В притворе храма Мученицы Татьяны при МГУ открылась выставка современного искусства "Двоесловие/Диалог", на которой представлены работы современных художников на церковные темы. Работы вполне свободные, смелые, острые, но не радикальные. Красочный макет храма на горе яблок. Лицо бомжихи-проститутки с евангельской цитатой внизу. Хоругвь "Спасайся, кто может!" (подробнее о выставке см. статью "Смиренные яблочки", "Ведомости" от 3.06.2010).
Вообще-то выставки в притворе этого храма проходят регулярно. Как и при многих других православных храмах; были бы в приходе художники, фотографы да любящие их искусство батюшки. Но то выставки, в общем, домашние, экспонирующие работы своих и для своих.
Отец Максим Козлов, настоятель храма Мученицы Татьяны и главный инициатор "Двоесловия", отправился в большой мир, пустив в свой храм вообще современное искусство, говорящее на христианские темы. И это вовсе не миссионерская попытка приручить субкультуру в жанре "батюшка-байкер во главе крестного мотохода". Это указание на дружеское внимание церкви к светской культуре. Очевидно сознавая всю необычность этого жеста, отец Максим, во-первых, проартикулировал его как можно более гласно и практически по слогам: "Ди-а-лог". Во-вторых, счел необходимым предельно легализовать его в глазах церковной общественности. В проекте зримо и незримо присутствовало самое высокое патриархийное начальство. Разрешение на проведение выставки было испрошено у патриарха, который пусть и не дал прямого благословения, но и возражать не стал. На открытие пришел председатель Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон Шевкунов, а в отборе работ принял участие глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин (хотя в кураторах выставки не указан).
В общем, наш ответ выставке "Осторожно, религия!", от которой показательно приняты делегаты группа "Синий суп", в знак, отметил отец Максим, христианского всепрощения, которое, заметим, потребовалось и от художников.
В притворе храма представлено всего девять работ. Понятное дело, "Двоесловие" факт не столько художественной, сколько нашей общественной жизни. Православная церковь демонстрирует перед обществом лояльность современному искусству. Важно это не только для общества, но и для самой церкви, которая признается наконец вслух: пора меняться. Пора творчески искать пути к сердцу современного человека. Это никак не значит, что храм или его притвор надо превращать в танцплощадку или художественную галерею, что следующим шагом на этом пути, как убеждены самые испуганные православные, станут венчания гомосексуалистов и женское священство. Нет, но это значит, что, если ты хочешь, чтобы в твою церковь ходили твои современники, говори с ними на понятном им языке. Разговор этот начат. О-о-очень осторожный, страшно робкий, и все же. Хотя бы так. Бог даст, он продолжится и не ограничится двумя словами.
Источник: Ведомости