ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Христиане-поморцы Украины: краткий обзор и постановка вопроса

Безгодов А.А. :: 19 октября 2007

Так уж сложилось, что когда говорят о старообрядчестве на территории Украины, то чаще имеют в виду старообрядцев поповских согласий, и даже удивляются, когда узнают о безпоповцах. Однако в Украине проживает довольно значительное число старообрядцев-безпоповцев, в подавляющем большинстве принадлежащих к Древлеправославной Поморской Церкви (далее ДПЦ). Кроме того, на Украине до настоящего времени сохраняются общины федосеевцев и, возможно, даже филипповцев.

К сожалению, Поморское Древлеправославие в Украине, в сравнении со старообрядцами-поповцами, остается практически не исследованным. За последние годы не появилось ни одного заметного отдельного исследования на данную тему, не считая поверхностных обзоров и кратких упоминаний, причем не всегда достоверных по содержанию. В итоге это приводит к искажению и неправильному пониманию, как истории, так и современного состояния старообрядческих общин Христиан-поморцев.

Удивительно, но даже в современных Поморских календарях (1) практически отсутствует информация не только об истории, но и о современной жизни Христиан-поморцев в Украине. Так, за последние 50 лет появилось всего три таких статьи, причем все они вышли начиная с 1991 года.(2)

Некоторую дополнительную информацию можно найти в извещениях Российского Совета ДПЦ, главным образом, в выпусках начала 1990-х годов. Основными источниками информации в такой ситуации становятся дореволюционные издания, среди которых как Епархиальные ведомости, так и старообрядческая периодика, а так же работы историков до начала XX века, статистические материалы и другие косвенные источники.(3)

Отдельно можно сказать об источниках, созданных в среде самих старообрядцев. Среди них "История о бегствующем священстве" Ивана Алексеева (Стародубский, ум. 1776 г.), "История Чугуевского монастыря" составленная схимницей Ираидой (Ираида Ивановна Серебрякова, ум. 1879 г.) и некоторые другие. Вместе с этим, интересно было бы выявить и архивные документы по этой теме.

Старообрядчество на землях Украины в XVII веке представляло собой еще единое социально-культурное сообщество. С конца XVII века усилился миграционный поток старообрядцев из центральной России, в то же время наметились различные центры влияния, к которым тяготели старообрядческие общества.

Среди таких центров выделялись пограничные с Украиной Стародубье и Ветка, в которых наряду с поповскими, существовали и безпоповские поселения, кроме того, благодаря многочисленным в то время странствующим инокам из разоренных северных монастырей, устанавливалось влияние Поморских скитов на местных безпоповцев.

В Украине сложилось два основных района проживания старообрядцев-безпоповцев, отличающихся историей своего происхождения и развивавшихся довольно изолированно друг от друга. Условно эти районы можно разделить на Восточную и Западную часть современной Украины. Такое географическое разделение сохранилось и до настоящего времени.

В Восточной, Левобережной части Украины в XVII-XX веках проживали в основном поморцы, ориентирующиеся в духовных делах на Москву и Выговский монастырь. Расселены они были по всей Восточной Украине, но наиболее компактно – в районе Харькова, недалеко от которого находился Чугуевский монастырь.

В биографии основателя монастыря схиинока Даниила можно увидеть одну из схем миграции старообрядческого населения того времени. Даниил (1710-1790) родился в Поморье, с молодости стал насельником Выговского монастыря, отправившись в странствие жил сначала в Москве, позже в Стародубье. В Чугуеве совместно с иноками Герасимом и Германом, в 1760 году им была образована обитель, руководителем которой он становится.

Поморские общины Правобережной Украины, в отличии от восточных общин, своим происхождением связаны с Беларусью (4), в XVIII-XIX веках среди них преобладали федосеевцы. Основной поток переселенцев был непосредственно связан с Ветковскими выгонками 1734 и 1764 годов, а так же с движением старообрядцев из Прибалтики. Направление расселения шло примерно по линии рек Северная Двина – Березина, далее Волынская, Подольская губернии и дальше в Бесарабию и Румынию.

Наиболее компактно федосеевцы и поморцы расселились в окрестностях Житомира, где ими было основано несколько сел. На протяжении XIX и начала XX века среди федосеевцев была устойчивая тенденция к переходу на поморские позиции, в итоге к настоящему времени федосеевских общин в Украине известно не более пяти.

Отдельно стоит упомянуть филипповцев, которые так же имели свои общины, наиболее крупная из которых находилась в Одессе (5), однако об их судьбе ничего не известно, но есть данные, что небольшая группа филипповцев сохранилась в пригороде г. Браила (Румыния).

Не менее интересна и история небольшого числа старообрядцев-поморцев Закарпатья, этнически они являются Русинами и ранее проживали на территории Австрийской империи. В настоящее время они проживают в селе Заричево и в городах Ужгороде и Мукачево.(6)

Долгое время крупным поморским духовным центром в Украине был Чугуевский монастырь явления чудотворной иконы Пресвягыя Богородицы Тихвинской. Как уже было сказано, монастырская обитель основана в 1760 году выходцами из Выговского монастыря старцами Даниилом, Герасимом и Германом, на месте бывшего скита стрельцов-старообрядцев. В первые же годы к братии стали приходить и окрестные жители, желавшие присоединиться к обители. В 1765 было положено начало женской обители, старшей в которой стала инокиня Марина (Серикова), после 1790 года монастырь становится женским, число насельниц в некоторые периоды доходило до 30 – 40 человек.

В 1806 году монастырь был разогнан, а имущество передано в синодальную церковь. Усадьбу монастыря купил никонианский поп Жоданов. Инокини тайком стали молиться по домам. В начале 1820-х годов старица Домника Сухинина происходящая из богатой дворянской семьи, вместе с оставшейся матушкой Варварой принимаются за восстановление монастыря. Они выкупили у вдовы Жоданова усадьбу обители, расширили кельи, построили моленную. На пожертвования чугуевских купцов был построен большой дом, подарен участок земли более 30 гектар.

В кон. XIX века при постройке железной дороги часть усадьбы была отторгнута. В 1921 году произведена ревизия, изъяты многие ценности, вскоре монастырь закрывается, а насельницы изгоняются. Некоторые старицы, как уже бывало раньше, стали молиться тайно, продолжая соблюдать монастырский порядок. В 1956 году монастырь подвергся новому разорению, милицией было изъято 96 богослужебных книг и десяток икон. В последние годы обитель насельницами не пополнялась, последняя старица – черница Марфа Марковна Бочарова умерла в 1994 году. В монастырском синодике записано 580 душ, тела которых погребены на уничтоженном ныне старообрядческом кладбище.(7)

За период Советской власти многие связи между старообрядческими общинами были нарушены, и только сейчас предпринимаются попытки для их налаживания. В 1980-х годах в Украине насчитывалось около 45 поморских общин. С распадом СССР и возникновением новых независимых государств, появилась потребность в организации Всеукраинского регионального объединения ДПЦ. За эту работу в начале 1990-х годов взялись представители Харьковской общины, однако из-за возникших внутренних разногласий работа так и не была завершена. С конца 1990-х годов все более активно начинают работать представители Житомирской обл., на этот раз более успешно.

25 мая 2003 года в г. Житомире в Храме Покрова Пресвятые Богородицы старообрядческой общины ДПЦ состоялось учредительное собрание Христиан-поморцев Житомирской области, на котором принято решение об организации Областного совета ДПЦ. В собрании приняли участие представители общин ряда городов и сел Житомирской обл. В ходе этой работы сформирован Областной Совет Житомирской обл. председателем Совета избран д.н. Бабичев Николай Викторович (настоятель Житомирской общины ДПЦ) и заместитель председателя Шматко Георгий Владимирович. Созданный Совет взял на себя обязанности связанные с опекой Христиан как в Житомирской области так и находящихся в соседних регионах.

К сожалению, информация о современном состоянии общин ДПЦ неполная, но тем не менее, все же дает какое-то представление. Несмотря на прошедшие годы, различия между восточными и западными приходами ДПЦ сохраняются, на востоке общины в основном не имеют храмов, а молятся в моленных домах, а то и вовсе на частной территории, причем бывшие до революции поморские храмы так и не были возвращены. На западе, напротив, в большинстве общин имеются свои храмы, за последние годы здесь было построено три новых храма, а в некоторых произведен ремонт.

Поморские общины распределяются следующим образом:

На Западе: Житомирская обл. – 13 общин, Винницкая – 3, Хмельницкая – 1.

На Востоке: Харьковская – более 5, Ворошиловградская – не менее 2, Донецкая – не менее 2, Крымская – 2, в Днепропетровской и Запорожской – по одной общине.(8)

Кроме того, существуют группы в Закарпатской, Одесской и Черниговской областях.

Будем надеяться, что проведение подобных конференций будет способствовать более плодотворным исследованиям в области старообрядчества на территории Украины и соседних государств.

Примечание

1 Календарь Древлеправославной Поморской Церкви – далее КДПЦ.

2 Г. Подгурский. О старообрядцах-поморцах Закарпатья. Стар. Церк. Календарь на 1991 г.

Стр. 41.; И. Н. Тарасов. Чугуевский мон. КДПЦ на 1996 г. Стр. 66.; А. А. Безгодов. Образование

Житомирского областного совета ДПЦ. КДПЦ на 2004 г. Стр. 85

3 Среди них журналы "Церковь" и "Щит Веры".

4 Гарбацю А.А. Стараабраднщтва на Беларуси у канцы XVII – пачатку XX ст.ст.: Манаграфия.-Брэст, 1999.

5 Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки (сост. А. А. Исэров). – М. 2004.

6 Г. Подгурский. О старообрядцах-поморцах Закарпатья. Старообрядческий Церковный Календарь (поморский) на 1991 г. Стр. 41.

7 И. Н. Тарасов. Чугуевский мон. КДПЦ на 1996 г. стр. 66.

8 Архив Российского Совета ДПЦ.

Статья была опубликована в сборнике материалов II Всеукраинской научно-практической конференции "Старообрядчество Украины и России: прошлое и настоящее", которая проходила 1-3 октября 2004 г. в Киеве.

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама