ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Светлой памяти пастыря доброго

Александр Богатырев :: 07 июня 2010

Об отце Михаиле Женочине трудно писать в прошедшем времени. Трудно поверить, что войдя в построенный им храм, не увидишь его высокую могучую фигуру, его смеющихся глаз, не почувствуешь его крепкого объятия и теплой радости от очередной встречи.

В девяностые годы я приезжал к нему часто. Даже избу купил неподалеку от его дома. Ему нужны были помощники, сотрудники, единомышленники, способные поддержать его идеи и мечты. А идей и всевозможных проектов у отца Михаила было немало. Он мечтал о возрождении Гдовской земли, а, заодно, и всей великой России.

В первый раз я приехал в Гдов с Андреем Ивановичем Стенбок-Фермером, возглавлявшим тогда отделение Толстовского фонда, работавшего в России. Андрей Иванович тоже был полон надежд. Он полагал, что фонду удастся поддержать здравые проекты. Он уже имел неудовольствие познакомиться с вороватыми чиновниками, отправлявшими наших зарубежных соотечественников по проверенным адресам с целью выманить деньги и сделать все для того, чтобы провалить затеваемое дело. Он искал честных людей – тех, кто при абсолютном безденежье совершал немыслимые дела: строил храмы, открывал православные гимназии, брал на воспитание сирот, пытался поднять загубленное сельское хозяйство.

Пока батюшкина матушка Марина готовила трапезу мы сидели в уютной гостиной, рассматривали собранные отцом Михаилом альбомы, фотографии и документы, имевшие отношение к его храму. Того, прежнего, стоявшего посреди Гдовской крепости, не было. Его взорвали большевики. Даже фундамент пришлось искать с помощью археологов. До самого прихода немцев в храме пытали и расстреливали "врагов советской власти". Когда начались раскопки, поисковики обнаружили не древние артефакты, а человеческие черепа и кости. Ими наполнили 3 огромных гроба и захоронили у стены храма. Отец Михаил постоянно молился о мучениках, чьи имена лишь Господу ведомы.

После войны на месте храма местные власти устроили танцплощадку, и граждане богоспасаемого Гдова лихо отплясывали сорок лет на костях своих убиенных дедов.

Показал отец Михаил и старый герб Гдова: "Вот видите, это сноп льна. Лен здесь был отменный. Почему бы не возродить льноводство?!"

– Хорошая идея – согласился Андрей Иванович.

– Можно кирпичный завод построить. До революции их было три.

Здесь и железная дорога до Пскова проходила. Рыбы полно в Чудском озере. Можно переработку организовать. Рабочие места появятся. Народ делом займется, перестанет пьянствовать.

– Прекрасные идеи. А почему власти не начинают всего этого? Вы с ними говорили? Неужели нет бизнесменов?

Отец Михаил вздохнул: "Надо самим начинать".

Андрей Иванович никак не мог понять, почему, сидя на золотой жиле, народ пребывает в нищете и отчаянии.

Трудно было понять гражданину Франции наши безрадостные реалии начала девяностых.

Бизнесмены-то были. Но только вкладывать деньги ни во что, кроме торговли не желали. А деньги получали огромные, опустошая псковские леса. Вскоре и переработку рыбы устроили, но такую варварскую, что в несколько лет обезрыбили Чудское озеро.

Тот разговор закончился великолепным обедом. Пока мы беседовали, дети отца Михаила набрали в соседней роще корзину белых грибов, и матушка приготовила вкуснейшее блюдо. Была еще уха из судака, салаты из выращенных на своем огороде овощей, всевозможные компоты и наливки собственного приготовления. Андрей Иванович восторгался и заверял матушку в том, что все рестораны Парижа посрамлены ее потрясающими кулинарными шедеврами.

К сожалению, ни один из понравившихся ему проектов не был поддержан руководством фонда. Да и сам фонд вскоре прекратил свою деятельность.

Некоторое время отец Михаил все еще надеялся на то, что заграница нам поможет, но после визита одного парижского князя, потерял надежду на титулованных соотечественников – потомков эмигрантов первой волны. Три дня возил батюшка князя по дальним и ближним весям: и на место Ледового побоища, и по монастырям, и в имения барона Корфа, князя Дондукова-Корсакова, графа Коновницына, показал ему древние церкви на берегу Чудского озера. Матушка каждый день закатывала обильные застолья. Князь был тронут, долго благодарил, рассказал о том, как преисполнен желания помочь церкви и батюшкиному семейству, после чего вручил ему заграничную купюру, обменяв которую на российские дензнаки, батюшка сумел заправить бензином половину бака своей старенькой "Нивы".

Приезжал к отцу Михаилу и потомок героя Отечественной войны 1812 года граф Сергей Коновницын со своим перуанским семейством – женой и двумя дочерьми. Услыхав о льне, он радостно объявил, что достанет денег и начнет возрождать льноводство. Его парижский друг давно собирался шить модную одежду из русского льна. Отец Михаил вдохновился, матушка обрадовалась и в течение двух дней по три раза на дню демонстрировала русскому графу и его латиноамериканской родне кулинарные" затеи, от которых заморские гости пришли в восторженную осоловелость. После "нескорого" застолья они с трудом выбирались на волю, и, везомые к очередному объекту осмотра, уже на второй версте начинали похрапывать.

Но и этому проекту не суждено было сбыться. Сергей Коновницын скончался через три месяца по возвращении в перуанскую землю. Когда мы ехали обратно в Петербург, граф с беспокойством глядел на зарастающие кустовьем поля и спрашивал: "Почему земля пустует?"

Я стал рассказывать ему о трудностях: об отсутствии тракторов, денег и всего прочего. Он раздраженно меня перебил: "Да если бы мои перуанцы узнали, что здесь пустует земля, они бы взяли мотыги в зубы и вплавь переплыли бы Атлантический океан".

И этот русский человек – гражданин перуанского государства – не мог понять, отчего бездельничают и пьют русские мужики: "Из-за земли дворян и друг друга перебили, чтобы их внуки эту землю бросили, и все пошло прахом ".

Вскоре объявился в гдовской округе непьющий человек – ставропольский казак. Он взял в аренду несколько десятков гектаров земли, построил потрясающий коровник, завел лошадей, технику, поставил пасеку. Отец Михаил решил, что с этого крепкого хозяйства начнется возрождение земледелия. Он познакомил с ним молодых питерских казаков. Надеялся, что в летнее время они будут в его поле лагерем стоять, обучаться верховой езде, помогать ему в хозяйстве, Но питерским молодым людям работать на земле не захотелось. Да и сам старый казак продержался недолго – уехал в Ставропольский край, кляня на чем свет стоит местных бандитов и начальников.

Долгие годы я наблюдал за тем, как гаснут яркие лучистые глаза отца Михаила. Все попытки вдохновить местных людей на налаживание нормальной хозяйственной жизни провалились.

Но главное дело его жизни – строительство храма Державной Божьей Матери свершилось. Этот дивной красоты храм был пераым на псковщине, чье строительство началось при советской власти. Больших трудов стоило получить разрешение на его постройку в центре старой гловской крепости.

Власти настаивали на том, чтобы церковь строилась на кладбище.

Отец Михаил отдавал храму не только всю энергию и силы, но и но и последние деньги. Матушке Марине даже пришлось расстаться с золотыми сережками, чтобы оплатить срочные расходы.

Храм получился прекрасный – лучше прежнего. Руководил проектом петербургский профессор Кирпичников. Они с отцом Михаилом не стали повторять в точности уничтоженный оригинал, а внесли изменения в соответствии с канонами псковского храмового зодчества. Ажурные кресты заказали лучшим кузнецам России. Иконы для него писали лучшие псковские иконописцы.

На освящение храма приехали друзья из Пскова, Питера и Москвы. Праздник удался наславу. Матушка Марина доказала, что и полторы сотни гостей для нее не предел.

Но отшумел праздник, разъехались гости, и на воскресных службах неизменно оставался лишь костяк верных: полтора – два десятка старушек.

Немало прошло времени, прежде чем в храме появилась молодежь.

Воскресную школу отец Михаил затеял с первых дней, еще когда служили в избе. Детей родители на занятия приводили, но сами на литургии практически не появлялись.

Отец Михаил крепко горевал от невозможности расшевелить народ.

– Единственная просьба, с которой ко мне обращаются соседи: "Батя, дай денег на бутылку", – признался он как-то после объяснения с пьянчужкой, долго колотившим в его ворота.

Такие визиты не придавалаи энтузиазма. Не так представлял себе питерский молодой священник служение народу. Он был уверен, что народ истосковался по высоким идеалам, что вера в Бога, хоть и подорвана, но все же живет в большинстве душ. Стоит лишь показать пример бескорыстного служения – и люди валом повалят в Церковь, вдохновятся, опамятуются, возьмутся за дело и быстро вытащат из грязи разваливающуюся телегу народной жизни. Но вышло иначе. Знакомство с деревенской жизнью ошеломило его. Больше всего потрясла его история с пожаром, когда в огне сгорело двое детей. Он подошел к матери и попытался ее утешить, но она махнула рукой и заплетающимся языком сказала: "Не беда, еще нарожаю".

Господь долго испытывал отца Михаила. Первые годы на его жену устраивали облавы. Милиция с активистами: соседями и представителями местной власти почти каждый понедельник врывались ни свет-ни заря к нему в избу и выпроваживали матушку. И в дождь, и в мороз, поелику нельзя было жене с ленинградской пропиской жить у мужа в Псковской области больше трех дней.

Пришлось бросить работу в Питере и прописаться в деревне. А при советской власти потеря прописки в Москве или Питере грозила немалыми бедами. Можно было лишиться квартиры, а дети могли на всю жизнь оказаться деревенскими жителями. Потом, поди – получи образование... Да и само право жить в "городе трех революций" можно было навсегда утратить.

Горевал отец Михаил и оттого, что практически ничем закончилась его попытка проповеди Слова Божьего у военных. Несколько обер-офицеров зачастили к нему, но не ради пищи духовной, а – брюховной. Понравились им матушкины обеды. Правда, их жены иногда стали захаживать в храм. Наконец, появился в среде военных воин христов – начальник погранзаставы в чине полковника. Они с отцом Михаилом быстро сдружились. Полковник позволил проводить с солдатами беседы, несколько человек крестилось. Сам полковник исповедовался и причащался. Но однажды, выехав на снегоходе на лед Чудского озера для объезда постов, угодил в полынью и не смог выбраться.

После смерти этого, ставшего дорогим, человека началась полоса смертей близких людей. Погиб брат, умер отец, разбился на автомобиле племянник, стали уходить в мир иной друзья. Прошла череда искушений и от братии, и от лже-братии. Он пугал многих своей неуемной энергией. Некоторые завидовали тому, что он строит не кладбищенскую церквушку, а огромный трехпрестольный собор. Бдительным гражданам не нравилось то, что он отыскивал материалы о Псковской миссии – о священниках, служивших на оккупированных территориях, то, что он познакомился и поддерживал контакты с их потомками, жившими в Америке. Они недоумевали: как можно затевать какие-то дела без благословения? Но, как и у кого получать благословение на позволение войти в церковь приезжим православным? Незнакомых людей он встречал, как дорогих гостей: показывал храм, рассказывал об его истории, о том, как возрождали его из долгого небытия. Несколько раз его слушателями оказывались потомки священников псковской миссии. Однажды в храм зашла дочь епископа Иоанна Легкого, служившего во время войны во Гдове. Эта встреча была особенно дорогой. Отец Михаил получил очень важные сведения и документы, которые были необходимы в его краеведческих изысканиях.

Приезжал к нему из Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов. Мне пришлось быть участником долгих бесед с ним. Возможно, знакомство с отцом Михаилом в какой-то мере поспособствовало тому, что замечательный энергичный священник Зарубежной Церкви, ратовавший за переход приходов Московского Патриархата под омофор владыки Виталия, стал одним из активнейших сторонников объединения обеих частей Русской Православной Церкви.

Но в девяностые годы подобные контакты вызывали большую тревогу и неудовольствие.

Нелегко было и с молодыми, и со старыми священниками. Молодые вынуждены были много времени посвящать устройству быта, старые, умудренные опытом, предпочитали вообще не касаться проблем, возникавших вне церковной ограды. Помню, как один маститый протоиерей учил отца Михаила: "Сиди тихо, маши кадилом и копи деньги". Отец Михаил рассмеялся: "Что копить? Тут бы концы с концами свести".

– "А ты учись. Тебя еще на свете не было, а я уже копил".

Этого мудрого батюшку вскоре ограбили. Чудом остался жив.

Отец Михаил копить не стал, Тихо сидеть так и не научился. Ему было до всего дело. Он пытался убедить начальство в том, что нельзя позволять антропософам устраивать деревню на псковской земле. И эта инициатива не нашла ничего, кроме непонимания и раздражения. Последовали прещения.

Я видел, как трудно было ему примириться с несправедливостью. Разговоры о том, что враг мстит ему за церковь, не очень его утешали. Он сам прекрасно знал, за что тот мстит ему. И понимал, что только усиленной молитвой можно одолеть врага. Он любил службу, был хорошим проповедником, хотел служить литургию ежедневно. Но для этого нужен был второй священник. Он готов был разделить с ним свое скудное жалование, но такого энтузиаста не нашлось.

Я не видел начала строительства храма. Мы познакомились, когда шли отделочные работы в правом приделе в честь святителя Вениамина. Идею посвятить этот придел митрополиту Вениамину, бывшему не только владыкой Петроградским, но и гдовским, подсказал отец Николай Гурьянов. Он же благословил отца Михаила на строительство храма.и дал ему тысячу рублей, спросив, не знает ли он каких-нибудь богатых людей. Отец Михаил сказал, что есть один "мешок с деньгами". Отец Николай перекрестил воображаемый мешок и промолвил: "Ну, мешок, открывайся". В тот же вечер, сразу по возвращении отца Михаила домой, раздался звонок, и знакомый голос произнес: "Ну что храм не строишь? Может тебе денег дать?" Так по молитвам отца Николая раскрылся мешок, и выданной суммы хватило на строительство фундамента и стен.

Я слышал рассказы самого батюшки и прихожан об удивительных происшествиях, сопровождавших строительство. Их иначе, как помощью Божией, не назовешь. Один человек, попавший в страшные передряги, попросил молитв отца Михаила и пообещал, что если прекратятся его беды, то он купит кирпич на весь храм. Он не только избавился от бед, но еще и изрядно разбогател. Он выполнил обещание и прислал несколько вагонов кирпича.

Отец Михаил вместе со своими детьми участвовал в строительных работах: таскал кирпичи и раствор, выносил строительный мусор. Ему так хотелось ускорить работу, чтобы поскорее над обезбоженным градом вознесся православный крест, и зазвучали колокола.

С колоколами тоже произошла удивительная история. Денег не было, и взять их было не у кого. Отец Михаил рассказал, об одной московской деловой женщине, с которой познакомился в паломнической поездке. Она предложила ему обратиться к ней, если возникнет нужда. Я стал уговаривать его воспользоваться этим предложением. Но он никак не соглашался беспокоить малознакомую даму. Наконец, после долгих уговоров, согласился, и мы поехали в Москву. Дама эта приняла нас с большим радушием, дала просимое и несколько лет оказывала благодеяния, пока кто-то из столичной братии не совратил ее в иудаизм. Отец Михаил долго переживал эту историю, восприняв ее, как собственное поражение.

Когда отлили колокола, возникла проблема их доставки. Помощь пришла неожиданно и тоже от мало знакомого человека. Транспорт удалось заказать на 7 ноября. Въезжали колокола во Гдов медленно и торжественно, а навстречу быстро шла угрюмая толпа местных коммунистов. Были среди них и те, кто взрывали церковь и сбрасывали колокола. Это была последняя демонстрация на последнем праздновании годовщины октябрьского переворота.

А вскоре произошло еще одно знаменательное событие: одна из наиболее ретивых гонительниц матушки, пришла в храм и покаялась в своих краснорежимных злобствованиях. И батюшка, и матушка с радостью простили ее. Теперь она поет в церковном хоре.

Таких сюжетов было немало. Их хватило бы на изрядную повесть. Если даст Бог силушки и времени, попробую написать. Мы ездили вместе на требы. Иной раз, проехав полсотни верст на похороны, он не только не получал ни полушки за отпевание, но сам отдавал, что имел пребывавшим в полном безденежьи людям. Однажды мы приехали освящать дом, а освятили огромную бочку, в которой поселились муж с женой, убежавшие из Средней Азии от изъявлений братской дружбы. О многом из наших откровенных бесед, к сожалению, лучше умолчать. Я поругивал отца Михаила за то, что он впадал в уныние, сталкиваясь со страшными грехами.

А и было, отчего заунывать. Но его скорбь была не столько оттого, что люди падали низко, а оттого, что не было истинного покаяния, и что он ничего не мог с этим поделать. Он бранил себя и говорил, что не видит плодов трудов своих. А плоды были. И храм заполнился молящимися, и крестил он, по-сути, всю округу, и людей, любивших его с каждым годом становилось все больше. За что бы он ни брался, все получалось добротно и красиво. Не успел он закончить строительство храма, как принялся строить церковный дом. Да не просто дом, а великолепный трехэтажный терем.

И теперь стоят эти два самые красивые здания во всем гдовском уезде, свидетельством того, что раб Божий протоиерей Михаил залатал рваную рану, нанесенную этому древнему русскому городу лихими людьми.

И церковь стоит, будто и не взрывали ее, и крепость стала бастионом духовным. Ведь в ней полвека ничего не было, кроме развалившихся стен да танцплощадки. И сам Гдов преобразился. Появилась доминанта, видная со всех сторон. А до этого стояли лишь небольшие избы да несколько двухэтажных домов, построенных по советскому ранжиру – без затей и вне всякой эстетики.

Так что не зря прожил отец Михаил: и детей четверых вырастил. и деревьев целый сад посадил, и дом построил – свой и Божий.

Но тот, кто язвил его все годы служения, и упокоенного его укусил. В книге о храмах Псковской епархии строителем Гдовского храма в честь Державной иконы Божией матери назван не отец Михаил, а священник, однажды пожертвовавший на храм. Сам же отец Михаил помянут лишь как служивший в этом храме. Но что может быть в очах Божиих выше ревностного и усердного священнического служения...

P,S, 29 мая исполняется год со дня кончины отца Михаила Женочина.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама