности, которые проистекают от отчуждения от Бога и отказа от сакраментального мировоззрения. Грех отделил священное от мирского, ввергнув последнее в царство зла и отдав его в жертву эксплуатации.

Помимо евхаристической духовности мы призваны и к аскетической этике, а именно к самоограничению и самоконтролю, чтобы мы больше не поглощали каждый плод, а проявляли чувство бережливости, отказываясь от чего-то ради всего. Тогда мы научимся заботиться о растениях и животных, о деревьях и реках, о горах и морях, о людях и мире. Тогда мы станем инструментами мира и жизни, а не орудиями насилия и смерти. Тогда все обретет свою божественную цель, как Бог изначально замыслил мир.

Творение и добродетель сочувствия

На шестой день творения Бог сотворил мужчину и женщину по образу Своему и подобию. Однако многие не замечают, что шестой день был посвящен не одному только созданию Адама. Тот шестой день был предназначен и для души живой по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их (см. Быт. 1. 24). Эта тесная связь между человеком и остальным творением является сильным напоминанием о нашей неразрывной связи с окружающей средой. При всей безусловной уникальности нашего сотворения по образу Божию то, что объединяет нас, больше того, что разъединяет нас и друг с другом как людей, и с творением. Это трудный урок, который нам преподали последние десятилетия.

Святые нашей Церкви хорошо понимали это. Они знали, что человек с чистым сердцем способен почувствовать связь с остальным творением, в том числе с животным миром. Эта связь – не просто эмоциональная, а глубоко духовная, дающая чувство преемственности и общности. Это и выражение самобытности и сочувствия ко всему творению. Можно вспомнить, как преподобный Серафим Саровский кормил медведя в северном лесу. Как заметил святитель Исаак Сирин,

Сердце милующее горит о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека исторгают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого сострадания умиляется сердце и не может оно видеть какого-либо вреда, или малой печали, претерпеваемой тварью.

Интерпретация концепции греха

Если земля священна, тогда наша связь с природной средой – сакраментальна. Грех Адама заключается именно в его отказе принять мир как дар общения с Богом и с остальным творением. Апостол Павел ясно подчеркивает последствия грехопадения, утверждая: "Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8. 22), и "тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих" (Рим. 8. 19).

Но слишком долго мы как Церкви и богословы концентрировались на понятии греха как разрыва в личных отношениях друг с другом и с Богом. Экологический кризис напоминает нам о космических последствиях греха, и это не просто социальные или узко-духовные последствия. Каждый акт загрязнения является преступлением перед Богом как Творцом. Покаяние подразумевает радикальное изменение путей и мировоззрения. 15 лет назад на конференции в Санта-Барбаре мы заявили:

Совершать преступление против мира природы – грех. Вызывать исчезновение видов и нарушать биологическое многообразие творения Божия, подрывать целостность земли, вызывая изменения климата, лишать землю ее естественных лесов или нарушать ее заболоченные территории, заражать воды земли – все это грехи.

Социальные, политические и экономические последствия

Православное богословие признает природное творение неотделимым от подлинности и судьбы человечества. Каждое человеческое действие надолго оставляет след на теле земли. Отношение человека к творению и его поведение по отношению к нему прямо отражает отношение человека к другим людям и поведение по отношению к ним. Экология неизбежно связана с экономикой. Наша глобальная экономика просто переросла способность нашей планеты поддерживать ее. Речь идет не просто о возможности для нас поддерживать мир, а о выживании. В самом деле, ученые считают, что от глобального потепления больше всех пострадают те, кто меньше всего может позволить себе. Поэтому экологическая проблема загрязнения окружающей среды связана с социальной проблемой бедности, ибо вся экологическая деятельность измеряется ее воздействием на других людей, особенно бедных.

Следовательно, озабоченность экологическими проблемами непосредственно связана с заботой о социальной справедливости. Церковь, пренебрегающая молитвой о загрязненной окружающей среде, – это Церковь, которая отказывается давать пищу и питье страждущим людям. Общество, отказывающееся заботиться о людях, – это общество, которое в конечном итоге плохо относится к всему творению Божию. Термины экология и экономика имеют один и тот же этимологический корень от греческого oikos, означающий дом. Плохо и эгоистично то, что мы применяем это слово только к себе, как будто мы единственные обитатели этого мира. Эта планета является домом для всех, для каждого живого существа, равно как для каждой формы жизни.

Заключение: Новое мировоззрение

Мы неоднократно утверждали, что кризис, с которым мы столкнулись в нашем мире, не является прежде всего экологическим. Это кризис того, как мы воспринимаем мир. Мы относимся к нашей планете эгоистично и безбожно именно потому, что не видим в нем дар свыше. Наш долг – принять, соблюсти и передать этот дар будущим поколениям. Поэтому прежде чем действенно решать проблему нашей окружающей среды, мы должны изменить наш взгляд на мир. В противном случае мы будем заниматься просто симптомами, а не причинами. Нам нужно новое небесное мировоззрение, если мы хотим новой земли (Откр. 21. 1).

Это источник нашего оптимизма. Природная среда – лес, вода и суша – принадлежат всем поколениям. Ваше поколение имеет право на лучший, более светлый мир – мир свободный от деградации, насилия и кровопролития, мир великодушия и любви. Бескорыстная любовь к нашим детям укажет нам путь в будущее. И ваше поколение начнет перемены в образе жизни, которые обеспечат это будущее.

Да благословит вас Бог в этой священной борьбе.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама