ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Попытка коана

Священник Сергий Круглов :: 07 июня 2010

О выставке современного искусства "Двоесловие/Диалог", открывшейся 31 мая в помещении при храме св.мч. Татианы в МГУ, написано уже немало. Поэтому про собственно экспонаты и авторов выставки говорить здесь я не буду, хотя быть на этой выставке мне довелось в качестве именно, так сказать, экспоната: 3 июня, по любезному приглашению настоятеля храма протоиерея Максима Козлова, у меня там была встреча с читателями, и стихи я читал как раз в рамках работы этой выставки.

( В самом начале мероприятия микрофон повел себя творчески: то произвольно включался, то выключался, однако мы порешили, что и это лыко будет нам в строку, объявили поведение микрофона авангардистской инсталляцией, и вечер прошел замечательно).

Поводом к тому, чтобы поразмышлять об этой выставке, стала статья Юлии Полевой "Двоесловие/Диалог или будущее одной иллюзии..." (сайт Religo.ru, 5.06.2010г.), статья, в которой отношение автора к выставке более чем скептично, а попытка поместить авангардное искусство в храмовое пространство видится впряжением в одну телегу коня и трепетной лани. Человек, приславший мне ссылку на статью, особо подчеркнул следующие слова автора : "...возникает очень важный вопрос, кому адресована выставка? Людям, приходящим в церковь, это искусство не понятно и не нужно, людям, интересующимся искусством, не нужна церковь в качестве экспозиционной площадки", и спросил, что я про все это думаю.

В самом деле, вопрос прост и актуален: для кого эта выставка? Мне пришел в голову ответ, который многим покажется спорным, но тем не менее: эта выставка – в первую очередь для православных прихожан (как раз для тех, кого автор вышеуказанной статьи почему-то безапелляционно почитает заведомо искусством не интересующимися и ничего в нем не смыслящими).

Наболевший вопрос о том, что есть художественное творчество – вредное времяпрепровождение, искушение бесовское, мешающее спасению, или дар, данный от Бога, требует ответа снова и снова, в то или иное время ,в той или иной ситуации, сегодня как никогда. Увы, повод критикам православия считать христиан далекими от современного искусства даем мы сами: в книгах, статьях, проповедях и частных мнениях тех или иных представителей Церкви то и дело слышится суровый приговор: раз любовь к миру есть вражда на Бога, то и искусство для христианина должно ограничиться только иконописанием, Богослужебным пением, росписью пасхальных яиц и составлением рифмованных колядок для воскресных школ... Ну раз вы так считаете, говорят критики Православия – то и прекрасно. Вот и сидите в своем гетто и не суйте нос дальше паперти, тем паче – не касайтесь "не вашего", не вздумайте разбираться в искусстве современном, в его языке и смыслах, не вздумайте как-то реагировать на его вызовы и вопрошания...

А высовывать нос дальше паперти все-таки приходится. Мир погибает без соли Христовой, мир гниет. И эта соль спасающая – не только в строках Евангелия и таинствах Церкви, не только в христианском подвиге людей церковных... Она встречается и тут, и там в мире мирском, попираемая ногами на перепутьях житейской суеты, но еще живая. Она, в том числе, есть и в творениях художников, композиторов, поэтов, режиссеров. И не только тех, кто жил "до исторического материализма", но и современных.

Многим из нас, ищущим путь к Богу, ступенями на этом пути стали фильмы Тарковского и Бергмана, стихи Бродского и Одена, музыка Арво Пярта, мини-спектакли Тома Уэйтса и Петра Мамонова (и эти-то примеры – вовсе не самые уже свежие). Объявить всё это однозначной прелестью и бесовством – значило бы отдать врагу то, что ему не принадлежит, а значит – допустить богохульство. Всё лучшее в произведениях искусства – Христово, во всем – присутствие Божие, не только в восславлении красоты мира, но и в изображении подлинного страдания, жертвенности, трагизма человека и общества, в постановке болючих вопросов, будящих душу от самодовольной спячки. Именно задаваться и по-настоящему болеть этими вопросами, научившись читать язык современного искусства – одна из задач нас с вами, современных христиан, живущих в миру, хотя бы – ради наших ближних, которые однажды попросят нас показать нам Истину, а вместо этого рискуют напороться на голословный фарисейский ригоризм ...

Нет, выставка при МГУ мне видится вовсе не попыткой приватизировать искусство, объявив "воцерковленным", и не либеральничаньем, не заигрыванием с интеллигенцией: мол, мы тоже как вы, – да не будет. Икона – должна оставаться иконой, инсталляция Гора Чахала – инсталляцией. Здесь важно показать: смотрите, и там и там – звучат на разных языках, но одни и те же вопросы: о смысле жизни, о познании себя, о поиске пути к Небу, о любви и свободе, о добре и зле. Это – наши общие человеческие вопросы, давайте попробуем побеседовать о них и поищем для этого общий язык, тот язык, говоря на котором, мы начнем понимать друг друга и помогать друг другу...

Так вот, возвращаясь к мысли, что время начаться проповеди о Христе – с дома Божия, то есть с нас, христиан, поэтому современное искусство показано в первую очередь для православных, я подумал, что протоиерей Максим Козлов (не знаю, согласится ли он со мной) имел в виду, помимо прочего, еще и такую цель: совершить православный коан. Тем, кто интересовался дзеном, известно, что это такое: на вопрос ученика учитель не отвечает прямо, но или говорит притчу, порой загадочную, или совершает такой поступок, который приводит ученика сперва к недоумению своей якобы нелепостью, но потом – к просветлению. Почему? Потому что выворачивает его сознание так, что ломает стереотипы, в которых оно закоснело – а сколько таких стереотипов в наших православных душах и головах... (Один мой глубоко верующий во Христа друг, сам прошедший через увлечение дзеном, говорил, что дзен помог ему очистить мышление – и прийти к великой антиномичности и глубине Евангелия, а впоследствии тот же дух нонконформизма и трудного подвижнического поиска истины, который был в коанах, но уже не падший, а преображенный, он встретил в Патериках, у великих отцов-пустынников)

Встреча с непривычным по форме, сложным по мысли, серьезным по вопрошанию современным искусством – одна из тех встреч, которые могут помочь нам познать мир и самих себя. И то, что в притворе Татьянинского храма эта встреча произошла, то, что она вызвала много разноречивых мнений, даже споров, живую реакцию – это хорошо. Церковь Христова – живая, и живого она никогда не боялась.

УЧИТЕЛЬНИЦА ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

В ГАЛЕРЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Максима: знать промысел Божий

(Познал Адам жену свою Еву.

Познал Ангел в схватке Иакова).

Вот: твоя жизнь

Не бессмысленна – бессмыслица

Искушений, несовпадений, непониманий,

Смертей, встреч, страстей, болезней,

Линейная бессмыслица всего-через-запятую

Есть начало нового смысла

Или середина старого, непознанного тобою.

Знать промысел Божий – обретенье

Смысла в бессмыслице. Абстрактное искусство

Есть, наверно, утрата смысла,

Но какая, какая тоска по смыслу!

Тоска есть письмо (автор – адресат), есть

Крик (вскричавший – очнувшийся), есть

Удар (стилет – уста раны, раскрывающейся навстречу

Всхлипом крови). Тоска, сказано, – естина.

Утрата? Но не Миро! взгляни,

Взгляни в семь метаморфоз !

Взгляни, какие прибытки, какие

Антиутраты ! Пилар, любовь,

Долорес, знак женщины или птицы,

Смерть во всю свою терракоту,

Смех,

Плоть моих сумерек, голубое,

Да что говорить: зло – лишь чёрная полоса и несколько пятен

В победном золоте лазури!

Прикоснись, познай, приблизь дыханье,

Или дай я тебя познаю! –

Нет, не приблизится, познать не хочет,

Но и уйти не в силах. Шепчет молитву задержанья:

Ваде ретро, на отчитку тебя, ангел света! – впрочем,

Простим ей: она

Ещё так молода. В промысле Божьем

Она знает промысел, но пока еще не знает Бога.

Учительница воскресной школы

Должна лекцию подготовить

О мере сотериологичности современного искусства.

И вот пришла – за послушанье,

За прислушанье к тихому Голосу: "Не отвергни,

Приди, выбери, спаси что можешь,

Освяти и передай Моим детям!" –

И стоит посреди галереи.

Стоит строга, суха, как канавка,

Что до небес высока, еяже не прейдут: все это –

Не призор ли очес – галерея

Сносит учительницу потоком,

Омывает и влечет, как плотный ветер

Тонкую воцерковлённую мэрипоппинс,

Галерея полна сыти, пульсов, смыслов,

Сочна, светла, протяженна

Вширь и вглубь ("Только не ввысь!" – шепчет,

Почти не смягчит взора.

Цвета, грани, мясо, судьбы

Врываются в слоистое, наспех и негусто сформированное мнение,

Как грифоны и венозные быки в узкую девичью спальню).

Живописец, отольнув от тьмы, вздыхает,

С робостью и изнурённой надеждой

Смотрит ей в спину:

Неужели покинет, неужели

И на этот раз

Ничего с собой не захватит,

Не унесёт в свет? Господи,

Управь! Ты, Господи и Творче,

Всегда ведь за всеми управляешь!.. Тот, к Кому взывает

Исполненный напряжённого ожиданья живописец,

Тоже вздыхает, полон

Неизбывного терпенья.

Стоит, подчёркнуто великопостна,

Тени (естественные) под глазами,

Старческих советов под мышкой томик,

Но вместо глухого платка – газовый шарфик,

Но губы сухие, без помады всклень вишнёвы,

Юбка гризайль длинна, но изысканнейших сукон,

Но каблучки остры,

Сосульками звонки, весенни, и точёна оленья лодыжка

(Как бы не обращает вниманья – такими

Их обычно запечатлевают

Православные папарацци

На Всенощных, с тонкими свечечками в пальцах). О куда вы

Двинете свои армии, капралы воскресных школ,

Скул, сведенных сухих схолий,

Типовых блочных медресе закона Слободского!

Галерея – перепутье,

Перекрёсток жёстконаправленных ветров свободы.

Не жди, живописец!

Всё – впереди, жизнь только

Началась. А тебе пора

Собирать этюдник, покидать галерею,

Уходить к истокам, туда, где

Всё ещё сладки, текут молоком и мёдом,

Новорожденным золотом и бирюзою,

Горькие, смертные воды Мерры.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама