Модернизация (в любой форме "авторитарной", "демократической" или "комбинированной", то есть "авторитарно-демократической") действительно нужна России. Но может ли способствовать этому процессу декларируемая некоторыми политиками нашей страны ориентация на исламский мир, что предполагает не только риторическое, но и практическое антизападничество.
Такая постановка вопроса вполне правомерна, поскольку определение этой ориентации России дал министр иностранных дел Сергей Лавров: "Россия и часть исламского мира". Наверное, тут подразумевается многополюсность современного мира, в условиях которого наша страна должна проводить политику "по всем азимутам" и европейскому, и азиатско-тихоокеанскому, и исламскому. В этом утверждении, правда, есть важная часть это буква "и", которая, впрочем, выбрасывается при переводе на иностранные языки, не учитывается комментаторами. Россия вступила в качестве наблюдателя в организацию "Исламская конференция" (ОИК), раскрыла для экономического, финансового, религиозно-политического, культурного "освоения" государствами исламского мира субъекты Российской Федерации на Северном Кавказе, в Поволжье и Прикаспии, неадекватно называемые кое-кем исламскими.
Насколько способно "подключение" России к исламскому миру в качестве его "части" благоприятствовать решению жизненно важной для судеб страны задачи модернизации?
Возьмем научно-технологический, инновационный аспект. Модернизация это в первую очередь научно-технические и технологические инновации. Исламский мир не может дать России абсолютно ничего в плане научно-технологическом, так как сам находится в состоянии глубокой научно-технической отсталости. В начале 2000-х годов Абдель-Азиз ат-Туэйджери, глава ИСЕСКО Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры, подразделения ОИК, сообщил, что все исламские страны вместе взятые внесли в современную мировую науку меньший вклад, чем одна сравнительно небольшая европейская страна Бельгия. Ат-Туэйджери утверждает, что в последние десятилетия 55 исламских стран "не достигли какого-либо ощутимого прогресса" в исследованиях, направленных на нужды развития и защиту окружающей среды, а также в области подготовки научных кадров. По приводимым им сведениям, ученые мусульманских государств составляют менее 1% от общего числа ученых специалистов, посвятивших свою жизнь исследовательской деятельности. Он констатировал, что все государства исламского мира готовят ежегодно в три тысячи раз меньше ученых с научными степенями на 1 млн населения, чем промышленно развитые страны.
Если же в каких-то местах исламского мира анонсируются или реализуются какие-то научно-технические и технологические инновации, то все они оказываются заимствованными у Запада.
Коснемся политического аспекта. Нужны или не нужны демократия и свобода для модернизации вопрос дискуссионный. Но нельзя не заметить, что зависимые в научно-технологическом, инновационном отношении от Запада исламские партнеры России (укажем Ливию, Египет, Иран, Саудовскую Аравию, Сирию и т. д.) это государства с тоталитарными и полутоталитарными либо авторитарными режимами.
Перейдем к демографическому аспекту. В данном плане "подключение" России и исламскому миру вредоносно для модернизации. Открытость страны мощным миграционным потокам из центральноазиатских республик, Закавказья (Азербайджана), с Ближнего и Среднего Востока приводит к резкому падению качества населения. Неквалифицированные, необразованные массы из центральноазиатской и закавказской глухомани заполняют Москву, другие мегаполисы РФ. Это своего рода "армия демодернизации". Сомнительно, что попытки "заманить" в Россию квалифицированных мигрантов из исламских регионов СНГ или с Ближнего Востока дадут что-то положительное для модернизации. Специалисты высокого класса, если они там были, уже переместились на Запад. И самое большее, что может получить наша страна, это специалистов "второго разбора".
При этом происходит однозначно пагубное для модернизации замещение населения: российские образованные, квалифицированные кадры перебираются в западные государства, а в Россию вливаются неквалифицированные, необразованные мигранты. (По данным того же ат-Туэйджери, в среднем 60-70% населения исламского мира неграмотны. По некоторым странам этот процент значительно выше.) Современные средства передвижения и практическое отсутствие осмысленного регулирования миграционных потоков приводят к тому, что этот процесс имеет лавинообразную форму и "захлестывает" Россию. Не говоря уже о перспективах модернизации, абсолютно не просчитываются негативные политические последствия миграционных процессов, которые очень ясно проявились в создании Косова и отторжении его от Сербии.
Подобная перспектива вполне реальна для нашей страны, так как некоторые исламские центры силы стремятся с использованием разных структур и механизмов, включая "джихад" против "неверных"-русских и "вероотступников"-мусульман, лояльных по отношению к Российской Федерации, "освоить" разные части России. (Это хорошо видно на примере Северного Кавказа, но аппетиты простираются на Поволжье и Сибирь.) "Исламский Эмират Кавказа", претендующий на территорию юга РФ, не столько сепаратистское образование, сколько полувиртуальное-полуреальное квазигосударство, являющееся частью строящегося всемирного "Халифата", другие части которого "Исламское государство Ирак", "Исламский эмират Афганистана", "Аль-Каида в исламском Магрибе" и т. д. вплоть до "Исламского эмирата Шабелле" в Сомали. Особая опасность в реализации этого проекта использование прямого террора.
Складывается впечатление, что российскими властями при разработке и реализации политической стратегии, вероятнее всего по неведению, не принимается во внимание этот "исламский" фактор. (Берем слово "исламский" в кавычки, ибо интересы ислама и мусульман России при этом не играют никакой роли, а модифицированный, трансформируемый и деформируемый ислам используется в качестве мобилизующей идеологии и пропагандистского прикрытия.) Хотя некоторые исламские центры силы просматриваются за дестабилизационными процессами в зонах расселения мусульман. Либо они стремятся использовать в своих интересах любой дестабилизирующий потенциал. Единственный из многих пример: 20 августа 2008 года, в самый разгар событий в Южной Осетии, в исламистском арабоязычном Интернете (несколько тысяч сайтов) началось распространение директивы "Послания Исламскому эмирату Кавказа", подписанного Абд-ас-Салямом Акидой, соратником бен Ладена еще по Афганской войне и одним из аравийских командиров иностранных "моджахедов", воевавших в Чечне в 1994-1999 годах.
"Послание" директива "моджахедам", обретающимся на Северном Кавказе: в условиях занятости Вооруженных Сил России отражением грузинской агрессии против народа Южной Осетии активизировать террористические операции на территории Чечни, особенно с использованием "шахидов"; провоцировать боестолкновения между российскими и грузинскими войсками с использованием "моджахедов", переодетых в российскую военную форму; перенести террористические акты "в глубь России", вплоть до Москвы и т. п. В этом "ракурсе" теракты в московском метро в марте 2010 года вполне допустимо рассматривать как реализацию этой директивы.
Наконец, но не в последнюю очередь, культурный (цивилизационный) аспект. Европа, в поддержке которой в деле модернизации наша страна нуждается, с большой настороженностью станет относиться к сближению с Россией как "частью исламского мира". Весьма показателен в этом отношении отказ европейцев принять в Евросоюз Турцию.
Вывод "от противного": задачи модернизации России диктуют ориентацию на Запад.
Источник: Институт религии и политики