Давным-давно, еще в 1895 г., А.П. Чехов писал в рассказе "Убийство", что "когда кто-нибудь верует не так, как все, то это неприятно волнует даже людей равнодушных к вере". Во времена Чехова человек, верующий "не так, как все" мог рассчитывать не только на всеобщее внимание, но и на уголовное преследование с каторгой, ссылкой или конфискацией имущества. Достаточно вспомнить, каким преследованиям со стороны властей подвергались в царской России староверы и протестанты, "раскольники" и "сектанты" в терминологии того времени.
С той поры прошло более ста лет. Царскую Россию сменил СССР, страна победившего атеизма. На смену Советскому Союзу пришла новая Россия, свободная и демократическая. Но, как оказывается, и в нынешней России слова классика не потеряли своего значения. Общество по-прежнему неприятно волнуют люди, верующие "не так, как все". И власти, как и сто лет назад, готовы преследовать "раскольников" и "сектантов", хотя подобные преследования противоречат Конституции России и Всеобщей декларации прав человека.
Весьма поучительная история, связанная с нарушением основ Конституции и элементарных прав человека, произошла в городке Моршанске (Тамбовская обл.).
В начале ХХ в. Моршанск был весьма значительным старообрядческим центром. В 1909-1913 гг. на средства местных купцов в городе был возведен староверческий храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (ул. Лотикова, 84). При нем был построен двухэтажный дом причта, составивший с храмом единый комплекс. При советской власти церковь была закрыта, в ней разместился винный магазин. Дом причта превратился в жилой дом.
Храм был возвращен старообрядческой общине в безвозмездное пользование распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Тамбовской области от 28 октября 2002 г. Распоряжение подписал И.Т. Щеглов, председатель Комитета по управлению имуществом и заместитель главы администрации Тамбовской области.
Однако кому-то в Моршанске пришлось не по вкусу возрождение старообрядческой церкви. Уже 10 декабря 2002 г. от имени жильцов бывшего дома причта было состряпано и подано властям ходатайство "о недопущении передачи культурно-исторического памятника религиозному объединению". Жильцов поддержал глава администрации Моршанска.
Поводом для закрытия храма жильцы называли то, что вход в Успенскую церковь возможен только через двор общего пользования. Жильцы почему-то решили, что староверы устроят во дворе автостоянку и кладбище. Кроме того, "отпевание умерших, венчание, крестины и крестные ходы будут нарушать права и законные интересы жильцов".
Однако говорить о нарушении своих прав должны были не жильцы, а староверы Моршанска. Когда их предки строили храмовый комплекс, то даже не могли подумать, что когда-нибудь в доме причта будут жить люди, не имеющие никакого отношения к старообрядчеству.
Жильцы выступили не только поборниками своих законных интересов, но и общественного порядка: "В районе уже имеются два религиозных объединения: Троицкий собор православных христиан и дом молитвы христиан-евангелистов. На небольшом расстоянии друг от друга располагается представительство различных вероисповеданий, что вызывает определенные опасения и недопустимость их соседства". Наверное, жильцы подумали, что представители трех различных конфессий будут по воскресным дням и большим праздникам устраивать кулачные бои "стенка на стенку" на улице Лотикова.
В ходатайстве жильцов есть строки, удивляющие своим субъективизмом. Жильцы почему-то увидели в старообрядцах "агрессивность и злобу". А свое ходатайство они завершили так: "Расположение в нашем дворе религиозного объединения с чуждой нам верой тревожит будущее наших детей, а самое главное их безопасность, здоровье и нравственное воспитание".
Читая такие строки, невольно вспоминаешь Уголовный Кодекс, статью 282 "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды". Она предполагает наказание за "действия, направленные на возбуждение религиозной вражды", а также за "пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии". Наверное, именно так можно квалифицировать ходатайство о закрытии храма "чуждой веры" по причине "агрессивности и злобы" его прихожан.
И не так ли можно квалифицировать поступок властей? Не смотря на просьбы верующих, они закрыли Успенскую церковь. Распоряжение о закрытии храма подписал тот же г-н Щеглов, который несколько месяцев назад разрешил открыть церковь.
В Успенском храме разместился филиал Моршанского историко-художественного музея. Однако старообрядческая община не теряет надежды на возвращение своей церкви.
Чтобы в дальнейшем исключить возможные конфликты староверов с жильцами соседнего дома власти должны принять единственно правильное решение – возвратить общине не только Успенский храм, но и дом причта. В этом доме мог бы разместиться мужской монастырь, о создании которого так мечтал митрополит Андриан (Четвергов), покойный предстоятель Старообрядческой Церкви.
По материалам источников: Староверы в Самаре