ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Что есть человек?

Мария Хорькова :: 04 июня 2010

C 1 по 3 июня на философском факультете МГУ проходит Международная российско-англо-американская конференция "Философская теология и христианская традиция". Ярким событие второго дня работы конференции стал доклад известного современного богослова Митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра) "Единство человеческой личности согласно учению греческих отцов".

Митрополит Каллист выделил три аспекта проблемы человеческой личности: личность как таинство, личность как образ (Божий), личность как посредник (между Небом и землей). В культуре последних двух столетий – со времен романтизма – постоянно звучит мысль о непознаваемости человеческой природы. Так поэт Новалис писал, что "Величайшая тайна – человек как таковой", а по Густаву Юнгу душа – это "чужая, неисследованная страна". "Мы не знаем, что включено в понятие "быть личностью"", – добавляет англиканский теолог Дэвид Дженкинс.

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)

Между тем, акцент на непознаваемости человеческой личности делает еще Ветхий Завет. "Что есть человек"? – спрашивает псалмопевец (Пс: 8,5), и отвечает – "сердце глубоко" (Пс: 63,7). Святой Григорий Нисский объясняет это свойство личности словами из Книги Бытия: человек создан "по образу и подобию" Бога. Он – тварный образ нетварного Бога. А поскольку Бог непознаваем, непознаваем и его образ – человек. Но в христианской традиции нет единого мнения относительно того, в чем состоит подобие человека Богу.

В канонах Церкви об антропологии сказано совсем немного. Отмечая единство человеческой природы, Пятый вселенский собор отрицает предсуществование души и настаивает на том, что душа и тело возникают одновременно, а в Символе Веры говорится "чаю воскресения мертвых", так как христиане верят в бессмертие не только души, но и тела, которые разлучаются при смерти, но вновь соединятся после Второго пришествия. Не никаких догматов, описывающих физиологию и психологию. Святой Григорий Палама говорил, что предание оставляет открытым вопрос о том, как душа соединяется с телом – через разум, воображение или память

Большинство Отцов считают, что Богу подобна душа. Однако есть и те, кто полагает, что богоподобен человек как единство души и тела. К сторонникам этой концепции относился, например, святой Иериней Лионский. Как ни удивительно, примерно о том же писал Карл Густав Юнг. В поздневизантийский период эту традицию продолжил Михаил Хониат, затем святитель Григорий Палама попытался обосновать ее. Он настаивал на том, что человек – это единство духа, души и тела, и что ученики Христа созерцали Фаворский Свет не духовными, а телесными очами. Митрополит Иоанн Пергамский в одной из последних работ – "Сходства и различия" говорит о том, что "личность – это не то, что человек есть, а то, как человек существует". То есть личностность – это способ существования. Прежде всего, такой способ, где установлены отношения с Богом.

"Одна из главных ошибок – рассматривать человека самого по себе, в отрыве от Бога, – отмечает митрополит Каллист. – Человек, не общающийся с Богом находится в глубоко ненормальном состоянии". Человек был создан подобным Богу, чтобы быть Божиим другом, товарищем, общаться с Ним.

Однако если мы рассматриваем человека сквозь призму его отношений с Творцом, остро встает вопрос свободы. Бог – свободен, следовательно, человек, созданный по его образу тоже свободен. Но свобода Бога абсолютна и неограниченна, в то время как свобода человека в падшем мире ограниченна. "Несмотря на это наша свобода – отблеск Божественной свободы", – подчеркнул митрополит.

"Посредником" между Небом и землей человека первыми назвали Григорий Богослов и Максим Исповедник. Святой Григорий при этом различает два уровня творения – духовный и материальный. К первому уровню принадлежат ангелы, ко второму – животные. Человек же уникален: он принадлежит сразу к обоим. По Григорию Богослову, тело было сотворено из земли – материи, которая была создана раньше, и потом Бог дал человеку душу, исходящую из Него Самого, тем самым утвердив человека на земле как второй космос. "Человека часто называют "микрокосмом", но надо понимать, – отмечает богослов, – что человеческое сердце гораздо шире пространства звезд и планет". Вследствие грехопадения человек перестал быть цельным: внутри него одновременно существует множество разнонаправленных интенций, есть огромный разрыв между стремлениями и возможностями. Эти противоречия иллюстрирует еврейская мудрость, которая гласит, что укаждого человека естьь два кармана. В одном – клочок бумаги со словами "ради меня создан мир", в другом – "я – прах и пепел".

Митрополит Каллист предостерегает от распространенной ошибки считать человека ниже ангелов. "Напротив, – говорит он, – человеческая природа более сложная, комплексная и обладает поэтому большими возможностями". В частности, человек, в отличие от ангелов, может быть посредником между Богом и тварным миром.Человек призван вознести землю на Небеса и приблизить Небо к земле. Эти же идеи развивает Максим Исповедник. В дополнение он выделяет несколько оппозиций, которые человек должен преодолеть силой любви: мужское-женское, материальное-нематериальное, тварное-нетварное. Но посредничество, к которому призваны люди, возможно только во Христе, который через вплощение уже стал совершенным посредником.

В заключение докладчик добавил, что было бы неверно рассматривать образ Божий в человеке только "по вертикали" – как отношения с Богом. В той же мере богоподобие проявляется в "горизонтальных" отношениях с другими людьми, ведь "горизонтальные" отношения свойственны и Самой Троице, в которй есть именно взаимная любовь и общение. "Таинство личности включает в себя две кажущиеся противоречивыми правды: "Я нуждаюсь в Боге, чтобы быть собой" и "Я нуждаюсь в ближнем, чтобы быть собой"", – заключил митрополит Каллист.


Докладчику было задано несколько вопросов, в частности, вопрос о корректности приписывания святым отцам последовательно персоналистического языка, который сформировался только в XX веке.

Митрополит Каллист согласился, что теория личности была развита в XX веке. Но добавил, что ее можно увидеть и в Новом Завете. "Новозаветный персонализм" присутствует в Евангелии от Иоанна, например, в 17 главе, где раскрыта ключевая проблема – любовь между Отцом и Сыном и между людьми: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино" (Ин. 17, 21).

Священник Михаил Желтов спросил у докладчика: "Если человек – посредник между духовным и материальным миром, а реальное посредничество удалось только Христу, то не является ли Воплощение а значит и грехопадение предопределенным?"

Митрополит Каллист ответил, что Адам и Ева были призваны быть таковыми посредниками. Но после грехопадение способность к посредничеству была повреждена. В Воплощении Христа эта способность была не просто восстановлена, а поднята на новый уровень посредничества. Митрополит Каллист придерживается мнения, что Воплощение совершилось бы и в непадшем мире, правда, мы не можем представить, каким бы оно было.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама