ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Верные признаки. Кино о религии и вере в мире делают про людей, а в России – про идеологию

Ксения Рождественская :: 31 мая 2010

Религия в современном российском обществе – пока еще не привычный фон частной жизни, а скорее, часть идеологии или политики. Не воздух, а веселящий газ, "черемуха" или, как минимум, флакон духов "Красная Москва". Поэтому и российское кино воспринимает религию как самодостаточную тему для разговора, а не как один из поводов поговорить о человеке. Тем интереснее смотреть зарубежное артхаусное кино на ту же тему.

Именно артхаусное, потому что большое голливудское кино в чем-то очень похоже на российское: там тоже известно, куда идти, что спасать и чем сердце успокоится, а любые сомнения – лишь временный отход от верной дороги. Мировой чемпионат по борьбе добра со злом, бодрые боевики, использующие библейские сюжеты как чистое развлечение. Например, недавнее "Знамение" Алекса Пройаса, где Апокалипсис красиво сметал Николаса Кейджа с лица земли. Или "2012" Роланда Эммериха с еще одной версией Ноева ковчега, или "Книга Илая" братьев Хьюз – про постапокалиптический поход с Библией в руках. В авторском кино, особенно в европейском, все иначе: здесь интересна не "верная дорога", а человек, который по ней идет.

Фильм "Лурд" австрийского режиссера Джессики Хауснер, выходящий на российские экраны 3 июня, – это исследование природы чуда, драма о человеке, который сталкивается с чем-то неизмеримо большим, чем он сам. Героиня – одна из лучших ролей Сильви Тестю – милая, парализованная девушка, отправляется с паломниками в Лурд просто так, развеяться. Лурд – место, где ежегодно происходят чудесные исцеления страждущих. Хауснер изучала отчеты об исцелениях – как реальных, так и тех, которые были признаны недействительными, разговаривала со священниками и паломниками. Но ее интересовало не божественное откровение, а жестокая двусмысленность чуда, божественный произвол: не особо религиозная героиня встает и идет, а истово верующие каждый год совершают паломничество впустую.

Чудо для Хауснер – основа жизни, а не только религии. Религия поставила чудо на коммерческую основу, и режиссер отмечает это с иронией, но без яда. Жизнь структурируется по каким-то неведомым законам, и чудо кристаллизует ее, изменяет все вокруг, преображает каждого, кто с ним сталкивается. Хауснер называет своим вдохновителем Карла Дрейера с его "Словом" – одним из самых величественных фильмов о чуде и воскрешении, снятых за всю историю кино. Но в основе "Лурда" – не вера, как у Дрейера, а случайность и человеческое любопытство, которое иногда сильнее веры. Хауснер не знает ответов на вопросы, которые сама же и задает. Главный из этих вопросов – как быть с чудом, когда оно произошло?

Подобная попытка поговорить о чудесах и божественном была в лунгинском "Острове". Не попытка даже, а намек на нее. Но для Лунгина чудо – несложный, но зрелищный фокус, иллюстрирующий идею божественной воли. В его "Царе" это особенно заметно: для лунгинского Ивана Грозного и сама вера, пусть даже истовая, – лишь способ договориться с Богом. При этом есть и "настоящая" вера, за которую страдает митрополит Филипп. А у Хауснер чудо – природная сила, и человек не противостоит этой силе, а входит в ее поток и меняется из-за нее. Природная сила не может быть "хорошей" или "плохой".

Это принципиально разное отношение к религии: как к природной силе и как к идеологии. Уже после выхода "Острова" Павла Лунгина все заговорили о появлении "духовного кино" в России. Обществу нужна была новая духовность, за которую довольно быстро приняли религиозную назидательность. Почти невозможно найти современный российский фильм на религиозную тему, где не было бы морализаторской, обидчивой интонации "я знаю, как надо, а кто не знает – тот дурак".

Российское кино последних лет в принципе любит размышлять на тему: в чем сила, брат? Сила – она в правде, у кого правда – тот и сильней. Российское религиозное кино твердо знает, что такое правда, и поэтому совершенно не в состоянии обойтись без противопоставлений "правды" и "ереси", "хорошего" и "плохого". А внутренний конфликт героев чаще всего сводится к тому, что герои просто еще не смогли до этой "правды" дойти или пока не смогли смириться и подчинить "правде" свои эмоции.

"Чудо" Прошкина использовало религиозный антураж для того, чтобы поговорить об истории Советского Союза. "Царь" Лунгина разламывал триаду самодержавие-православие-народность и смотрел, что там у нее внутри. "Утомленные солнцем 2" Михалкова – рассказ о святых Великой Отечественной и о том, как им помогает Бог.

Наконец, одобренный РПЦ "Поп" Хотиненко – попытка сместить исторические акценты, а может, и предложить публике новую ролевую модель: отец Александр (весьма убедительный Сергей Маковецкий – интервью с ним об этом фильме было опубликовано в ?15, 2010) во время войны участвует в Псковской православной миссии, организованной немцами. Он помогает пленным, берет к себе в дом осиротевших детей, урезонивает фашистов, отказывается отпевать полицаев и излучает неуклюжую благостность. Он понимает, что служит Богу. А то, что при этом он исполняет волю фашистов, становится всего лишь досадной мелочью. К тому же в фильме "красные" гораздо противнее фашистов: превратили церковь в клуб, бьют священника, ведут себя как скоты. Но еще хуже полицаи – эти готовы идти за кем угодно, лишь бы хорошо жить. "Поп" объясняет: ты имеешь право сотрудничать со злом, но за идею, а не за материальные блага. Ты хороший, когда выступаешь на стороне правды. Правда – это православие.

Российское религиозное кино – это борьба и победа. В "Острове" предательское прошлое героя вступало в конфликт с представлением о святости. В "Юрьевом дне" Серебренникова оперная заграничная дива боролась с возвышенным российским туманом, подчиняясь ему. В "Чуде" советская власть выступала против Николая Угодника и проигрывала. В "Царе" митрополит Филипп своей "правильной", истинной верой пытался урезонить царя-самодура. В "Утомленных солнцем 2" настоящие советские святые Котов и Надя противостояли всему злому и гадкому.

В лучших же фильмах на темы божественного – например, в "Андрее Рублеве" Тарковского или в "Диком поле" Михаила Калатозишвили – речь идет не о войне, а о достижении внутреннего мира, о человеческой сложности, не сводящейся к "что такое хорошо и что такое плохо". "Дикое поле" – вообще один из немногих появившихся за последние годы фильмов, который смог заглянуть за голые религиозные схемы и идеи.

Религиозные темы проглядывают сквозь мощные драмы вроде "Пророка" Жака Одиара. Этот фильм был воспринят европейской публикой как открытое высказывание о смене мирового порядка и нашествии мусульман на христианский мир. Это важная и для Европы, и для Америки тема, но в "Пророке" эта смена порядка лишь констатировалась, и оценку ей режиссер не давал. Это не хорошо и не плохо, так устроен современный мир.

На Каннском фестивале в этом году главные призы тоже достались религиозным фильмам. Гран-при получила драма "О людях и богах" Ксавье Бовуа, рассказ о католическом монастыре в Северной Африке, где монахи-цистерцианцы ведут аскетичное существование посреди чужих богов. Когда в монастырь приходят исламские фундаменталисты, монахи понимают, что должны либо уехать из страны, либо принять смерть. Бовуа интересует не противостояние богов и даже не противостояние людей, а превращение обычного человека в мученика: он подробно показывает ритуалы, смотрит на человеческие страхи.

А "Золотую пальмовую ветвь" взял "Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни" – тайский режиссер Апичатпон Вирасетакун снял историю умирания, в которой по-буддистски равнозначны все действующие и недействующие лица, все прошлые и настоящие жизни. В какой-то момент дядюшка Бунме признается, что, должно быть, испортил себе карму убийством множества коммунистов или, может быть, тем, что убил много насекомых, кружащих около лампы. Коммунисты, насекомые, живые, мертвые – Вирасетакун видит весь мир как единый выдох.

Там, где мировой артхаус ищет возможность понять что-то новое о человеке, российское кино ищет правду. Может, найдет.

Источник: Русский Newsweek

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама