ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Взятие Царьграда?

Москва избрала новую тактику в отношениях с Константинополем

Станислав Минин :: 02 июня 2010

Константинопольский Патриарх Варфоломей I, завершая свой визит в Россию, проходивший с 22 по 31 мая, в интервью телеканалу "Россия 24" призвал украинских раскольников "не колебаться, а присоединиться к канонической Православной Церкви, которая является кораблем спасения". Комментируя политику Константинополя в отношении "украинского вопроса", он подчеркнул, что Вселенский Патриархат "уважает канонический порядок".

Таким образом, у представителей Русской Православной Церкви есть основания считать вопрос о каноническом статусе Украинской Церкви закрытым, а сам визит Варфоломея в Россию рассматривать как победу дипломатии Московского Патриархата.

Слова Константинопольского Патриарха недвусмысленны. Однако о дипломатическом триумфе РПЦ все-таки можно говорить только с определенными оговорками.

Визит Патриарха Варфоломея, безусловно, получился широкоформатным, статусным, можно даже сказать – полнокровным. Десять дней пребывания в России, посещение Москвы и Санкт-Петербурга, три совместные литургии с Патриархом Кириллом, встречи с политиками (в том числе с президентом России Дмитрием Медведевым) и послами.

Этот визит не стоит считать беспрецедентным. Летом прошлого года Стамбул посещал глава РПЦ, и нынешняя поездка Патриарха Варфоломея – принятый в церковной среде ответный жест. Точно так же в 1987 году Константинопольский Патриарх Димитрий посещал Москву, Ленинград и Львов в ответ на официальный визит Патриарха Пимена.

Другое дело, что тогда Константинополь "ответил" Москве спустя 10 лет – Пимен побывал в Стамбуле в 1977 году. Но то были другие времена, иная повестка дня, иная интенсивность контактов.

Значимость поездке по России Варфоломея придают два обстоятельства. Во-первых, негативный фон, сложившийся во взаимоотношениях двух Церквей в последние 20 лет. Здесь стоит вспомнить и временное прекращение общения в середине 90-х из-за признания Константинополем Эстонской Апостольской Православной Церкви, и постоянные споры вокруг первенства в православном мире, и претензии Вселенского Патриархата на окормление русской диаспоры, и переход под омофор Варфоломея русских епископов, и вопрос об украинской автокефалии.

Во-вторых, можно предположить, что Патриарх Кирилл, посетив Стамбул, обозначил тем самым определенный сдвиг в дипломатической тактике РПЦ. Он показал, что Московский Патриархат не будет впредь занимать выжидательную позицию и лишь отвечать на выпады Константинополя (как это часто бывало при Алексии II), но возьмет инициативу в свои руки, попытается войти со Вселенским Патриархатом в дипломатический клинч, сковав его, ограничив его поле действия. Скорый ответный визит Варфоломея как будто указывает на то, что "игра" уже идет под диктовку Москвы.

Высказывания константинопольского гостя по поводу Украины лишь усиливают это впечатление. Ведь признания "украинской автокефалии" от него ждали еще в 2008 году, но он этого не сделал, солидаризировавшись, казалось, с позицией Алексия II. Получается, что Патриарх Кирилл "додавил" Константинополь, вынудил обозначить свою позицию однозначно. Такая интерпретация видится уместной.

Однако не стоит забывать, что Патриарх Варфоломей – церковный политик мирового класса (Патриарху Кириллу, например, еще предстоит этот класс обрести и подтвердить). Он искушен и многоопытен, у него множество политических рычагов, равно как и времени на то, чтобы заниматься, собственно, политикой. Он способен просчитывать шаги "оппонентов" наперед, зато уловить его мотивы подчас бывает непросто. Так и сейчас: похоже, что Вселенский Патриарх ведет какую-то тонкую игру, но какую – неясно.

Отвечая на вопросы корреспондента "Русского Newsweek’а", Варфоломей обозначил две главные проблемы во взаимоотношениях Москвы и Фанара (греческий квартал в Стамбуле, где находится резиденция Константинопольского Патриарха. – "НГР"). Во-первых, это вопрос об автокефалии, точнее, о том, кто и что определяет "независимость" Церкви. Во-вторых, националистические тенденции в православной диаспоре.

Двумя-тремя репликами Патриарх-политик, по сути, дал понять, что противоречия во взаимоотношениях с Москвой – при всех реверансах, консенсусах и жестах доброй воли – сохраняются. Причем это проблемы не локальные, а концептуальные, "цивилизационные" и касающиеся всего православного мира.

Константинополь хочет как можно скорее провести Всеправославный Собор (об этом, кстати, Патриарх Варфоломей заявил в интервью "России 24"). Безусловно, Фанар рассчитывает на то, что Собор утвердит механизм "дарования автокефалии", главную роль в котором будет играть Константинопольский Патриархат. Поместные Церкви должны извещать Константинополь о намерении предоставить "независимость" той или иной структуре, тогда как именно Вселенский Патриарх издает Томос об автокефалии, предварительно проверив наличие консенсуса в православном мире.

Относительно диаспоры Патриарх Варфоломей сказал следующее: "Нужно признать, что административные разделения, характеризовавшие в особенности жизнь так называемой православной диаспоры, часто определялись националистическими интересами. Дело в том, что все православные Церкви должны ставить во главу угла не столько свою национальную идентичность, сколько насущное церковное единство".

Налицо спор двух моделей православного мира. РПЦ является крупнейшей и самой влиятельной "национальной" поместной Церковью. Православный мир "по РПЦ" – это конгломерат независимых структур, конфликты между которыми разрешает Собор, тогда как Фанару в этой схеме принадлежит роль "английской королевы": уважаемого, но не обладающего реальной властью арбитра, утверждающего уже принятые решения.

Константинополь, в свою очередь, не согласен на формальное "судейство". Он хочет быть деятельным арбитром. Фанар – "наднациональная" структура, анахроничная по своей сути. Лишь реальное "судейское" участие в делах православного мира может удержать этот плот на плаву. В противном случае Константинопольский Патриархат превратится в этническое гетто.

Патриарх Варфоломей прекрасно понимает, что вопрос об украинской автокефалии – не идея фикс раскольнических структур, а более серьезный церковно-политический проект. До раскольников Константинополю нет никакого дела. Он может пожертвовать ими, усыпив тем самым бдительность Москвы. Не станет раскольников – проект оживет внутри Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, где в последние годы все активнее ведут себя сторонники "расширения независимости". Вопрос об автокефалии не будет снят окончательно и бесповоротно.

Вместе с ним сохранится и вес Константинопольского Патриарха с его Томосом. В итоге Патриарх Варфоломей выполнит свою – без преувеличения – историческую миссию.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама