ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Опять этот пост (ч.2)

В.Н. Коржевский :: 11 июня 2010

В последние времена святые Отцы даже не советуют христианам держаться строгого поста по немощи естественной, потому что люди стали больны: и печенкой, и селезенкой, и гордынькой. Если такому человеку не давать пищи, то получится нехороший результат.

Ведь Богу, как говорит святой Иероним, не нужны ворчание наших внутренностей и пустота желудка, но без последних невозможно сохранить целомудрие.

Цель поста – насадить нравственные качества, содействовать приобретению добродетелей. "К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти? Что за добродетель не пить вина, а пьянствовать гневом и злобой"? – говорят святые.

Св. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит: "Ты постишься – докажи это своими делами. Какими? Если увидишь нищего, подай милостыню. Если увидишь врага, примирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй. Если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все части нашего тела". Как могут они поститься? Как могут поститься руки? – не делать злых дел. Ноги? – соответственно, если не будут ходить на совет нечестивых. Глаза? – если будут смотреть в землю. Уши? – если будут слушать то, что надо. А нос как может поститься? Правильно, если он не будет в чужие дела встревать. То есть все органы могут поститься, не только желудок.

Помните Ниневию? Когда Господь разгневался, послал Иону огласить царский приговор о преступлениях этого города, что они сделали? Прежде всего, обратились к посту, и не только сами постились, царь, жены, но даже дети, скот постился, то есть весь город, включая бессловесных животных. Сами ничего не ели и им не давали ничего кушать. Таким образом они как бы обращались к Богу с просьбой: "если мы своими делами осквернили и погибаем за это, то пощади хотя бы скотину, которая ни в чем не повинна". И, прежде всего они, конечно, прекратили делать греховные дела, поэтому Господь их и помиловал, хотя приговор уже был вынесен, секира занесена.

Важно при посте не только количество пищи, но и качество ее. Адам и Ева, когда жили в раю, были вынуждены разбираться в качестве пищи, а не в количестве. Не было же такого запрета, чтобы они ели три яблока и четыре огурца в день. Нет, ешьте, сколько хотите, но не все, т.е. указывалось на качество пищи. Оно имеет большое влияние. "Весьма важно качество пищи, – говорит св. Игнатий Брянчанинов, – Райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно действовал на душу, сообщал познание добра и зла и тем уничтожал непорочность, в которой были созданы наши праотцы. И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина. Такое действие пищи основано на разнообразном действии ее на плоть и кровь, на том, что пары и газы желудка поднимаются в мозг и имеют влияние на ум". Как Адам и Ева, вкусив эту пищу, изменились, заболели, так и мы, если не будем разбираться в качестве пищи, то наш пост не будет постом.

Каковым же должна быть пища по качеству своему указывает церковный устав. Кто заинтересовался пусть обратиться к нему и следует его указаниям, хотя нужно помнить при этом что и, вкушая постную пищу, можно не поститься. Это если много кушать или ближних своих "кушать". Для новоначальных строгий пост не полезен. Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что "употребление пищи должно быть по отношению к количеству самое благоразумное. Новоначальные должны употреблять пищу почти досыта, но не до пресыщения". Есть три степени: впроголодь, досыта, пресыщение. "Если новоначальный не будет употреблять пищи вне трапезы, то такой пост будет вполне удовлетворителен для него. Употребление пищи в трапезе почти до сытости нужно, потому что он обязан исполнять послушания, иногда трудные, и для того не ослаблять телесные силы излишне. Страсти умаляются в новоначальных не от усиленного поста, а от исповедания греховных помыслов, от трудов и от удаления от свободного обращения с ближними". Для крепкого организма полезен строгий пост.

Тот же св. Игнатий Брянчанинов различает тела человеческие по крепости и здоровью: "Иные крепостью своей подобны меди и железу, другие слабы, как трава. По этой причине каждый должен управлять своим телом с большим благоразумием и исследовав силы своего тела. Крепкому телу свойственен особенный пост и бдение, слабое тело должно подкреплять пищею и сном сообразно требованиям тела, но никак не до пресыщения. Пресыщение вредно и для слабого тела".

Сейчас в основном у всех слабое тело, поэтому строгий пост не рекомендуется в наше время. Каждый человек сам устанавливает границы поста, в зависимости от рода деятельности, свойств телесных, обстоятельств жизни и так далее. Бывает такой род людей – больные телом. Как им быть? Нужен ли им пост? Пост – средство для духовной жизни, сам по себе он основной роли не играет. Преп. Кассиан Римлянин называет пост серединой добродетели – "средним делом". К таким делам еще причисляются брак, имущество, уединение, бдение, чтение книг. Это дела, которые могут помочь в стяжании добродетелей. Они бывают полезными, если их совершают для такой цели, и вредными, если они становятся самоцелью.

Значит, если отменить пост, будет это грехом? Не будет, если человек не способен к посту. Поэтому святые Отцы разрешают больным вкушение пищи, даже мясной. Св. Игнатий Брянчанинов писал своей болящей сестре в Рождественский пост: "По требованию твоего тела вкушай мясную пищу (бульон)". Церковь положила в известные времена воздерживаться от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тела, чтобы на растительной пище люди облегчались, а не потому, что само употребление мяса означает какой-либо грех или нечистоту.

фото: www.eda-life.ruЕсть в церковном предании такие случаи, когда пост нарушался. Например, один из мучеников Алкивиад вел жизнь самую строгую, употреблял только хлеб и воду. Когда его посадили во времена гонений в темницу, то он хотел и там держать такой же пост. Но было откровение одному мученику, что Алкивиад поступает нехорошо и подает повод к соблазну для других. После этого он стал вкушать пищу без разбора.

В первые века христианства вообще к пище относились более-менее свободно, вкушали тот или иной род пищи, чтобы не соблазнять других. Знали, что не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что исходит от сердца. Чувственный пост сам по себе ничего не значит. Те погрешают, которые часто соблюдают пост, тщеславятся им, высоко думают о своем постничестве, других пересуживают или от голода, разлияния желчи бывают сердиты, раздражительны, строптивы, угрюмы, своенравны, упрямы и не терпят противоречий.

Св. Иоанн Златоуст назвал пост лекарством, а лекарство может быть полезным, если оно правильно применяется, и может быть вредным, если применяется неправильно". Применяющему лекарство в первый раз требуется рекомендация врача. Для приступающего к посту в первый раз так же требуется рекомендация духовного врача. Общим условием, в применении поста, Господь – наш Небесный Врач – назвал его скрытность перед людьми.

Когда наступает пост, то "помажь голову твою и умой лице твое" (Мф. 6;17), – говорит Господь. Под елеем разумеется милость, а под умытием лица – слезы, которыми нужно в пост умывать лицо души и тела. А чтобы появились слезы, нужна милость к ближним и к себе, к своим грехам. И нельзя при этом помрачать лица своего и делать постнический вид. Итак, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6;16-18).

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама