ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

На святой земле Пустозерской

К.Кожурина :: 19 октября 2007

13 января 2006 г., в день отдания праздника Рожества Христова, состоялась поездка делегации староверов-поморцев в место, святое для каждого древлеправославного християнина – бывший город Пустозерск.

Бывший – потому что города здесь нет уже давно. Словно легендарный Китеж, словно некогда Святая Русь, исчез он с лица земли. Но не из нашей памяти и не из наших сердец. Пепел пустозерских страдальцев – протопопа Аввакума, священника Лазаря, диакона Феодора и инока Епифания, сожженных за древлее благочестие, будет стучать в наши сердца, пока на земле будет жив хоть один русский человек, пока наша нация не превратится окончательно в "Иванов, родства не помнящих".

Напомним, что Пустозерский острог был основан более 500 лет назад – в 1499 г. по повелению великого князя Московского Иоанна III – на берегу разветвленной реки Печоры "на месте тундряном, студеном, безлесном". Будучи промысловым и торговым городом, он в то же время играл роль крайнего военного форпоста Великого княжества Московского. Одновременно Пустозерский острог служил местом ссылки особо опасных государственных преступников (сюда были сосланы участники Соловецкого восстания, повстанцы Степана Разина, дипломат и государственный деятель боярин Артамон Матвеев с сыном, начальник Посольского приказа, фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын с женой и детьми и др.).

Однако для нас, староверов, Пустозерск дорог прежде всего как место заточения величайших светильников Земли Русской – блаженной памяти протопопа Аввакума, симбирского протопопа Никифора, священника Лазаря, диакона Феодора и соловецкого инока Епифания, сосланных в этот суровый заполярный край по царскому указу 26 августа 1667 г. после печально знаменитого "разбойничьего" собора 1666–1667 гг.

Всех осужденных на соборе лишили духовного сана. Кроме того, священнику Лазарю и иноку Епифанию были отрезаны языки. В пустозерской ссылке узники протомились 15 лет, терпя голод, холод, наготу, мрак землянок, тяжелый труд, унижения и оскорбления. Но такие суровые, нечеловеческие условия не смогли сломить духа Христовых воинов, вставших на защиту Древлеправославия.

В тюремных земляных ямах у Полярного круга была создана настоящая литературная школа. Из этого глухого уголка раздавалась горячая проповедь пустозерских страдальцев: послания, апологетические трактаты, целые книги рассылались на Мезень, в Москву, в заволжские скиты и другие края России. За годы пустозерского заключения одним только Аввакумом было написано свыше 40 сочинений, в которых он то обращался к властям с увещанием вернуться к старой вере, то писал к своим единомышленникам и духовным чадам, ободряя их, возбуждая их ревность, увещевая их к страданиям за истинную веру, наставляя, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. Именно в Пустозерске было написано известное во всем мире "Житие протопопа Аввакума". Писали также и сподвижники Аввакума – инок Епифаний, священник Лазарь, диакон Феодор.

В 1670 г., когда известия об их деятельности дошли до правительства, всем, кроме протопопа Аввакума, снова урезали языки, которые к тому времени чудесным образом отрасли, а также отрубили руки (престарелый протопоп Никифор к этому времени уже отошел в мир иной). Однако инок Епифаний все равно продолжал заниматься рукоделием – делал кресты, и писал.

В 1681 г., во время Крещенского водосвятия, когда на кремлевском холме и по берегам Москвы-реки собрались сотни тысяч людей, в присутствии царя Феодора Алексеевича на "иордани", один старообрядец с колокольни Ивана Великого "метал" в толпу свитки с политическими карикатурами и "хульными надписями", обличающими царя, светских и духовных властей. Как выяснилось, оригиналы на берестяных хартиях изготовил сам протопоп Аввакум. Такого публичного позора власти простить не могли, и вскоре последовало решение о казни Аввакума и его сподвижников.

14 апреля 1682 г., в Страстную пятницу, формально – за "великия на царский дом хулы", а фактически – за свои религиозные убеждения, по настоянию патриарха Иоакима Аввакум был сожжен вместе со своими единомышленниками и соузниками – священником Лазарем, диаконом Феодором и иноком Епифанием.

К месту казни собрались пустозерские жители – увидеть и услышать в последний час великих учителей Древлеправославия, апостолов Заполярья, и попрощаться с ними. Протопоп Аввакум благословился у инока Епифания, попрощался со своими соузниками и сам благословил их на предстоящий мученический подвиг. Книги свои и прочее скудное имущество они заранее раздали местным жителям и единомышленникам. Все четверо попрощались с народом и низко поклонились, после чего их привязали по четырем углам деревянного сруба. Сруб запылал. Горевшие заживо мученики запели задостойник "Владычице, приими молитву раб своих". В пламени костра Аввакум сумел высвободить руку и, сложив ее в двуперстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в последний раз обращаясь к народу: "Будете таким крестом молиться – во веки не погибнете!".

В XVIII в. Пустозерский острог пришел в запустение и постепенно исчез с лица земли. Последние жители покинули это место в 1960-х гг. Сегодня на месте Пустозерска голый песок, мох да низкий кустарник. Лишь кое-где можно обнаружить останки деревянных восьмиконечных крестов. Официально городище Пустозерск является государственным памятником архитектуры под открытым небом. Еще в 1960-х гг. благодаря ученому-археографу, исследователю печорской старины В.И.Малышеву здесь был поставлен каменный обелиск исчезнувшему городу, сложенный из фундамента последней пустозерской церкви.

В 1989 г. краевед из Нарьян-Мара Михаил Фещук вместе с товарищами собственноручно изготовили и установили памятный знак в честь мучеников за древлее благочестие – бревенчатый сруб, из которого поднимаются к небу две резные шестиметровые лиственницы, символизирующие двуперстие, увенчанные узорным навесом, удивительно напоминающим поморские намогильные кресты-голбцы. Между столбами на цепях подвешен колокол, звонящий в память о мучениках за Старую Веру. В 1991 г. группа староверов-поморцев из Рижской Гребенщиковской общины установила древлеправославный восьмиконечный крест из лиственницы на месте сожжения пустозерских отцов.

Опустел Пустозерск, но, как известно, свято место пусто не бывает, и нарьян-марские староверы планируют сооружение памятной часовни на месте сожжения пустозерских мучеников. Дай Бог, планам этим суждено будет осуществиться! Строительство часовни должно стать всенародным делом, и отрадно осознавать, что местные власти идут навстречу этому благому начинанию.

Поездка в Пустозерск нашей делегации староверов-поморцев стала возможной благодаря договоренности, достигнутой при личной встрече с главой Ненецкого автономного округа Алексеем Викторовичем Бариновым, который обещал посодействовать и выделил для нас катер на воздушной подушке (зимой другим способом в Пустозерск не попасть).

Накануне в Нарьян-Маре стояли тридцатиградусные морозы, однако к 13-му января обещали потепление. Небольшое потепление действительно произошло – до 24 градусов, однако в совокупности с резким порывистым ветром было не менее тех же тридцати. Хотя желающих поехать в Пустозерск и почтить память святых страдальцев было очень много, однако транспорт, выделенный по нашей просьбе, мог вместить только пятерых человек. Делегация в составе настоятеля Старообрядческой Поморской общины г. Нарьян-Мара о. Петра (А.И. Ляпунова), преподавателя Воскресной школы Невской Старообрядческой Поморской общины К.Я.Кожурина, председателя Ненецкого регионального общественного благотворительного фонда "Древлеправославие" В.И. Митусова, помощника наставника по связям с общественностью О.Н Телегиной и члена Правления Нарьян-Марской общины Е.Г. Хозяиновой прибыла в местное отделение МЧС. Здесь нас уже ждали тележурналисты, которые пожелали взять интервью для выпуска новостей по поводу нашей поездки в Пустозерск.

Катер на воздушной подушке, предоставленный в наше распоряжение, был настоящим "чудом техники". На нем ехать 26 километров по Печоре, а затем – по одному из ее рукавов. Добрались не "по воде, аки по суху", а "по суху, аки по воде" – по снегу да льду мчались на катере! (Однако техника все же несовершенна и уже на обратном пути произошел ряд неполадок, так что пришлось оценить предусмотрительность спасателей, любезно снарядивших вслед за нами почетный "эскорт" – ехали мы в сопровождении "Бурана", пару раз вытягивавшего наш катер из глубоких снегов.)

Путь наш до Пустозерска занял не более часа. Наконец, добрались – вдали показались восьмиконечные кресты. Вышли из катера – снега по колено. Добрели до предполагаемого места сожжения: Аввакумов крест и памятный знак стоят на возвышенном, открытом всем ветрам холме – здесь уже почва под ногами твердая.

Картина неописуемая: лиственничный Аввакумов крест среди снежной равнины, а по сторонам его, почти друг напротив друга, Солнце и полная Луна, как на наших древних Распятиях... К кресту приспособили полочку, поставили привезенные с собою медные ("вольяшные", как пишет инок Епифаний) иконы. Отец Петр на ледяном пронизывающем ветру едва разжег кадило, покадил крест, иконы, могилу... Летом нарьян-марские староверы обычно служат панихиду по пустозерским мученикам, мы же, исключительно из-за суровых погодных условий ограничились заупокойной литией. Отзвучала последняя "вечная память"... Читается заупокойный тропарь, звучат имена пустозерских мучеников...

Невозможно описать всех чувств, какие испытываешь на этом священном месте. В безбрежной заснеженной пустыне все мирское, суетное как-то само собой забывается, и ты предстоишь Богу один на один. С другой стороны, ощущаешь незримую связь с теми, чей прах покоится на этой земле, их молитвенное предстательство пред Престолом Божиим. Может быть, и мир еще продолжает стоять благодаря их неустанному заступничеству и молитвам?.. Святии мученицы протопопе Аввакуме, иерее Лазарю, диаконе Феодоре и иноче Епифание, молите Бога о нас!

И как подтверждение этих моих чувств и мыслей по окончании литии необыкновенное явление, небесное знамение – столп огня, пробивающийся ввысь из-за туч, вырастающий из закатного солнца, словно зримая связь между Небом и землей. Как здесь не вспомнишь Аввакума: "и видев вашу пред собою темницу и вас троих на молитве стоящих в вашей темнице, а от вас три столпа огненны к небесам стоят простерты" и еще: "распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен, под небесем по всей земли разпространился, а потом Бог вместил в меня небо и землю, и всю тварь"? Мы уезжали из Пустозерска, а зарево еще долго стояло над городищем...

Нет, не зря говорят: "свято место пусто не бывает"! Верится, что не иссякнет сюда поток паломников со всех концов земли, будет здесь часовня, будут и люди. И пока будут молиться Аввакумовым – Христовым – двуперстным крестом, будет стоять этот бедный, заблудший мир.

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама