Магистр Оксфордского университета, историк Г.В. Бондаренко комментирует избрание нового предстоятеля РПСЦ
Старообрядческая Церковь, осиротевшая после внезапной кончины митрополита Андриана в августе этого года, обрела наконец нового предстоятеля, владыку Корнилия, избранного на Освященном соборе 18 октября. Многие православные християне молились о достойном выборе соборян, отложив на время свои собственные предпочтения или суетные мысли о достоинствах того или иного кандидата в митрополиты. И вот выбор Святаго Духа вновь пал на младшего по хиротонии епископа (как то случилось и во время избрания митрополитов Алимпия и Андриана). Епископ Корнилий был поставлен на Казанско-Вятскую кафедру покойным митрополитом Андрианом лишь 8 мая 2005 года. Многие увидели в этом явный знак наследования: владыка Андриан начал свое епископское служение также с родной ему Казанско-Вятской епархии. Эти края средней России издавна были местом расселения старообрядцев и дали нашей стране немало достойных и знаменитых граждан. Владыка Корнилий, часто сопровождавший в поездках и встречах покойного митрополита, даже внешне похож на владыку Андриана: высокий, худощавый, с резкими чертами лица и яркими глазами. Оба владыки, потомственные старообрядцы, в миру получили высшее техническое образование – владыка Корнилий окончил в свое время Московский автомеханический институт, а митрополит Андриан – Казанский авиационный. Оба они вышли из технической интеллигенции, что редкость для старообрядческого духовенства. Но гораздо важнее духовная преемственность: владыка Андриан был Евангельским отцом епископа Корнилия при пострижении его в иноческий чин и избрал для него новое имя – Корнилий, от латинского Cornelius "твердый, стойкий". И хоть, по его словам, инок Корнилий не чувствовал себя таковым, духовная сила и уверенность в помощи Божией была передана ему покойным митрополитом. Не случайно в списке поставленных священнослужителей, вложенном в руку владыки Андриана во время погребения, средь иереев владыка Корнилий значится первым по порядку, а в списке поставленных архиереев – он последний.
Тяжелая задача нового пастыря старообрядческой Руси заключается в сохранении и приумножении духовного богатства, сбереженного поколениями старообрядцев. Старообрядческая Церковь столетия хранила неповрежденную веру Христову и в древних обрядах, и в старопечатных богослужебных книгах, и в повседневной жизни и быте своих чад. Являясь чудесным образом сохраненной иконой Святой Руси, старообрядчество лишь в последние годы при владыке Андриане смогло ясно заявить о своем существовании и открытости народу и миру. Не замкнуться в себе, не стать реликтовой этнографической группой, сберегаемой в особой резервации, но нести свидетельство веры Христовой всему миру – вот цель, стоящая перед Русской Православной Старообрядческой Церковью и ее новым предстоятелем. Поэтому такой актуальной для Освященного собора была мысль о преемственности курса нового митрополита: слишком долго ждали старообрядцы возможности открыто заявить о своем существовании, занять достойное место в современном русском обществе.
Первый раз мне посчастливилось увидеть и услышать будущего владыку Корнилия, а тогда еще орехово-зуевского диакона Константина Титова на Аввакумовских чтениях в Никольском храме на Белорусской в декабре 2003 года. Тогда он читал для аудитории отрывки из жития священномученика Аввакума, и сам стиль, интонации этого чтения во многом отличались от общепринятой трактовки образа огнепального протопопа. Диакон Константин читал самые жесткие и непримиримые фразы Аввакума смиренно, негромко, как бы сокрушаясь о падении и лицемерии рода людского, о своей собственной человеческой слабости. Еще тогда мне запомнился орехово-зуевский диакон, хотя я не мог и представить, что станет он епископом или митрополитом. В следующий раз я увидел владыку Корнилия уже в Покровском соборе на Рогожке после смерти владыки Андриана. Подошел к нему под благословение. Это был уже другой человек, и не от мира сего, но и "власть имеющий". Позволю себе заметить, что уже облик его, его руки, его взгляд выдают в нем аскета, инока, подобного покойным митрополитам Алимпию и Андриану. И невозможно даже внешнему человеку закрыть глаза на это очевидное отличие старообрядческих архиереев от князей церкви иных упований. Хотелось бы только пожелать владыке соединить в себе иноческую отрешенность, молитвенную сосредоточенность владыки Алимпия и проповеднический дар, открытость "светильника веры" владыки Андриана.
Митрополита Русской Православной Старообрядческой Церкви избирают представители общин на Освященном соборе, и духовенство и миряне. За кандидата, одного из епископов, должны проголосовать две трети выборщиков. Так осуществляется на деле старообрядческая "консервативная демократия", о которой говорил в свое время покойный владыка Андриан. Конечно, в Старообрядческой Церкви, когда она сжалась, умалилась в своем числе, соблюдать "демократические нормы" легче, чем в новообрядческой или католической церкви с их многочисленными паствами. Но нельзя забывать, что миряне всегда играли в старообрядчестве бóльшую роль, чем в церкви "господствующей", даже в "поповских согласиях", признающих священство, мирянам приходилось и приходится решать многие материальные и духовные вопросы церковной жизни. На нынешнем Освященном соборе кроме избрания митрополита решались и другие вопросы: проблема взаимоотношений с патриаршей церковью, вопросы о причастии между постами, о принятии новых членов Церкви.
23 октября 2005 года в воскресенье в Москве, в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище избранный на Освященном соборе владыка Корнилий был настолован на престол Митрополита Московского и всея Руси. Свою благодарственную речь после службы владыка начал со слов о своем недостоинстве столь великого сана, и можно быть уверенным, это были не общие слова, но искреннее иноческое христианское смирение. И тут же, воспрянув и охватив умственным взором всю историю и современность Церкви Христовой, владыка справедливо вспомнил не только о трехсотлетнем, но и о более чем двухтысячелетнем плавании христианского духовного корабля в водах житейского моря. Он – кормчий, вставший у руля Высокой Церкви, не сломленной столетиями бурь и гонений. Недаром интронизация митрополита Корнилия свершилась в день памяти Святых Отец 7-го Вселенского собора, собравшегося в Никее на потребление иконоборцев. Если в древние времена Церковь способна была очиститься от ереси и восстановить Православие, то не пример ли это для собирания Церкви и излечения ран духовных в грядущие времена? А ныне можно только пожелать митрополиту Корнилию многая лета!
По материалам источников: Староверы в Самаре