ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Отношение к еретикам согласно Евангелию

Митрополит Корнилий :: 22 октября 2007

"Должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда дело идет о явном нечестии, тогда скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на всё, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным".

Святитель Григорий Богослов.

Наше время – особое в истории Русской Православной Церкви. В чем же состоит эта особенность? Впервые за долгий период гонений на старообрядцев нам дана относительная свобода исповедовать свою веру, не претерпевая за это притеснений. Стало возможным широко заявить наше воззрение на многие проблемы современного общества. К нам стали прислушиваться, с нами хотят начать диалог о путях выхода России из духовного кризиса наших дней. Но, вступая в этот диалог, мы помним, что невозможно совместить истинное Богопочитание с другими религиями, в основе которых лежит язычество или ереси и лжеучения, отделяющие от единства церковного.

С самого начала истории Церкви в ней существовали еретики, которые не имели духовного разума, в тоже время по своей гордыни дерзали вносить ложные мудрования о предметах божественных. Минувший век во многом изменил устройство мира, поставил Церковь перед новыми проблемами. Появилось в начале ХХ века новое понятие экуменизм, в основе которого лежит размытый подход к Истине и равнодушие к ней.

Экуменисты, отрицая существование в наше время Единой Истинной Православной Церкви, считают истину разделившейся, расколовшейся по разным конфессиям. Идея экуменизма основана на вере язычников и атеистов создать на земле "механическое" духовное единство, как некогда римляне пытались создать пантеон языческих идолов.

Сегодня есть приверженцы, так называемой, "теории перегородок", которые считают, что земные перегородки, разделяющие вероисповедания, не доходят до неба. Их мировоззрение перевернуто "с ног на голову". Как раз на земле в царстве свободы, где действует покаяние, прощение и где Дух Святой собирает всех, стремящихся понять Истину, – нет абсолютно непроницаемых перегородок между людьми различных вероисповеданий. Гонители христианства благодатию Святаго Духа становились исповедниками, а христиане, увы, иногда впадали в ереси.

Иное дело на небесах, там "перегородки" абсолютны. Это мы можем увидеть из притчи о богатом и Лазаре. На небе царство свободы заменяется стеной необходимости, там нет возможности покаяния, которое дается на земле, где можно стереть эту перегородку.

Сегодня нашей Церкви дана качественно новая возможность свидетельствовать миру об Истине Христовой. Это возможно через проповедь, обращающую общество к православной вере и традициям, которые хранят старообрядцы. Но это стремление порой наталкивается у нас на враждебность и непонимание, а иногда и явную клевету, ложное обвинение в экуменизме и общении с еретиками.

Учитель христианской любви – апостол Иоанн Богослов говорил: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Ин. 1, 10-11). Но можно ли отождествлять это неприятие еретика с враждебностью к нему?

Нетерпимость и даже враждебность к инакомыслящим, осуждение в совокупности всех контактов с иноверными, противоречит самому духу православия, призывающего через апостолов протянуть руку каждому заблудшему. О терпимом отношении к еретикам и нетерпимом отношении к их ересям св. Иоанн Златоуст писал: "Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении". (Св. Иоанн Златоуст "Творения" СПб, 1998г., т. 1, стр.766). Эти слова и сегодня звучат актуально.

Проповедь к заблудшим сектантам и еретикам не должна приобретать формы крайней враждебности, это противоречит духу христианской любви и евангельской открытости. В основном духом нетерпимости к отпавшим заражены неофиты. Они, придя в Церковь, несут с собой дух атеистического метода борьбы с "оппозиционерами". Их "миссионерская" деятельность сводится к тому, чтобы собрать компромат на еретиков и общающихся с ними и организовать их травлю в СМИ.

Св. Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, утверждает: "И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ними ничего общего. У нас ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного о того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, захотите разделить между собою заботу в спасении обитающих в городе, то последний скоро поправится весь... Разделим между собою заботу о спасении наших братьев". (Св. Иоанн Златоуст "Творения" СПб, 1998г., т. 2, стр. 25).

Твердо храня всё преданное нам, мы призваны разъяснять людям пагубность лжеучений и ересей, однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений, мы должны молиться о просвещении одержимых ложными учениями. Рассматривая отношения Исуса Христа к сектантам и еретикам Его времени, мы можем научиться различать истинное и ложное отношение к православному благовествованию.

Посмотрим со вниманием на учение Исуса Христа о самарянах. Самаряне – группа евреев, первоначально окормлялась иудейскими священниками, но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому. Христос воспринимал самарян как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя своих учеников на проповедь, Он говорит им: "на путь к язычникам не ходите, и в город самарянский не входите". (Мф. 10, 5).В беседе с самарянкой Он, отвечая на её вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (иудейская или самарянская), говорит: "Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев" (Ин. 4,22).

К тому же Самаряне проявили агрессию по отношению к Сыну Божию, не приняв Его в свое селение. Нежелание с их стороны принять Христа вызвало резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна. Сии "сыны громовы" потребовали свести с небес огонь на головы сектантов-самарян: "Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Христос, обратившись к ним, запретил им и сказал: "Не знаете, какого вы духа" (Лк. 9, 54-55).

Иногда мы, христиане, действительно забываем, каким духом мы движимы, ведь Ветхий закон, руководивший суровыми пророками Ветхого Завета, стал иным для учеников Исуса Христа, которых учитель наставлял следующими словами: "Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Лк. 9, 56).

Беседа с самарянкой в духе кротости принесла, куда больший результат, чем нетерпимое отношение к самарянам его учеников. Сказано: "И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины" (Ин. 4, 39).

Известная же притча о "добром самарянине" – есть не что иное, как притча о "добром еретике и сектанте". Именно так она воспринималась современниками Исуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта самарянина выше правоверных священника и левита. Именно "добрый самарянин" оказался подлинным ближним для пострадавшего путника. Увы! И в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят выше своих богословских противников. Самаряне представляются в Евангелии и более благодарными по отношению к Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся к Христу "и пал ниц к ногам Его, благодаря Его, и это был самарянин" (Лк. 17,16).

Евангельское учение о самарянах и есть учение Христа о сектантах-еретиках. Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Он, однако, часто ставит их в пример самим правоверным.

Наша проповедь только тогда будет услышана, когда мы постараемся насколько возможно отождествлять себя с тем кому проповедаем. Апостол Павел говорит об этом: "Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных, для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых" (1 Кор. 9, 19-22).

Нам трудно понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими апостолом Павлом, который пишет: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (Рим. 9,3). Иными словами он сам был готов быть осужденным, только бы знать, что братья его находятся в раю. И сам Христос сошел во ад, приняв на себя грехи мира, "и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1 Пет. 3,19).

Проповедь заблудшим всегда носила жертвенный характер, так это было у Христа, так это было и апостола Павла говорившего: "Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1Кор. 4, 16).

По учению апостолов: "еретика после первого и второго вразумления отвращайтесь" (Тит. 3.10). "После первого и второго" – то есть, необходимо употребить в этом усилие и упорство. Апостол не рекомендует проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: "Если же кто не послушает слова нашего в послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте как брата" (2 Фес. 3, 14-15).

Ярким примером ведения проповеди по отношению к заблудшим может служить обращение кротостью в христианство языческого жреца Макарием Египетским, описанное в древнем патерике.

В заключение, хочу привести слова аввы Макария, который мудро сказал: "Слово худое делает добрых худыми, подобным образом доброе слово делает худых добрыми".

Митрополит Корнилий

Июнь 2007 г.

По материалам источников: Официальный сайт РПСЦ

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама