С 25 мая по 30 июня в Москве проходит очередной Чеховский театральный фестиваль. Фестивальные спектакли традиционно собирают большую аудиторию, хотя не секрет, что театр сегодня не особенно популярен. О "внешних" и "внутренних" проблемах современного театра, а также о том, какие спектакли сегодня стоит смотреть, рассуждает ректор театрального училища имени Щепкина Борис Любимов.
Борис Николаевич, в связи очередным скачком в развитии технологий искусства, в частности, появлением 3D-фильмов, вновь возникает вопрос: что может дать современному человеку театр такого, чего не даст никакое "усовершенствованное" кино?
Я очень хорошо помню пору своего отрочества, когда крупные теоретики искусства говорили, что с развитием кинематографа (даже еще не телевидения) театр отомрет. Но не успели они это произнести, как театр пережил в 1960-е годы свой расцвет. Просто надо иметь в виду, что театр это не массовая культура, он элитарен, он никогда не будет собирать стадионы. Театр не будет таким богатым, как кинематограф, но не будет и таким дорогим. У театра есть одно главное отличие наличие живого человека, которого не заменит никакое развитие техники. Могут появиться 5D, 7D, еще что-то, но человек странное существо: чем большие возможности предоставляет прогресс, тем сильнее его тянет на природу или путешествовать пешком.
Кроме того, спектакль "эксклюзивен": второго такого никогда не будет.
Ну конечно! Показ фильма по телевидению или в кино это копия. У спектакля копии быть не может: даже если спектакль идет в 136-й раз, он отличается и от 135-го показа, и от 137-го. Всегда найдутся зрители не будем преувеличивать их количество, которым это важно, которые хотят вырваться из своей квартиры и пойти куда-то. Это роднит их с любителями кино, но при этом они идут в театр, который, в отличие от кино, покажет им не тени людей, снятых несколько лет назад, а живого человека. Кроме того, увидеть полюбившегося актера на сцене, а не на экране совершенно особенное впечатление.
Какое понимание театра Вы пытаетесь привить студентам? Фраза Щепкина, выбитая на стене училища, "Театр для актера храм. Это его святилище! ... Священнодействуй или убирайся вон!" актуальна?
Последние годы я не столько педагог, сколько чиновник. Даже придумал для себя формулу: я занимаюсь не театроведением, а театроделанием. Так что мое дело обустроить этот "храм", сделать его удобным для преподавателей и студентов. Эту формулу студентам должны прививать их педагоги и мастера, и думаю, что они так и делают. Сам я говорю несколько скромнее: театр это дом. Надо стремиться создать такую атмосферу, которая ласкова, добра, мобилизует силы для творчества, а не для интриг, зависти и злобы. Такой театр самое замечательное, что может быть. Мне кажется, что сегодня это больше всего удается Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача, но они пока "маленькие", им легче.
Говорят, что настоящая жизнь, в том числе и театральная, есть только в Москве и Петербурге. А как обстоят дела в провинции?
Замечательные актерские силы есть везде, мне кажется, их можно найти в любом театре от Ярославля до Омска. Актерская талантливость вообще заложена в русском народе. Ээто я вижу и по абитуриентам училища.
Но имеет ли талантливый провинциальный актер возможность в достаточной степени раскрыть и реализовать свой талант у себя на родине?
Это сложно: артисты очень тесно связаны со средой и с аудиторией.
Часто провинциальные театры переходят на развлекательные спектакли чтобы привлечь зрителей.
Конечно, так они пытаются выжить. А если человек привык к "Камеди-клаб", он неспособен воспринять что-то глубокое и сложное. С другой стороны, недавно телевидение сделало эксперимент: показало сериал Владимира Бортко по роману "Идиот", и вся Россия его смотрела; потом люди потянулись и в книжные магазины, чтобы Достоевского почитать. А после того, как показали фильм Панфилова "В круге первом" пошел спрос на Солженицына. Так что все не безнадежно.
Так в столицах театральная жизнь действительно благополучна, или это стереотип?
Мне кажется, что театральная жизнь переживает не лучшую пору и в столицах хотя бы потому, что она очевидно переходная. В театре проводятся реформы, и пока никто не представляет, какой будет его жизнь в будущем, будет ли театр по-прежнему государственным и в какой степени. Кроме того, и в Москве и Петербурге лучшие достижения последних десятилетий связаны с режиссерами, которым от пятидесяти до девяноста лет. Если даже молодые режиссеры поставили несколько ярких, эпатажных спектаклей, то как художественные руководители они себя пока не зарекомендовали. И это тревожит.
Невысок сейчас и уровень драматургии. Способных людей много, а таких, которые вели бы за собой театр и заставляли его меняться, так, как это делали Островский, Чехов, Булгаков, а во второй половине ХХ века Розов, Володин, Арбузов, Зорин, Рощин, Вампилов, нет. Это не только в России. На Западе я не знаю современных драматургов масштаба Брехта, Артура Миллера, Теннеси Уильямса, Жана Ануя или для любителей абсурда Беккета и Ионеско.
Каковы основные тенденции в современном театре он тяготеет к классике или к авангарду?
Смотря что понимать под классикой и авангардом. По-моему последние новации остались в 1920-х годах (не имею в виду технологию это другой вопрос). Я не вижу ни одного спектакля, о котором не мог бы сказать, что что-то подобное я уже было. Когда Мейерхольд ставил "Лес", это было авангардом по отношению к театру Островского. А сейчас... Ну, можно поставить "Три сестры", где все три сестры лесбиянки, а Вершинин живет с Тузенбахом. Но это что, авангард? С другой стороны, покажите мне какой-нибудь спектакль Малого театра, о котором можно было бы сказать, что он поставлен так, как ставили в XIX веке. Так что я очень тоскую и по подлинному авангарду и по подлинной классике.
Как сориентироваться среди многообразия постановок? Где можно прочитать наиболее авторитетные отзывы?
Больше всего отзывов и рецензий сейчас в рекламных изданиях, которые не дают ни положительной, ни отрицательной оценки. Они пишут о том, что и, главным образом кого можно увидеть. Но есть издания, где отделы культуры достаточно внимательно следят за театральным процессом "Известия", "Независимая газета". Критик сейчас не столько критик, сколько журналист, и не всегда осмеливается сказать то, что думает. По-настоящему критические отзывы в печати найти трудно, но, мне кажется, этот недостаток легко восполняет Интернет. Можно ориентироваться на театральные фестивали. Для России наиболее авторитетны Чеховский фестиваль, который как раз проходит сейчас, и "Золотая маска". Традиционно хорошие спектакли ставят Ленком, театр Вахтангова, Малый театр, Мастерская Петра Фоменко, студия Женовача.
Что в текущей театральной жизни Вам представляется наиболее интересным?
Мне очень понравился эксперимент, проведенный Российским академическим молодежным театром и Современником, которые предоставили свои площадки молодым режиссерам, ученикам, главным образом, Сергея Женовача. Выйдут ли из Половцевой, Перегудова, Назаровой крупные имена не знаю, но почерк свой у них есть. Эту черту сезона я бы отметил. Я вообще с большой надеждой смотрю на молодое поколение.
Источник: Татьянин день