ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Борис Любимов: тоскую по подлинному авангарду и подлинной классике

Мария Хорькова :: 04 июня 2010

С 25 мая по 30 июня в Москве проходит очередной Чеховский театральный фестиваль. Фестивальные спектакли традиционно собирают большую аудиторию, хотя не секрет, что театр сегодня не особенно популярен. О "внешних" и "внутренних" проблемах современного театра, а также о том, какие спектакли сегодня стоит смотреть, рассуждает ректор театрального училища имени Щепкина Борис Любимов.

– Борис Николаевич, в связи очередным скачком в развитии технологий искусства, в частности, появлением 3D-фильмов, вновь возникает вопрос: что может дать современному человеку театр такого, чего не даст никакое "усовершенствованное" кино?

– Я очень хорошо помню пору своего отрочества, когда крупные теоретики искусства говорили, что с развитием кинематографа (даже еще не телевидения) театр отомрет. Но не успели они это произнести, как театр пережил в 1960-е годы свой расцвет. Просто надо иметь в виду, что театр – это не массовая культура, он элитарен, он никогда не будет собирать стадионы. Театр не будет таким богатым, как кинематограф, но не будет и таким дорогим. У театра есть одно главное отличие – наличие живого человека, которого не заменит никакое развитие техники. Могут появиться 5D, 7D, еще что-то, но человек странное существо: чем большие возможности предоставляет прогресс, тем сильнее его тянет на природу или путешествовать пешком.

– Кроме того, спектакль "эксклюзивен": второго такого никогда не будет.

– Ну конечно! Показ фильма по телевидению или в кино – это копия. У спектакля копии быть не может: даже если спектакль идет в 136-й раз, он отличается и от 135-го показа, и от 137-го. Всегда найдутся зрители – не будем преувеличивать их количество, – которым это важно, которые хотят вырваться из своей квартиры и пойти куда-то. Это роднит их с любителями кино, но при этом они идут в театр, который, в отличие от кино, покажет им не тени людей, снятых несколько лет назад, а живого человека. Кроме того, увидеть полюбившегося актера на сцене, а не на экране – совершенно особенное впечатление.

– Какое понимание театра Вы пытаетесь привить студентам? Фраза Щепкина, выбитая на стене училища, "Театр для актера – храм. Это его святилище! ... Священнодействуй или убирайся вон!" – актуальна?

– Последние годы я не столько педагог, сколько чиновник. Даже придумал для себя формулу: я занимаюсь не театроведением, а театроделанием. Так что мое дело обустроить этот "храм", сделать его удобным для преподавателей и студентов. Эту формулу студентам должны прививать их педагоги и мастера, и думаю, что они так и делают. Сам я говорю несколько скромнее: театр – это дом. Надо стремиться создать такую атмосферу, которая ласкова, добра, мобилизует силы для творчества, а не для интриг, зависти и злобы. Такой театр – самое замечательное, что может быть. Мне кажется, что сегодня это больше всего удается Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача, но они пока "маленькие", им легче.

– Говорят, что настоящая жизнь, в том числе и театральная, есть только в Москве и Петербурге. А как обстоят дела в провинции?

– Замечательные актерские силы есть везде, мне кажется, их можно найти в любом театре – от Ярославля до Омска. Актерская талантливость вообще заложена в русском народе. Ээто я вижу и по абитуриентам училища.

– Но имеет ли талантливый провинциальный актер возможность в достаточной степени раскрыть и реализовать свой талант у себя на родине?

– Это сложно: артисты очень тесно связаны со средой и с аудиторией.

– Часто провинциальные театры переходят на развлекательные спектакли – чтобы привлечь зрителей.

– Конечно, так они пытаются выжить. А если человек привык к "Камеди-клаб", он неспособен воспринять что-то глубокое и сложное. С другой стороны, недавно телевидение сделало эксперимент: показало сериал Владимира Бортко по роману "Идиот", и вся Россия его смотрела; потом люди потянулись и в книжные магазины, чтобы Достоевского почитать. А после того, как показали фильм Панфилова "В круге первом" – пошел спрос на Солженицына. Так что все не безнадежно.

– Так в столицах театральная жизнь действительно благополучна, или это стереотип?

– Мне кажется, что театральная жизнь переживает не лучшую пору и в столицах – хотя бы потому, что она очевидно переходная. В театре проводятся реформы, и пока никто не представляет, какой будет его жизнь в будущем, будет ли театр по-прежнему государственным и в какой степени. Кроме того, и в Москве и Петербурге лучшие достижения последних десятилетий связаны с режиссерами, которым от пятидесяти до девяноста лет. Если даже молодые режиссеры поставили несколько ярких, эпатажных спектаклей, то как художественные руководители они себя пока не зарекомендовали. И это тревожит.

Невысок сейчас и уровень драматургии. Способных людей много, а таких, которые вели бы за собой театр и заставляли его меняться, так, как это делали Островский, Чехов, Булгаков, а во второй половине ХХ века – Розов, Володин, Арбузов, Зорин, Рощин, Вампилов, – нет. Это не только в России. На Западе я не знаю современных драматургов масштаба Брехта, Артура Миллера, Теннеси Уильямса, Жана Ануя или – для любителей абсурда – Беккета и Ионеско.

– Каковы основные тенденции в современном театре – он тяготеет к классике или к авангарду?

– Смотря что понимать под классикой и авангардом. По-моему последние новации остались в 1920-х годах (не имею в виду технологию – это другой вопрос). Я не вижу ни одного спектакля, о котором не мог бы сказать, что что-то подобное я уже было. Когда Мейерхольд ставил "Лес", это было авангардом по отношению к театру Островского. А сейчас... Ну, можно поставить "Три сестры", где все три сестры – лесбиянки, а Вершинин живет с Тузенбахом. Но это что, авангард? С другой стороны, покажите мне какой-нибудь спектакль Малого театра, о котором можно было бы сказать, что он поставлен так, как ставили в XIX веке. Так что я очень тоскую и по подлинному авангарду и по подлинной классике.

– Как сориентироваться среди многообразия постановок? Где можно прочитать наиболее авторитетные отзывы?

– Больше всего отзывов и рецензий сейчас в рекламных изданиях, которые не дают ни положительной, ни отрицательной оценки. Они пишут о том, что и, главным образом – кого можно увидеть. Но есть издания, где отделы культуры достаточно внимательно следят за театральным процессом – "Известия", "Независимая газета". Критик сейчас не столько критик, сколько журналист, и не всегда осмеливается сказать то, что думает. По-настоящему критические отзывы в печати найти трудно, но, мне кажется, этот недостаток легко восполняет Интернет. Можно ориентироваться на театральные фестивали. Для России наиболее авторитетны Чеховский фестиваль, который как раз проходит сейчас, и "Золотая маска". Традиционно хорошие спектакли ставят Ленком, театр Вахтангова, Малый театр, Мастерская Петра Фоменко, студия Женовача.

– Что в текущей театральной жизни Вам представляется наиболее интересным?

– Мне очень понравился эксперимент, проведенный Российским академическим молодежным театром и Современником, которые предоставили свои площадки молодым режиссерам, ученикам, главным образом, Сергея Женовача. Выйдут ли из Половцевой, Перегудова, Назаровой крупные имена – не знаю, но почерк свой у них есть. Эту черту сезона я бы отметил. Я вообще с большой надеждой смотрю на молодое поколение.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама