ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Угличский "удел"

16 июня 2010

16 июня Церковь вспоминает перенесение мощей благоверного Царевича Димитрия из Углича в Москву. Не многие вспомнят сегодня, что в XV веке Углич был столицей удельного княжества. Но, наверное, все знают, что здесь произошло событие, роковым образом отразившееся на отечественной истории: в этом городе прервалась жизнь последнего представителя рода Рюриковичей. А за смертью царевича последовал долгий политический кризис, так называемое Смутное время. Страна оказалась на краю гибели.

Смерть царевича

Вот картина: малая река впадает в большую, при впадении берег образует острый мыс, на берегу возвышается красная церковь, за ней – древние княжеские палаты. При впадении ручья Каменца в Волгу находилась угличская цитадель с деревянными стенами и башнями. Здесь же, на стрелке рек, 15 мая 1591 года царевич Димитрий, младший сын царя Ивана Грозного и его последней супруги Марии Нагой, умер при таинственных обстоятельствах.

Нагие – мать царевича Мария и ее родственники – объявили, что царевича убили по приказу боярина Бориса Годунова. В Угличе поднялось восстание, в результате которого были убиты несколько человек, в том числе государев дьяк Михаил Битяговский и его сын Данила. Через четыре дня в Углич из Москвы была направлена следственная комиссия во главе с боярином Василием Шуйским, окольничим Андреем Клешниным и думным дьяком Елизаром Вылузгиным. Вывод комиссии известен – Димитрий убился сам, играя с друзьями в "ножички". Дело в том, что царевич страдал падучей болезнью (эпилепсией), и, согласно с мнением следствия, очередной приступ случился с ним во время игры в "тычку" (т. е. в "ножички"): Димитрий неудачно упал, перерезав себе горло.

Результаты угличского "обыска" Шуйский озвучил 2 июня перед духовенством в Кремле. Патриарх Иов выразил полное одобрение работой комиссии, согласился с выводами расследования и выступил с осуждением Нагих, которые после смерти царевича подняли восстание в Угличе и других городах Московии. После этих событий восставших "мужиков"-угличан подвергли настоящим преследованиям и ссылкам, Марию Нагую насильно постригли в монашество и сослали на Белоозеро. Колокол соборной колокольни в Угличе (в который били в набат, призывая на восстание) сняли, оторвали ему "язык", урезали "ухо" и сослали в Тобольск.

Царевича похоронили в Преображенском соборе Углича (до нашего времени здание собора не сохранилось).

Церковь на крови

На месте гибели царевича Димитрия сегодня возвышается церковь "на крови". Ее алтарь расположен над местом смерти царевича. Кровь символизирует красный цвет стен. Сам храм представляет собой излюбленную русскими зодчими композицию "кораблем". Если смотреть на церковь с реки, то кажется, будто она вырастает из воды (так близко ее поставили к береговой кромке). Нужно отметить, что "корабль" этот совсем не траурный, а праздничный, радостный. Русское узорочье вообще жизнеутверждающе: богатый кирпичный декор, белые детали на красном фоне, шатровая мачта-колокольня, стройное пятиглавие и голубые купола со звездами. Все ярко и весело – при чем здесь смерть ребенка? Но вот мы заходим в храм, поднимаемся по лестнице, через притвор попадаем в трапезную часть, оттуда проходим в четверик и видим росписи. Вся западная стена посвящена смерти Димитрия и последовавшим за ним событиям. Цельными композициями написано, как царевич вышел на прогулку из дворца, как к нему подошли двое мужчин, один из них держал ребенка, другой резал ему горло, потом царица с прислугой обнаружила тело мертвого царевича, как зазвонили в колокол, поднялось восстание и убийцы были сами убиты "каменьями народом углицким". В верней части стены – центральная композиция перенесения тела в Москву. Так было ли убийство

Немой свидетель

С северо-западной стороны от храма находятся древние княжеские палаты (их постройку относят к концу XV века), они же в конце XVI столетия стали местом пребывания младшего отпрыска Грозного. Палаты эти – единственный дошедший до нас свидетель тех далеких событий, свидетель, хранящий множество загадок. До сих пор доподлинно неизвестно, как выглядели палаты первоначально. Мы знаем лишь, что они входили в обширный комплекс княжеской резиденции Андрея Большого (одного из сыновей Ивана III) и соединялись деревянными переходами с остальными частями ансамбля – деревянными и каменными палатами и Спасо-Преображеским собором.

В этих палатах пребывал князь; они же служили для торжественных приемов, на что указывает их особая торжественная архитектура: высокие (в три этажа), монументальные, изысканные. Палаты завершаются восьмискатной кровлей на новгородский манер с нарядными фронтонами (их украшают терракотовые фризы и кирпичные орнаментальные пояса). В истории русской архитектуры палаты "углицких удельных князей" считаются самым значительным произведением гражданского зодчества второй половины XV века вне стен Москвы. По мнению ряда исследователей палаты, ко всему прочему, служили последним пристанищем при защите крепости от врагов, являясь, таким образом, своеобразной башней-донжоном (этой функции палат отвечают мощные стены, узкие бойницы окна нижнего ряда и глухая внешняя восточная стена). Вполне возможно, что первоначально в первом этаже палат вообще не было входа, здесь, предположительно, могла находиться княжеская кладовая. Второй этаж был жилым, туда вел деревянный переход, который в условиях обороны мог быть сожжен. Третий этаж выполнял роль залы для торжественных приемов и трапез, он-то и был в прямом смысле слова палатой с одним центральным столпом. К концу XVI века княжеская резиденция пришла в упадок, ее подновили к приезду нового угличского князя – царевича Димитрия. Старинные каменные палаты стали его дворцом. Теперь особой защиты палаты не требовали, поэтому с северной, речной, стороны к ним было приделано деревянное крыльцо с лестницей на второй этаж. Вот по этой лестнице и спустился царевич играть с "робятами" во дворе. Согласно следствию Шуйского, дети подтвердили, что царевич убился случайно, про это говорили и взрослые, бывшие "на крыльце с царицей". Но достаточно подняться на это самое крыльцо (восстановленное архитектором Н. В. Султановым в 1890-е годы) и посмотреть в сторону алтаря, чтобы понять: разглядеть что-то с этой точки было практически невозможно.

Обретение святого

В народе ползли слухи: царевич чудом спасся, жив и претендует на престол. Он законный наследник – сын Ивана Грозного, не чета Годунову. Слухи росли, и Димитирий действительно "ожил". Монах Григорий Отрепьев, конечно, знал, какую игру он затеял, провозглашая себя царевичем. Правда, возможно, и не предполагал, как далеко эта игра зайдет. Сам Отрепьев был убит, но грех самозванства оказался очень притягательным: и вот уже "крестьянский вождь" Иван Болотников "самоназывается" Димитрием; очередной Димитрий (так называемый "тушинский вор") идет с польским войском к русской столице; именем несчастного царевича называет себя казацкий атаман Иван Зарудный. Холопы, монахи-расстриги, казаки-разбойники, бояре, польские короли, шляхтичи – все сразу стали Димитриями. Страна оказалась на грани гибели, русские убивали и грабили русских же.

Новый царь Василий Шуйский в начале своего правления (май 1606 года) отправил в Углич очередную комиссию во главе с митрополитом Филаретом (Романовым) для дополнительного расследования. Могила царевича в Преображенском соборе была вскрыта, и по храму распространилось необыкновенное благоухание. Тело ребенка оказалось нетленным, в его руке была зажата горсть орехов. Так обрели мощи святого Димитрия Угличского.

Торжественная процессия со священными реликвиями двинулась к Москве. На границе Углича был торжественно отслужен молебен (на этом месте позже будет построена каменная церковь царевича Димитрия "в поле"). В столице процессию встречали царь Василий и мать Димитрия – инокиня Марфа. Мощи нового угодника Божия были поставлены в Архангельском соборе Московского Кремля, к ним начали приходить страждущие, у мощей происходили исцеления и чудеса. Явление мощей святого Димитрия было ознаменовано победой царского войска над очередным самозванцем – крестьянским атаманом Иваном Болотниковым. В том же 1606 году царевич был канонизирован Русской Православной Церковью. В составленном позже "Житии" причиной смерти царевича указано убийство от рук наемников, подосланных боярином Борисом Годуновым. Версия убийства стала главной, она и запечатлена в церкви царевича Димитрия на крови в Угличском кремле.

И все-таки царевич канонизирован Церковью не как страстотерпец, то есть праведно принявший смерть (например, как последний русский император Николай II), а как благоверный князь Угличский. Православные христиане почитают Димитрия не за его смерть, а за его жизнь, хотя о ней мы знаем очень мало. Бедный мальчик, он был рожден от шестого невенчаного брака царя-сумасброда. Его мать и родственники по матери надеялись благодаря Димитрию получить лучшие земли и высокие чины, им пользовались, как средством, все, включая родную мать: Мария Нагая, ставшая инокиней Марфой, признавала своего сына почти во всех самозванцах лже-Димитриях. Его чрезмерно опекали и пугали злыми московскими боярами, которые спят и видят смерть последнего сына грозного царя. И вот он умер – и прославился многими чудесами. Он и сегодня отзывается на обращенные к нему молитвы. Особенно если молятся о малых детях.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама