ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Освобождение духа

Выступление Преосвященнейшего Андриана, митрополита Московского и всея Руси, на VII Международной научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность"

11 октября 2007

Благоревностные пастыри, достопочтенные ученые, уважаемые любители отечественной истории, все собравшиеся в этом зале дорогие братья и сестры!

Благословением Всевышнего Бога Русская Православная Ста­рообрядческая Церковь вступила в XXIвек, обретая широкие воз­можности, которые ей дает возобладавшая сегодня свобода совес­ти. Это происходит как будто в награду за перенесённые вековые скорби и великое терпение. Это – знак того, что Господь даёт нам великое утешение и призывает вновь взяться за возделывание оску­девшей в прошлом веке, поросшей плевелами духовной нивы.

Однако нетрудно заметить, что нынешние обстоятельства име­ют большое сходство с ситуацией, которая сложилась в России в начале прошлого века. Тогда границы религиозной свободы тоже оказались широко раздвинуты. Этот период в нашей церковной сре­де принято называть "золотым веком" старообрядчества. Он был чрезвычайно короток, уложился всего-то в 12 лет, с 1905 по 1917 гг. Зато какое это было бурное, плодотворное, многообещающее вре­мя. Спрятанные под вековым спудом духовно-созидательные силы выплеснулись наружу, влились в общественно-духовную жизнь России и проявили себя не в революционных митингах и терористических актах, а в храмоздательстве, меценатстве, развитии цер­ковных искусств, периодической печати, в достижениях богослов­ской мысли и создании системы образования. Социальная, эко­номическая и духовная инициатива была направлена в созидатель­ное русло. Религиозное освобождение, подобно отмене крепост­ного права, стало сильнейшим катализатором государственного раз­вития. Знаменитые цифры экономического подъёма 1913 г. не слу­чайно совпадают с расцветом старообрядческой активности начала XXв. и являют собой редкий пример состоявшейся исторической альтернативы.

Начало этому "русскому чуду" положил документ, столетие которого в этом году отмечает наша Церковь. Сто лет тому назад, 17(30) апреля 1905 г., был обнародован именной высочайший Указ Правительствующему Сенату "Об укреплении начал веро­терпимости". Этот беспрецедентный правовой акт после двух с половиной веков духовного и физического насилия был добыт кровью, терпением и истовой верой миллионов благочестивых православных христиан, перенёсших все тяготы гонений от го­сударственной и церковной власти.

Накануне этого дня телеграм­мой императора Николая IIот 16 апреля, повелевалось распеча­тать алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища, что­бы вновь в них могла совершаться Божественная Литургия. Этой возможности почти 50 лет были лишены старообрядцы, кото­рым, как и в апостольские времена, приходилось приносить Спа­сителю Бескровную Жертву тайно.

Современники тех событий в один голос говорят о глубочай­шей, искренней до слёз благодарности, которую старообрядцы, постарались донести до императора Николая II. Заслуга послед­него царя в даровании религиозных свобод народам России не­сомненна. Николай II, следуя путем Екатерины Великой, стал первым из российских самодержцев, который попытался вник­нуть в дела церковные, руководствуясь христианским духом и со­знанием исторической ответственности.

Отношения старообряд­чества и последнего царя складывались совсем не так, как это было принято во времена правления предыдущих государей. К сожалению, и по сей день они остаются по-прежнему глубоко не исследованными, и множество интереснейших фактов существу­ют как бы сами по себе, без огранки исторической науки. Сам Николай IIписал, что разрешение на возобновление богослуже­ний в храмах Рогожского кладбища стало "новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, иско­ни преданным своей непоколебимой преданностью престолу".

К несчастью, примирение государя с немалой частью россий­ского народа состоялось только в XXв. Сегодня в общественных и научных кругах уже почти не вызывает сомнений тот очевидный факт, что религиозная нетерпимость, преследование старой веры на протяжении трёх веков нанесли неисчислимый ущерб Россий­скому государству, его стабильности, экономике, культуре, на­циональным и религиозным традициям. Даже сами чиновники царского правительства говорили о невосполнимости этого ущерба. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что преследование старообрядчества – самого созидательного и кон­сервативного класса русского общества – стало одной из главных причин секуляризации общественного сознания в России, падения дотоле непререкаемого авторитета христианского предания, прене­брежения отечественным наследием и национальной культурой.

Запечатание алтарей Рогожского кладбища надолго отсрочило саму возможность развития общественного диалога, формирова­ния гражданского общества и правового государства и нанесло удар по престижу российской монархии. Ф.Е. Мельников полагал, что акт запечатания алтарей стал демонстративным позором казённого православия. Это дело запятнало репутацию самого императора, старавшегося дотоле казаться просвещенным монархом в глазах всего христианского мира. "То, что он совершил на Рогожском кладби­ще над старообрядческими церквями, именно то самое через шесть­десят лет совершили безбожники над всей Россией".

Нелишне отметить, что система мер по преследованию старо­веров, разработанная иерархами синодальной Церкви, явилась прототипом большевистской антирелигиозной политики. Огра­ничения в гражданских правах, запрет на профессии, массовые закрытия монастырей и храмов, конфискации имущества, жёст­кий полицейский надзор, агентурная работа, цензура, истори­ческие фальсификации и мистификации, уничтожение священ­ных облачений, икон и книг, сожжение и утопление в выгребных ямах святых мощей, публичное осквернение алтарей, публика­ция "покаянных" писем отступников – вот лишь некоторые из "охранительных" методов, применявшиеся против старообрядчес­тва в XIXв. и взятые на вооружение безбожниками в XXв.

Дарование свободы вероисповедания в 1905 г., то есть, по сути, отказ от всех вышеперечисленных инструментов духовного гнёта, стало событием исторического масштаба, важнейшей, пусть ещё не до конца изученной и оценённой, вехой в жизни нашей стра­ны. Именной императорский указ явился ясным шагом России к цивилизованному гражданскому обществу. Вместе с древлеправославными христианами вероисповедные права даровались го­сударем и сектантам, баптистам, иудеям, магометанам и даже язычникам. Свобода веры для всех российских религиозных меньшинств была добыта верноподданными и законопослушными стра­дальцами и молитвенниками, наследниками Древней Руси. Имен­но старообрядцы вымолили свободу веры в России. И встретили её как самый светлый праздник.

В память о снятии печатей с алтарей Совет попечителей Ро­гожского кладбища принял решение о строительстве колоколь­ни. Это был во многом символический шаг, ведь, с одной сто­роны, в 1905 г. впервые было дозволено старообрядцам совер­шать колокольные звоны, а с другой стороны, старообрядчество хотело громогласно заявить об обретённом праве молиться по оте­ческому преданию. Рогожская колокольня, величественный па­мятник церковной архитектуры XXв., одновременно является и памятником торжеству свободы вероисповедания.

Наряду с колокольней в сегодняшнее время присутствует и другой живой символ освобождения религиозного духа – это еже­годный крестный ход, совершаемый в Москве на праздник свя­тых Жён Мироносиц. Этот день стал одним из любимейших ду­ховных праздников всего старообрядчества. На празднование св. Жён Мироносиц в Москву традиционно съезжаются верующие из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Так было и в глухое советское время, так остается и сейчас. Многосотен­ная процессия с древними иконами и хоругвями под звон колоко­лов обходит Покровский храм по стародавнему православному обы­чаю посолонь (по солнцу), собирая вокруг себя толпы заинтере­сованных наблюдателей. Не будет преувеличением сказать, что в том числе и благодаря удивительной притягательной силе этого праздника за годы безбожной советской власти почти полностью генетически уничтоженному, обокраденному, оболганному, на­сильственно обмирщённому старообрядчеству, тем не менее, уда­лось выжить и сохранить единство Церкви.

Воспоминание о распечатании алтарей сегодня многими тра­диционными рогожскими прихожанами по-прежнему восприни­мается как московский праздник. Грядущий юбилей ныне открывает нам новый взгляд на события вековой давности. Становится очевидным, что привычное название праздника – "распечатайте алтарей Рогожских храмов" – не отражает глубины и смысла со­бытий апреля 1905 г. Нам кажется, уместнее было бы говорить о праздновании обретения всей Россией свободы вероисповедания.

В конкретном же применении к старообрядчеству привычный оборот речи – "распечатайте алтарей в храмах" – является скорее гражданским термином, связанным с конкретным актом снятия печатей. Церковный термин должен отражать духовное значение события. В этом смысле, нам представляется, предпочтительнее говорить о возобновлении таинства Евхаристии.

Впрочем, это только мои весьма скромные попытки раскрыть своё видение и понимание сути предстоящего 100-летнего юбилея. Я уверен, что участники настоящей конференции своими доклада­ми и сообщениями смогут дополнить и обогатить наше представле­ние об исторических причинах и последствиях издания указа о ве­ротерпимости. Как неравнодушный гость конференции, я хотел бы услышать о новых интересных находках ученых в области исто­рии русской Церкви. Мне также хотелось бы, чтобы как напоми­нание дню сегодняшнему прозвучал рассказ о могучих созидатель­ных силах, которые проявились в старообрядчестве "золотого века". Выражаю надежду, что эти силы не угасли еще совсем в нас, недостойных наследниках великих предков. Их терпением, вер­ностью и молитвою сохранилась на Руси старая, поистине право­славная, неповрежденная вера. Нам, слабым потомкам, выпала доля восстанавливать Церковь после тяжёлых утрат, понесённых в период засилья коммунистической идеологии.

Говоря сегодня о распечатании алтарей старообрядческих храмов, мы понимаем это не только как совершившееся событие, но и как продолжающее­ся действие. Новый век ставит перед нами новые задачи. В ду­ховном плане "распечатайте старообрядческих алтарей" еще толь­ко должно произойти – как открытие красоты и духовной цели­тельности древнего порядка богослужения и церковного устрой­ства.

Современное старообрядчество должно суметь все, что со­хранили, сберегли наши предки, сделать достоянием российско­го общества, отечественной культуры и духовной жизни страны. В заключение хочу поблагодарить организаторов и всех участ­ников конференции за неиссякающий глубокий интерес к духов­ному наследию Руси, представителем которого является старооб­рядчество. Призываю Божие благословение на ваши труды во имя торжества Света и Истины.

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама