В день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Москве от храма Христа Спасителя до Красной площади прошло шествие, в котором приняли участие сорок тысяч человек. Мероприятия, посвященные дню Славянской письменности и культуры, отмечающийся в эту же дату, проходят регулярно, начиная с 1991 года, в их организации участвуют государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью.
В этом году шествие возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, празднующий в этот день свое тезоименитство, а также в мероприятии принял участие Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. Всего в шествии участвовало около сорока тысяч человек. В тот же день в Интернет-блогах началось обсуждение прошедшего мероприятия. В том числе раздавались и недовольные голоса: по Интернету циркулирует отсканированный текст, адресованный сотрудниками районной управы ректору одному из московских вузов. В тексте говорится, что группа из восьмидесяти студентов должна быть централизованно направлена на шествие.
Прокомментировать ситуацию мы попросили главу Синодального информационного отдела Московской Патриархии Владимира Романовича Легойда.
В.Р. Легойда
В.Р. Легойда
Могу со всей ответственностью заявить, что от Церкви требований кого-то куда-то собирать не поступало. Шествие на день славянской письменности и культуры – это церковно-государственное мероприятие, праздник всего общества. Со своей стороны мы, разумеется, приглашали принять участие в этом мероприятии, приуроченном к государственной памятной дате, приглашали и все настоятели московских храмов. А как же иначе? Неужели нельзя уже было и приглашать? Но, подчеркиваю, ни о каком обязательном характере его посещения речи не шло.
Кроме того, в общем массиве обсуждений, было совсем немного отзывов непосредственных участников шествия. Между тем, сам я в нем участвовал, и могу сказать, что атмосфера была очень праздничной и радостной. Скучающих я не заметил.
Зная современных студентов, я вообще сильно сомневаюсь, что их можно куда-то массово согнать, если они этого не захотят. Действительно, а как их можно было наказать? Не поставить или занизить оценку за экзамен? Маловероятно. Очевидно, что это бы вызвало куда большую волну возмущений и неминуемый скандал намного большего масштаба.
Несколько человек посетовали на длительное ожидание начала шествия. Безусловно, это был самый сложный момент и ждать пришлось всем участникам: по оценкам ГУВД, в шествии участвовало около сорока тысяч человек.
Но что значит, провести мероприятие с сорока тысячами участников? Это значит, что для начала их нужно собрать, построить, как-то организовать. Все это требует немалого времени. За пять минут такую массу людей не собрать. И за тридцать пять тоже.
– Наиболее часто предъявляется претензия в том, что был перекрыт центр Москвы. Правда ли это? Почему нельзя было перенести шествие?
Разумеется, пробки доставили неудобства работающим людям. Наверное, было бы хорошо ввести в этот день государственный выходной, почтив именно этот день единства славянских народов общенародным праздником, как это сейчас установлено, например, в Болгарии. Мы выступали с предложением объявить этот день нерабочим, но пока положительного ответа нет.
Действительно, насколько я понимаю, 24 мая была перекрыта набережная. что, конечно, создало проблемы с дорожным движением. Но, во-первых, об изменении движения москвичи были проинформированы. Во-вторых, при проведении массовых мероприятий так происходит всегда. Не придет же никому в голову из-за неудобств для движения автотранспорта отменять мероприятия, посвященные Дню Победы.
– Как бы Вы объяснили, почему к Церкви сегодня обращено столько негативного внимания? Почему светским чиновникам прощаются все нелепые высказывания (достаточно вспомнить скандал вокруг звезд Кремля), в то время как высказывания священников едва ли не проходят независимую экспертизу .
Мне кажется, что в нашем обществе до сих пор сохраняются советские стереотипы о роли Церкви в нашей жизни. Как только Церковь участвует в каком-то общественно значимом и, тем более, массовом событии, поднимается волна обвинений в клерикализации и вмешательстве Церкви в дела государства и общества. Это несправедливые обвинения.
Приведу пример. После того, как Святейший Патриарх Кирилл отслужил литию на месте теракта на станции "Лубянка", в блогах поднялось негодование: как же так, метро перекрывали, поезда отменяли, началась давка и паника...
Мы направили запрос в метрополитен, и нам пришел официальный ответ (можем даже предоставить скан документа), который гласил: на время проведения литии был всего лишь увеличен в полтора-два раза интервал между поездами.
– Да, мы тоже звонили в пресс-службу метрополитена, и нам сказали, что станции работали в обычном режиме. Но с другой стороны, люди, заслуживающие доверия, рассказывали, как их высаживали из поезда и отправляли на переход. Что это? Какая-то несогласованность в действиях?
Может быть. Возможно, было какое-то временное затруднение: например, в первый момент попытались разгрузить Сокольническую линию.
Но я с уверенностью могу сказать, что во время литии метро работало, поезда ходили и останавливались на станциях. Я сам там присутствовал и обратил внимание: люди выходили из вагонов, обращали внимание на происходящее, останавливались, кто-то молился, кто-то фотографировал.
Повторюсь, возмущение публичными действиями Церкви, это в первую очередь рецидив советского представления о роли Церкви в общественной жизни: машите кадилом и не переступайте порог храма.
Принципиально важен еще и такой момент – разогнать волну возмущения в блогах и на форумах, особенно негативную, чрезвычайно легко. Перепосты и многостраничные комментарии – дело несложное. Только сколько уже было примеров, когда с легкостью тиражируемая информация не верна, когда она познается в совершенно неверном контекста и в результате оказывается, что причин для скандала не было. Поэтому чтобы самому не попасться на удочку манипулятора, чтобы не стать оружием в распространении предвзятой информации, нужно вдумчиво и трезво статься продумать и понять всю ситуацию в целом.
Источник: Православие и мир