ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

"Южное Приаралье стало для старообрядцев малой родиной" (Узбекистан)

Алена Аминова :: 17 октября 2007

Бабушке Вале в этом году исполнился восемьдесят один год. Сколько помнит себя Валентина Ефимовна Тужилкина, столько псалмы рождественские да крещенские поет. Ученицы ее, такие же старенькие как она, кто Богу душу отдал, а кто вслед за родней в Россию подался. Предки бабы Вали, русские старообрядцы, лишенные казачьего звания и переведенные в мещанское сословие, были сосланы в Среднюю Азию около ста тридцати лет назад.

Тогда, согласно историческим данным, исключенных из войска и сосланных уральских казаков – старообрядцев было свыше двух с половиной тысяч. Осуществлялась высылка на протяжении нескольких лет. Их переселение начали в 1875 году из города Казалинска в устье реки Сырдарьи. Расселили старообрядцев компактными группами в нескольких городах Средней Азии, небольшая их часть оказалась на территории современного Каракалпакстана.

А первым поселением уральских казаков в низовьях Амударьи стал поселок Первоначальное, что находился в двенадцати километрах от Петроалександровска (сейчас это город Турткуль).

На новом месте к казакам поначалу отнеслись настороженно: бородатые мужики, косая сажень в плечах, строили странные для этих мест лодки, а женщины в цветастых сарафанах пекли в большой белой печке вкусные пироги с рыбой. Новый язык переселенцы освоили быстро, научили своих соседей тому, чего умели сами, помогали друг другу в горе и радости.

Многие потомки тех старообрядцев по сей день живут так же, как их прадеды, сменившие офицерские кители на домотканую рубаху.

Не смотрят телевизора и не читают газет, новости в стране и мире узнают от соседей и знакомых. 0суждают жестокость и чтят Христовы заповеди, свято веруют, что именно он помогает им справиться со всеми трудностями и хранит их от всех бед.

Когда – то в семьях староверов было много детей, в каждом доме росло по шестеро – семеро ребятишек, ныне молодые ограничиваются двумя – тремя. Но, как и прежде малышей называют по святцам: Данила, Василий, Ерема, Евдокия, Варвара.

Савина Ивановича Макарчева, настоятеля молельного дома в Нукусе, единственного, по словам старообрядцев в Узбекистане, выбирали всем сходом, тогда их в поселке было сотни семей, сейчас осталось несколько десятков.

Своего настоятеля, или дедушку они кличут "Путиным", а все потому, что российскому президенту письмо писал.

"Просил его, – рассказывает Савин Иванович, чтобы нам, старикам, помог в Волгоградскую область, к родне, перебраться. А мне его помощники официальную бумагу прислали, приезжайте, пишут, да только за свой счет. Пенсию дадим, как с документами разберетесь.

А так помощи, какой от России нам нет. Зато американцы приезжают, французы да немцы. Историю нашу изучают, "гуманитарку" привозят, фильмы о нас снимают".

Сегодня во все святые праздники в молельном доме собираются только старики, бьют поклоны перед иконами, привезенными предками сто с лишним лет назад. Савин Иванович говорит, что некоторые из них писаны в 17 – 18 веках, столь стары и бесценны святые писания и кресты.

Впрочем, иконы есть в каждой семье – в красном углу образа Девы Марии, Николы – угодника, Архангела Михаила, в праздники перед их ликом горят лампадки, и все от мала до велика, носят под одеждой пояс и крестильный крест.

Уральцы – беспоповцы, живущие в Южном Приаралье называют свою веру кафанической, так называлась греческая православная церковь. Члены вероисповедальной группы объединялись вокруг молельного дома – Собора, составляя единую общину, вход или выход из которой ограничивался определенными правилами. Во главе семьи стоял "старшой" – отец семейства, власть переходила по старшинству. Старшая в семье женщина имела основное положение в управление семьей и хозяйством. Выбор невесты был неотъемлемым правом родителей, причем этническая и конфессиональная принадлежность присутствовали обязательно. В наши дни это право несколько утрачено и зачастую "уральцы", как сами себя называют старообрядцы, женятся и выходят замуж не только за братьев и сестер по вере, но и создают свои семьи с представителями других верований и национальностей. А в ортодоксальных старообрядческих семьях и сегодня празднуют свадьбы, соблюдая все обряды – отгадывание невесты на смотринах, преграда "поезду" жениха, выкуп за новобрачную, круговое хождение молодоженов.

Сохранился среди беспоповцев и похоронно – поминальный ритуал. Умерших с причащением хоронят на своем "уральском" кладбище, "страдальцев" – умерших не своей смертью и не "управленных", не получивших "отпуста" не отпевают, и не дают места на общем погосте.

Большая часть старообрядцев держит пост и не употребляет спиртных напитков, и все до единого знают святое писание.

Богослов баба Валя вспоминает, как полвека назад послушать, как она поет, приезжали старообрядцы со всего Каракалпакстана. Нынче молодежь предпочитает другие песни, и потому нет у Валентины Ефимовны учениц, о чем бабушка горько сожалеет.

"Валюша наша не только Бога славить может, но и столько русских народных песен знает, что Бабкина да Кадышева слыхать не слышали" – улыбается дедушка Савин и сам затягивает: "Кругом – кругом да солнце катилось, рядом – рядом бояре все едут...".

Сам настоятель живет скромно, богатства не нажил, впрочем, многие его ровесники прожили свою жизнь бессребрениками, материальные ценности у старообрядцев не в почете.

Есть крыша над головой, каравай на столе, рыба по праздникам, сарафан да рубаха для "ходки" в молельный дом – и, слава Христу.

Сотни "уральцев" уехали в последние годы в города и веси российские, первыми собрали чемоданы молодые, за ними потянулись "старшие", живут на Волге и Урале все теми же общинами, соблюдая прежние устои и законы.

Но теплится еще в маленьких окнах низких "мазанок" свет в Кунграде, Ходжейли и Турткуле. Горят лампадки в красных углах и, в молельном доме собираются ровесники деда Савина и бабы Вали. Спят в люльках крещеные младенцы Никодимы и Аксиньи, и учат узбекский в школах их братья и сестры. А по окончании поста звучат за щедрыми столами заздравные и верят "уральцы", что не оставит их Господь ни здесь, на малой родине, ни там – на исторической.

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама