ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Алтайские старообрядцы в Америке

17 октября 2007

Что мы знаем о старообрядцах? Пожалуй, только то, что они всегда были гонимыми, но очень стойкими в своей вере. От боярыни Морозовой до современной Агафьи Лыковой, схоронившейся в таежной глухомани от "злого мира", до нынешних эмигрантов-старообрядцев, разбросанных по всему свету. В настоящее время в штате Орегон на северо-западе США проживают сибирские старообрядцы, выходцы с Алтая Блиновы, Лаптевы, Лысовы, "харбинцы" Кузьмины, Кузнецовы, Якунины, "турчане" Ивановы, Петровы, Зайцевы...

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Лидия Михайловна РУСАКОВА много лет изучает историю, быт, культуру, традиции сибирских старообрядцев в Америке. Выпускница МГУ, специализировавшаяся на средневековой Англии, она приехала вместе со своим мужем, Робертом Сергеевичем, в Академгородок и много лет проработала под руководством академика А.П.Окладникова. Бывала во многих экспедициях по Сибири, Восточному Казахстану, Америке, занимаясь исследованием крестьянского искусства, культуры и быта старожилов-сибиряков, покинувших Россию в дооктябрьский период, а также в первые послереволюционные годы и во времена коллективизации, и проживающих теперь в различных странах, в том числе и США. Предлагаем вниманию читателей её интервью газете "Честное слово".

– Лидия Михайловна, скажите несколько слов о корнях эмиграции русских старообрядцев.

– Старообрядческая "Церковная история" рассказывает, как на Дону "полномочный чиновник" предлагал тамошним раскольникам выбирать между принятием новых книг и виселицей. И все согласились умереть. "Мучитель подавал лишь знак – и вдруг вздергивались на виселицу и умирали, а по умертвии мучитель повелевал тела бросать в реку, да теми плывущими мертвецами возвестить и прочим нижним станицам, какова постигнет и тех година". В результате этой дикой расправы поднялось до 40.000 "самых домохозяев" с женами и детьми и под предводительством "своего богомудрого атамана Некрасова" ушло за Дунай в турецкие пределы. В первой половине XVIII века правительство вместе с синодом вело свирепую борьбу против старообрядческих общин. С них взимали штрафы за непринятие исповеди и причастия в церквах, снимали двойной оклад за ношение бороды и платья старого покроя. Беглых старообрядцев ловили, ссылали на каторгу, вырывали ноздри, сжигали раскольничьи иконы и книги. Поэтому, начиная с XVIII века, новые общины старообрядцев слагались преимущественно за рубежом. В том числе – и в Америке.

В настоящее время в округе Марион штата Орегон в городах Сейлеме, Вудбурне, Джервисе, Маунт Эйнджеле, Хабборде и поблизости от них проживает около пяти тысяч русских старообрядцев-эмигрантов. Две группы старожилов Сибири выехали из Китая – из провинции Синьцзян и Харбина. В Америке они называют себя "синьяцзянцами" и "харбинцами". Эти группы я и изучала во время экспедиции в США. Третья группа – "турчане", русские старообрядцы, бежавшие в Турцию в первой четверти XVIII века.

– Вы, вероятно, в ходе своих исследований познакомились с множеством семейных историй?

– Да. Мне всегда было интересно слушать людей, знакомиться с их удивительными и порой очень трагичными судьбами. Нередко приходилось и плакать вместе с ними. Из бесед с информаторами выяснилось, что в большинстве своем они сами, либо их отцы, деды и прадеды проживали прежде на территории Алтая в бывшей Томской губернии. Занимались хлебопашеством, мараловодством, пчеловодством, охотились и ловили рыбу. Особенно прибыльным было разведение маралов, панты которых продавали по высоким ценам русским купцам и китайцам. После октябрьского переворота и во время коллективизации целыми семейными кланами старообрядцы бежали в Китай, боясь арестов и конфискации имущества.

Среди информаторов-"харбинцев" прекрасной рассказчицей оказалась Анисья Григорьевна Якунина. Ее семья жила в Приморье, в деревне Варпаховка Яковлевской области, куда приехала из Вятской губернии. Отец был хороший механик по турбинам. Держали пасеку, двух лошадей для выезда и нескольких коров. Сеяли десятины три овса, "четвертуху" льна, сажали картошку, выращивали овощи. Остальное приобретали за счет доходов от мельницы. В 1930 году началось раскулачивание. Пришли за отцом, а он в окно убежал, переодевшись в сарафан жены. "Если бы не выскочил, то его взяли и расстреляли сразу. Многих расстреливали", – сказала Анисья Григорьевна. И добавила: "Не за пьянство, не за буянство, не за разбой он стороны родной лишился – за свой труд честной".

Весной семья перебралась в Китай. Недалеко от Харбина встретили двоюродного брата отца – Михаила Мефодьевича Мартюшева с его семьей. Все вместе, проплыв 80 верст по реке Муданьцзян, добрались до небольшой речки Силинхе да и заселились. Вскорости сюда же пришли Кузнецовы, Кузьмины, Валиховы, Гастевские, Калугины, Семирековы.

После вступления советских войск в Манчжурию в 1945 году преследования русских старообрядцев возобновились. Многих из них арестовали и увезли в СССР. Оставшиеся стали покидать насиженные места. Уезжали в Бразилию. Путь из Гонконга проходил через Лос-Анджелес, где старообрядцы услышали, что в штате Орегон в округе Марион проживает группа русских молокан. И семьи старообрядцев начали переселяться туда.

– Сохранился ли в семьях старообрядцев, проживающих ныне там, русский язык?

– Взрослые старообрядцы все без исключения владеют русским языком. Он остается основным средством общения в семье, с членами своей религиозной общины. Вместе с тем многие из них могут объясняться на английском, испанском, португальском языках. Маленькие дети, дошкольники общаются со своими сверстниками на английском языке, и дома они зачастую не хотят говорить по-русски. Настойчивые родители запрещают детям в семье говорить по-английски, прибегая иногда даже к подзатыльникам и шлепкам. Подростки, как правило, знают оба языка, но предпочитают английский.

– А каков основной род занятий старообрядческих семей?

– Главным образом – это сельское хозяйство. Они выращивают кукурузу, подсолнухи, хмель, ягоды – ожину, мерину, логану, виноград. Ягоды в основном продают, для себя выращивают овощи. Женщины работают также на швейной фабрике, мужчины – на мебельной. Иногда нанимаются на вырубку леса и посадку деревьев, но эта работа требует длительной отлучки от дома, что выбивает мужчин как из семейной, так и из религиозной жизни общины. Из женских рукоделий развито вязание.

Продолжает бытовать ткачество поясов – на ткацком станке, на навой, на кружочках, на плашках. Но если раньше каждая девушка училась ткать пояса, чтобы в большом количестве заготовить их к свадьбе, то сейчас этим занимаются в основном мастерицы пожилого возраста. А девушки заказывают им изготовить пояса к свадьбе. Один пояс стоит дорого – от 18 до 25 долларов. В моем присутствии у одной из мастериц девушка-невеста купила сразу 30 поясов в подарок жениху и всей его родне.

– Старообрядцы по-прежнему носят традиционную одежду?

– Да, и в будни, и в праздники старообрядцы до сих пор носят традиционную одежду, бытовавшую у их предков, проживавших в Сибири. Сарафан, рубаха, шашмура и платок составляют комплекс женской одежды. Только девочки и девушки до замужества ходят с непокрытой головой. Мальчики и мужчины носят рубахи, сшитые их матерями или женами. Непременным атрибутом в одежде детей и взрослых остается пояс. В первый раз он повязывается во время крещения. В каждой семье имеется по два-три десятка поясов.

Женщины повседневно носят сарафаны. Женщины поверх сарафанов надевают передники – фартуки или запоны, подол которых украшают нашивками. Свадебная одежда ничем не отличается от праздничной, лишь вместо традиционных ярких тканей стали использовать для рубахи и сарафана шелковые и кружевные белые ткани. Пожилым женщинам это не нравится. "Ну что это, как на покойника, шьют", – говорят они. Невеста до венчания надевает на голову "красоту" – шапочку, сшитую из искусственных цветов или бантиков, к которой сзади прикрепляют пять-семь разноцветных лент.

– Лидия Михайловна, а сохранились ли традиционные обряды, обычаи в семьях старообрядцев, проживающих в Америке?

– Из традиционных обрядов и обычаев, которые являются неотъемлемой частью общерусской культуры, а не только культуры старообрядцев, в более-менее полном виде сохраняется в Орегоне свадебный обряд. Но мне самой наблюдать его не пришлось, так как я приехала в начале Великого поста, а во время поста свадеб не справляют. Посмотрев фильм Маргарет Хиксон "Старообрядцы" и видеофильм, заснятый моей хозяйкой, я отметила, что в многодневном свадебном действе присутствуют такие важные ритуалы, как девичник, "баня" в субботу вечером накануне венчания, "продажа" невесты, прощание ее с семьей и друзьями, венчание, окручение невесты шашмурой, духовный завтрак и "пир". Во время "пира" молодые в течение многих часов, а иногда двух-трех дней стоя выслушивают поздравления и наставления.

Старообрядцы Орегона продолжают руководствоваться религиозными установками, которые уходят своими корнями в далекое прошлое. Они сохранили Юлианский календарь, празднуют двенадцать Великих Праздников, главным из которых является Пасха, соблюдают четыре поста, а также постятся по средам и пятницам.

По-прежнему действует запрет стричь волосы женщинам и бороды мужчинам. Запрещены разводы, которые теперь случаются, но все-таки строго осуждаются. Запрещено предупреждение и прерывание беременности. Этим обусловлена высокая рождаемость. И хотя много детей умирает в младенческом возрасте, нередки семьи, в которых растет по десять и больше детей.

В отношении браков русские старообрядцы придерживаются принципов внутриобщинной эндогамии. Однако эти принципы нередко нарушаются. Молодые люди обоего пола вступают в брак с американцами. Некоторые после этого были вынуждены покинуть общину. Но хозяйка, у которой я жила в Вудбурне, Степанида Ивановна Гейкен (в девичестве Кузьмина), выйдя замуж за американца, проявила исключительное мужество и терпение. Через пять лет после брака Пэт Гейкен принял старообрядческую веру, регулярно вместе с женой бывает на молениях.

– А в каких домах живут старообрядцы – в частных или обычных многоэтажных?

– Многие сибирские старообрядцы приобрели в собственность участки земли и стали фермерами. Они живут в одно-двухэтажных коттеджах, достоинство которых определяется количеством спален: две, четыре, шесть. Интерьер в таких домах мало чем отличается от городского – ковровые покрытия на полах, современная мягкая мебель. Те старообрядцы, которые не смогли купить дом, арендуют его по довольно высоким ценам или живут в трейлерах. Но в каких бы домах ни жили старообрядцы, в каждом обязательны иконы, которые вывезены были из родных мест и бережно хранились в течение многих десятилетий.

Кстати, во многих домах эмигрантов-сибиряков можно было увидеть на стенах вышивки-"рамки" и семейные фотографии больших размеров, хотя некоторые пожилые старообрядцы до сих пор отказываются фотографироваться, считая это за грех. И все же сейчас в домах старообрядцев нередки телевизоры, магнитофоны, фото – и кинокамеры. Практически в каждой семье имеется автомобиль, а нередко два и даже три.

Опубликовано в еженедельнике "Постскриптум", Республика Алтай, 2004

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама