ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Наставник-бизнесмен – анахронизм или первая ласточка?

Сергей Филатов :: 16 октября 2007

В 2003 году поморскую старообрядческую общину в Ульяновске возглавил 49-летний Павел Васильевич Аринин. Новый священнослужитель в каком-нибудь согласии – обыденное явление, но Павел Аринин для наших дней священнослужитель исключительный. Он – потомственный старовер и крупный ульяновский бизнесмен.

Староверы с гордостью любят рассказывать, о том какими процветающими предпринимателями были их единоверцы до революции. В беспоповских согласиях наставники часто были крупными промышленниками, купцами, банкирами. Но сейчас ничего подобного нет, в лучшем случае бизнесмены, имеющие среди своих предков староверов, материально помогают общинам. Среди священнослужителей бизнесменов не бывает, да и среди прихожан старообрядческих церквей практикующих верующих – бизнесменов очень трудно встретить. Традиционная крестьянская (или городская, но по происхождению – сельские мигранты) паства вымирает и староверческие общины потихоньку становятся в основном интеллигентскими. По социальному составу старообрядческие общины во многом похожи на лютеранские и католические – патриархальные старики, сохранившие веру предков, и городская интеллигенция.

До 2003 года такой же была и ульяновская община. Поморцы даже в самые тяжкие годы гонений не прекращали собираться на богослужения. Сохранялась община в Ульяновске и нескольких селах и поселках в области. С конца 20-х годов делалось это тайно. Собирались на частных квартирах. Из соображений конспирации постоянно меняли адреса своих собраний. Богослужения обычно проводились по ночам.

В такой вот конспиративной атмосфере и вырос Павел Аринин. В интервью самарскому старообрядческому сайту www.samstar.ru он рассказал о своей семье: "Сам я из Красного Яра, это село в Ульяновской области, из семьи коренных старообрядцев. Там у меня корни, там родители, деды. Дед был наставником Красноярской поморской общины, отец был наставником, сейчас для меня настало время, и я буду наставником Ульяновской поморской общины. Наша семья была большая, крепкая. В годы советской власти предки мои претерпели гонения, лишения. Но вся семья все равно была верующей. Моего деда забрали прямо из моленной в 1937 году. Ему было 80 лет, полуслепой. Он сидел в тюрьме прямо в Красном Яре до решения. Потом посадили на поезд, отправили в Сибирь, без паспорта, без документов. Зимой ночью ссадили где-то в степи с поезда, в мороз. И он прислал письмо оттуда, писал: "Хожу от стога к стогу, никто в дом не пускает, документов нет, голодный, кто подаст кусок хлеба, а кто и нет, собаками травят", и тому подобное. А ему 80 лет. И все-таки сгиб человек. Конечно, он погиб, где-то замерз. И это только за то, что он молился Богу. Ну какой может быть вред от такого старика? У меня раскулачили одного деда, раскулачили другого деда, посадили отца. Забрали все имущество. Это уже в 1937-1938 годах. Одного деда расстреляли. Отца загнали в Сибирь на разработки. Потом он вернулся оттуда и сразу же умер. Семью выгнали из дома – раскулачили. С маленькими детьми, зимой, на улицу. Родственники пустили на ночь, так ночью пришли к ним, выгнали оттуда, и сказали родственникам, что раскулачат и их, если они еще раз пустят "кулаков". Но все равно, веру мы не потеряли, сейчас дети, внуки, – все верующие, соблюдают наши традиции, ходят в храм. Дочь живет здесь, в Самаре, преподает в академии культуры. Но она настоящая старообрядка, соблюдает посты, ходит на службы, все как положено. А я вот в Ульяновске возлавляю общину уже год. Так что у меня есть корни, я обязан это продолжать, и я буду продолжать, и моя дочь будет".

В советское время Аринин был на разных хозяйственных должностях и ему не трудно было начать своё дело. В 2000 году ульяновская поморская община в поисках кандидата в наставники сама вышла на него через знакомых в Красном Яре (сам он участвовал в богослужениях только в родном селе). После нескольких лет подготовки ульяновская община ему доверилась.

Приход нового наставника постепенно оживил ульяновскую общину. Дело не только в том, что община зарегистрировалась и приступила к капитальному ремонту и расширению молельни. Аринин начал эффективную работу по привлечению в общину молодежи. С 2004 года функционирует воскресная школа. Наставник ходит по старообрядческим семьям и распрашивает молодежь: почему не ходите в храм? Что Вам мешает, Вы же староверы? Чтобы разобраться в отношении молодежи к церкви распространяет в староверских семьях анкеты, которые потом внимательно анализирует.

И в общину стала прибывать молодежь и интеллигенция. Причем не только из традиционно старообрядческих семей, но и из "господствующей церкви". Одна молодая неофитка, перешедшая из РПЦ, даже приняла постриг и сейчас монашествует в поморском монастыре под Лениногорском в Казахстане.

Отношение Аринина к "господствующей церкви", другим вероисповеданиям и власти двойственно. В интервью нам он заявил, что " я рад, когда открывается новая церковь никониан, католиков или протестантов, – все же атеизма будет меньше. Общественная атмосфера будет чище. Но сомневаюсь, что не в староверии можно спастись".

Аринин приветствует новый курс главы белокриницкого согласия митрополита Андриана на большую открытость, диалог с обществом, властью, РПЦ и другими вероисповеданиями. В интервью нам он сказал: " Андриан прав, его курс –сейчас единственно возможный. Нельзя ограждаться от мира, в котором живешь, мы обязаны быть открыты. Следует знакомить людей с истинной верой, не бояться диалога, искать компромисса. Мы способны повлиять на этот мир. Да и нет у нас сил на противостояние власти и РПЦ, нужно быть дипломатичными.

В то же время ульяновский наставник относится к РПЦ настороженно: "Я одобряю Андриана, но сам бы я разговаривать в РПЦ не пошел, не вижу для себя смысла в таких встречах. Разве что просить о мирном существовании, чтоб вежливо себя с нами вели..." . В уже цитированном интервью самарскому старообрядческому сайту Аринин сказал: "нужно самим служителям церкви никонианской повернуться лицом к нам. Посмотрите, еще в 1971 году они на своем Соборе признали, что клятвы на старые обряды были наложены неправедно. Но прошло уже сколько лет? А отношение к нам остается прежним: настороженным, не всегда добрым. Они переиздают книги, в которых нас называют раскольниками, темной забитой массой, врагами православия, чуть ли не изуверами. Если бы они действительно повернулись лицом, если бы от них исходила позитивная, да просто правдивая информация! Но пока... До сих пор с их стороны нет чистосердечного, христианского отношения к нам".

Аринин считает необходимым идти на контакты с властью, рассказывать о себе и отстаивать свои интересы и права. В то же время, он, что естественно для потомственного старовера, опасается власти и пессимистически смотрит в будущее: "хотя коммунизм и рухнул, но власти все равно далеки от идеала. Я сильно боюсь, что снова начнутся гонения".

Но, хотя опасаться – то он – опасается, но планы у него далеко идущие и предполагающие свободную жизнь. Он с гордостью говорит о росте своей общины, о грядущем Всероссийском соборе поморцев, о своих выступлениях в университете и СМИ. И, особый, корпоративный, предмет гордости – о появлении в общине прихожан – бизнесменов. Традиция возрождается!

По материалам источников: Самарское староверие

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама