ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

"Сакалдылар" ("бородачи") из Жанаоткеля. Как живут православные старообрядцы на юге Казахстана

17 октября 2007

"Сакалдылар" ("бородачи") – так называли местные жители русских мужиков с окладистыми бородами, неизвестно откуда появившихся и обосновавшихся на берегу озера Биликуль два с половиной столетия назад.

Это были старообрядцы Канцевы. Они разбили временную стоянку да так и остались здесь навсегда. Селение стало именоваться Канцево. Три года назад к этому скиту относилось около сорока семей. Тогда Петру Старову было 47 лет. У него и его жены Елены было семеро детей. В то время это была единственная семья старообрядцев, отправившая своих детей – 16-летнюю Ульяну, 14-летнего Пашу, 12-летнего Петю, 9-летнего Николая и 7-летнего Федю в первый класс местной школы. К старинным церковным книгам прибавились в семье и школьные учебники. И можно было надеяться, что появится даже телевизор, и окно в мир для них распахнется еще шире.

Сейчас села Канцево уже нет. В прошлом году все сорок семей старообрядцев в одну ночь сорвались с нажитого места и уехали в Россию, в устье Волги, что в Астраханской области. Некоторые из них подались еще дальше. Например, Жигулев с семью детьми оказался в Боливии, где тоже есть старообрядческие общины.

Прошло три года. Мы оказались на противоположном берегу Биликуля в селении Жанаоткель.

...Огромная застывшая гладь озера, тишина. Глухие ворота, из-за которых виднеются маленькие домики и высоченные скирды запасенного на зиму сена. Люди здесь работящие, хозяйства крепкие. Семей старообрядцев насчитывается более сорока.

Но это уже не те отгородившиеся от внешнего мира старообрядцы, каких мы видели три года назад в Канцево. Они живут бок о бок с местным населением.

В семью Канцевых мы попали в сопровождении представителя акимата Биликульского сельского округа Уразы Журамбетовой. Обычно мирских гостей здесь не привечают.

Нам так и не удалось выяснить, имеют ли эти Канцевы какое-либо отношение к основоположнику села Канцево или это просто однофамильцы. Хозяйка дома, 65-летняя Наталья Малафеевна, считает, что они – пятое поколение прибывших сюда с Урала казаков-старообрядцев, которые в восемнадцатом веке выступили на стороне Емельяна Пугачева, а после его поражения бежали в киргиз-кайсацкую степь.

Приняли нас хотя и радушно, но, как нам показалось, настороженно. Хотя, вообще, могли бы и в дом не пустить. По заповедям, им не положено с мирскими ни молиться, ни кормиться. Но нам даже подали чаю. Правда, вместе за стол не сели.

– У нас все старинно, – говорит Наталья Малафеевна характерным окающим говором.

Замужние женщины обязаны ходить "под тремя покровами" – это волосник, сорочка и платок. Волосы заплетают в две косы. Головное убранство называют по-казахски – "кимешек".

– Мы сохранили даже одежду, – говорит Наталья Малафеевна. По традиции она должна быть самошитая, ведь старообрядцы не признают никакой техники.

В мужчине-старообрядце главное – борода. Чтобы жениться или на похоронах быть допущенным к покойнику, нужна борода шестинедельной давности.

– Я говорю сыну, – сетует Наталья Малафеевна, – не брей бороду, не брей! Не слушается... Постоянно подстригает. А если я умру? Его же ко мне не допустят. По вере жить тяжело...

Действительно, тяжело. Мир преподносит столько соблазнов, что даже чтущие свои законы старообрядцы не могут им противостоять. Техникой пользоваться грех, но как устоять против телевизора или автомашины?

– Телевизор смотрите?

– Дети и внуки смотрят, – улыбаясь говорит сын Натальи Малафеевны Василий Иванович, умело управляющий своей "Ауди".

Он потомственный рыбак. Уральские общины казаков, от которых ведут свое происхождение Канцевы, исстари именовались "полувоенными – полурыбачьими", потому что главную роль в их жизни всегда играло рыболовство.

– Ну какой я сейчас рыбак! – сокрушенно вздыхает Василий Иванович. – Ведь рыбы-то в озере уже нет.

Основной закон в семьях старообрядцев – уважение к старшим. Интересно, что старики здесь отказываются от пенсии. Говорят, не положено по вере, грех. Ведь жить надо только на то, что сам заработал. Пока в состоянии работать. А если не можешь, дети должны кормить. А то, что дает государство, – это как бы в долг.

– А как в долгу помирать будешь? – говорит Наталья Малафеевна.

Живет Наталья Малафеевна хоть и в общем доме, но отдельно. Главная ее ценность – железом кованный сундук, в котором хранится передаваемая из поколения в поколение семейная реликвия – Евангелие на старославянском языке. Василий Иванович знает своих предков в четырех поколениях. У всех истинно русские имена – Фокей, Владимир, Ларион, Иван. Именами здесь нарекают только по святцам. Брата Василия Ивановича зовут Еремей, он еще не женат.

– У нас жениться можно только на своих, по закону, – говорит Наталья Малафеевна. – Только вот не слушаются дети...

Это правда. К примеру, завуч здешней школы Евдокия Семеновна Садыкова, в девичестве Стромоусова, вышла замуж за Максута Садыкова – сына директора школы Жумана Садыковича.

Сейчас у них четверо детей: дочери Аида, Саида, Галия и сын Малик. Мама Евдокии и родители Максута очень любят своих внуков. Никто лучше Евдокии не готовит бешбармак и не соблюдает так, как она, казахские обычаи и традиции.


Хотя рыбак Василий Иванович Канцев и сокрушается, что рыбы в озере нет, но у него нет и мысли покинуть эти места.

– Зачем нам ехать куда-то? – говорит его мать. – Это наша родина, мы здесь родились, здесь родились наши дети, внуки и правнуки.

Да и на самом деле. Куда им уезжать, если они вросли корнями в эту землю.

Старообрядцы из села Жанаоткель так же, как и когда-то старообрядцы из Канцева, поселились на берегу озера в надежде отгородиться от всего мирского, в ожидании конца света и второго пришествия Христа. А получилось, что они обрели здесь Начало Света.

Амантай АЙЗАХМЕТОВ,

Галина СКРИПНИК,

Жамбылская область

"Казахстанская правда" № 22 (24632)

По материалам источников: Самарское староверие

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама