О выставке современного искусства "Двоесловие/Диалог", открывшейся 31 мая в помещении при храме св.мч. Татианы в МГУ, написано уже немало. Поэтому про собственно экспонаты и авторов выставки говорить здесь я не буду, хотя быть на этой выставке мне довелось в качестве именно, так сказать, экспоната: 3 июня, по любезному приглашению настоятеля храма протоиерея Максима Козлова, у меня там была встреча с читателями, и стихи я читал как раз в рамках работы этой выставки.
( В самом начале мероприятия микрофон повел себя творчески: то произвольно включался, то выключался, однако мы порешили, что и это лыко будет нам в строку, объявили поведение микрофона авангардистской инсталляцией, и вечер прошел замечательно).
Поводом к тому, чтобы поразмышлять об этой выставке, стала статья Юлии Полевой "Двоесловие/Диалог или будущее одной иллюзии..." (сайт Religo.ru, 5.06.2010г.), статья, в которой отношение автора к выставке более чем скептично, а попытка поместить авангардное искусство в храмовое пространство видится впряжением в одну телегу коня и трепетной лани. Человек, приславший мне ссылку на статью, особо подчеркнул следующие слова автора : "...возникает очень важный вопрос, кому адресована выставка? Людям, приходящим в церковь, это искусство не понятно и не нужно, людям, интересующимся искусством, не нужна церковь в качестве экспозиционной площадки", и спросил, что я про все это думаю.
В самом деле, вопрос прост и актуален: для кого эта выставка? Мне пришел в голову ответ, который многим покажется спорным, но тем не менее: эта выставка в первую очередь для православных прихожан (как раз для тех, кого автор вышеуказанной статьи почему-то безапелляционно почитает заведомо искусством не интересующимися и ничего в нем не смыслящими).
Наболевший вопрос о том, что есть художественное творчество вредное времяпрепровождение, искушение бесовское, мешающее спасению, или дар, данный от Бога, требует ответа снова и снова, в то или иное время ,в той или иной ситуации, сегодня как никогда. Увы, повод критикам православия считать христиан далекими от современного искусства даем мы сами: в книгах, статьях, проповедях и частных мнениях тех или иных представителей Церкви то и дело слышится суровый приговор: раз любовь к миру есть вражда на Бога, то и искусство для христианина должно ограничиться только иконописанием, Богослужебным пением, росписью пасхальных яиц и составлением рифмованных колядок для воскресных школ... Ну раз вы так считаете, говорят критики Православия то и прекрасно. Вот и сидите в своем гетто и не суйте нос дальше паперти, тем паче не касайтесь "не вашего", не вздумайте разбираться в искусстве современном, в его языке и смыслах, не вздумайте как-то реагировать на его вызовы и вопрошания...
А высовывать нос дальше паперти все-таки приходится. Мир погибает без соли Христовой, мир гниет. И эта соль спасающая не только в строках Евангелия и таинствах Церкви, не только в христианском подвиге людей церковных... Она встречается и тут, и там в мире мирском, попираемая ногами на перепутьях житейской суеты, но еще живая. Она, в том числе, есть и в творениях художников, композиторов, поэтов, режиссеров. И не только тех, кто жил "до исторического материализма", но и современных.
Многим из нас, ищущим путь к Богу, ступенями на этом пути стали фильмы Тарковского и Бергмана, стихи Бродского и Одена, музыка Арво Пярта, мини-спектакли Тома Уэйтса и Петра Мамонова (и эти-то примеры вовсе не самые уже свежие). Объявить всё это однозначной прелестью и бесовством значило бы отдать врагу то, что ему не принадлежит, а значит допустить богохульство. Всё лучшее в произведениях искусства Христово, во всем присутствие Божие, не только в восславлении красоты мира, но и в изображении подлинного страдания, жертвенности, трагизма человека и общества, в постановке болючих вопросов, будящих душу от самодовольной спячки. Именно задаваться и по-настоящему болеть этими вопросами, научившись читать язык современного искусства одна из задач нас с вами, современных христиан, живущих в миру, хотя бы ради наших ближних, которые однажды попросят нас показать нам Истину, а вместо этого рискуют напороться на голословный фарисейский ригоризм ...
Нет, выставка при МГУ мне видится вовсе не попыткой приватизировать искусство, объявив "воцерковленным", и не либеральничаньем, не заигрыванием с интеллигенцией: мол, мы тоже как вы, да не будет. Икона должна оставаться иконой, инсталляция Гора Чахала инсталляцией. Здесь важно показать: смотрите, и там и там звучат на разных языках, но одни и те же вопросы: о смысле жизни, о познании себя, о поиске пути к Небу, о любви и свободе, о добре и зле. Это наши общие человеческие вопросы, давайте попробуем побеседовать о них и поищем для этого общий язык, тот язык, говоря на котором, мы начнем понимать друг друга и помогать друг другу...
Так вот, возвращаясь к мысли, что время начаться проповеди о Христе с дома Божия, то есть с нас, христиан, поэтому современное искусство показано в первую очередь для православных, я подумал, что протоиерей Максим Козлов (не знаю, согласится ли он со мной) имел в виду, помимо прочего, еще и такую цель: совершить православный коан. Тем, кто интересовался дзеном, известно, что это такое: на вопрос ученика учитель не отвечает прямо, но или говорит притчу, порой загадочную, или совершает такой поступок, который приводит ученика сперва к недоумению своей якобы нелепостью, но потом к просветлению. Почему? Потому что выворачивает его сознание так, что ломает стереотипы, в которых оно закоснело а сколько таких стереотипов в наших православных душах и головах... (Один мой глубоко верующий во Христа друг, сам прошедший через увлечение дзеном, говорил, что дзен помог ему очистить мышление и прийти к великой антиномичности и глубине Евангелия, а впоследствии тот же дух нонконформизма и трудного подвижнического поиска истины, который был в коанах, но уже не падший, а преображенный, он встретил в Патериках, у великих отцов-пустынников)
Встреча с непривычным по форме, сложным по мысли, серьезным по вопрошанию современным искусством одна из тех встреч, которые могут помочь нам познать мир и самих себя. И то, что в притворе Татьянинского храма эта встреча произошла, то, что она вызвала много разноречивых мнений, даже споров, живую реакцию это хорошо. Церковь Христова живая, и живого она никогда не боялась.
УЧИТЕЛЬНИЦА ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
В ГАЛЕРЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Максима: знать промысел Божий
(Познал Адам жену свою Еву.
Познал Ангел в схватке Иакова).
Вот: твоя жизнь
Не бессмысленна бессмыслица
Искушений, несовпадений, непониманий,
Смертей, встреч, страстей, болезней,
Линейная бессмыслица всего-через-запятую
Есть начало нового смысла
Или середина старого, непознанного тобою.
Знать промысел Божий обретенье
Смысла в бессмыслице. Абстрактное искусство
Есть, наверно, утрата смысла,
Но какая, какая тоска по смыслу!
Тоска есть письмо (автор адресат), есть
Крик (вскричавший очнувшийся), есть
Удар (стилет уста раны, раскрывающейся навстречу
Всхлипом крови). Тоска, сказано, естина.
Утрата? Но не Миро! взгляни,
Взгляни в семь метаморфоз !
Взгляни, какие прибытки, какие
Антиутраты ! Пилар, любовь,
Долорес, знак женщины или птицы,
Смерть во всю свою терракоту,
Смех,
Плоть моих сумерек, голубое,
Да что говорить: зло лишь чёрная полоса и несколько пятен
В победном золоте лазури!
Прикоснись, познай, приблизь дыханье,
Или дай я тебя познаю!
Нет, не приблизится, познать не хочет,
Но и уйти не в силах. Шепчет молитву задержанья:
Ваде ретро, на отчитку тебя, ангел света! впрочем,
Простим ей: она
Ещё так молода. В промысле Божьем
Она знает промысел, но пока еще не знает Бога.
Учительница воскресной школы
Должна лекцию подготовить
О мере сотериологичности современного искусства.
И вот пришла за послушанье,
За прислушанье к тихому Голосу: "Не отвергни,
Приди, выбери, спаси что можешь,
Освяти и передай Моим детям!"
И стоит посреди галереи.
Стоит строга, суха, как канавка,
Что до небес высока, еяже не прейдут: все это
Не призор ли очес галерея
Сносит учительницу потоком,
Омывает и влечет, как плотный ветер
Тонкую воцерковлённую мэрипоппинс,
Галерея полна сыти, пульсов, смыслов,
Сочна, светла, протяженна
Вширь и вглубь ("Только не ввысь!" шепчет,
Почти не смягчит взора.
Цвета, грани, мясо, судьбы
Врываются в слоистое, наспех и негусто сформированное мнение,
Как грифоны и венозные быки в узкую девичью спальню).
Живописец, отольнув от тьмы, вздыхает,
С робостью и изнурённой надеждой
Смотрит ей в спину:
Неужели покинет, неужели
И на этот раз
Ничего с собой не захватит,
Не унесёт в свет? Господи,
Управь! Ты, Господи и Творче,
Всегда ведь за всеми управляешь!.. Тот, к Кому взывает
Исполненный напряжённого ожиданья живописец,
Тоже вздыхает, полон
Неизбывного терпенья.
Стоит, подчёркнуто великопостна,
Тени (естественные) под глазами,
Старческих советов под мышкой томик,
Но вместо глухого платка газовый шарфик,
Но губы сухие, без помады всклень вишнёвы,
Юбка гризайль длинна, но изысканнейших сукон,
Но каблучки остры,
Сосульками звонки, весенни, и точёна оленья лодыжка
(Как бы не обращает вниманья такими
Их обычно запечатлевают
Православные папарацци
На Всенощных, с тонкими свечечками в пальцах). О куда вы
Двинете свои армии, капралы воскресных школ,
Скул, сведенных сухих схолий,
Типовых блочных медресе закона Слободского!
Галерея перепутье,
Перекрёсток жёстконаправленных ветров свободы.
Не жди, живописец!
Всё впереди, жизнь только
Началась. А тебе пора
Собирать этюдник, покидать галерею,
Уходить к истокам, туда, где
Всё ещё сладки, текут молоком и мёдом,
Новорожденным золотом и бирюзою,
Горькие, смертные воды Мерры.
Источник: Татьянин день