ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Судьба московских старообрядческих храмов

И.М.Любимов :: 06 ноября 2007

В данной статье речь пойдет о храмах Русской Православной Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. До императорского указа 1905 г. о даровании старообрядцам Высочайших свобод Москва не была центром Белокриницкой поповской Церкви. В то время центр фактически переместился в Нижний Новгород, где с 1901 г. регулярно собирались Освященные старообрядческие соборы. Затем, в период с 1901 до 1906 гг., они созывались в разных городах, но ни разу не проводились в Москве.

В это время Покровский кафедральный собор, алтари которого были запечатаны царским указом с июля 1856 г., именовался просто часовней. Главный алтарь этого храма был распечатан в великую субботу (16 апреля 1907 г., ст. ст.), тогда же было получено разрешение проводить архиерейскую службу. По сей день, с перерывами, которые были вызваны атеистическими гонениями 1937-1946 гг., дата распечатания алтарей отмечается в третью неделю по Пасхе (Св. Жен-Мироносиц) молебном с пением канона Св. Пасхе и крестным ходом, которые привлекают многих молящихся.

В первые два десятилетия XX в., особенно с 1907 по 1913 гг., которые по праву считаются годами расцвета старообрядчества, в Москве строилось достаточно большое количество церквей и моленных. Большинство из них названо в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, т.к. традиционно считалось, что именно Божественный Покров позволяет старообрядческой Церкви преодолеть невзгоды и лишения. К моменту октябрьского переворота 1917 во второй столице действовало 25 церквей и моленных белокриницкого согласия.

Кроме того, в Москве существовали подворья белокриницкого священства, не признающие Окружное послание (написано в 1862 г., отменено в 1907г.), однако приемлющие общину под руковотвом епископа Иова ("иовцы"), у которых было две церкви. Четыре церкви принадлежали общинам, отвергающим как окружное послание, так и "иовцев". Таким образом, старообрядцам Белокрищкого согласия в Москве принадлежал 31 храм.

При этом следует учитывать, что по старому чину церковная служба велась также в древлеправославныx ("беглопоповских"), беспоповских и единоверческих храмах. В результате, число церквей и моленных, в которых богослужение велось по дониковским правилам, приближалось к 50.

Возводимые старообрядческие церкви строились на пожертвования верующих и взносы богатых старообрядцев-промышленников и купцов: Ряшинских, Морозовых, Рахмановых, Солдатенковых, Кузнецовых. Огромное содействие в возведении храмов оказала купчиха Ф.Е. Морозова.

В 30-е гг. все старообрядческие церкви, за исключением Покровского собора в Рогожском поселке были закрыты. В них расположились гражданские учреждения, некоторые использовались для столовых и пивных. Первая волна разрушений храмовых построек под предлогом реконструкции и расширения улиц, прокатилась во второй половине 30-х гг., вторая во времена "хрущевской оттепели" в 60-е. Результатом этих событий стало исчезновение таких храмов, как Успение Пресвятой Богородицы при подворье московского архиепископа (Николо-Ямской тупик); св. Апостол Петра и Павла (Шелапутинский пер. 1); св. мученик Сергия и Вакха во 2 Золоторожском пер. (ныне Гжельский пер.); Св. Троицы в доме Свешникова в Ново-благословенском пер. (ныне Самокатный пер. 2), Успения Пресвятой Богородицы в Рыкуновом пер. (ныне Балакиревский пер. 2); Введения во Храм Богородицы в доме П.И. Милованова на Измайловском шоссе 1; св. Апостола Матфея на 1 Мещанской ул. 43 (ныне Просп. Мира); св. Пророка Илии на 3-й Тверской Ямской 72.; св. Николы Чудотворца в доме Потапова (Мало-Тишинский пер. 5); Преп. Сергия Радонежского в доме Федорова, что на углу Б. и М. Вокзальных пер. (ныне Б. и М. Факельные на Таганке); Успения Пресвятой Богородицы (в дер. Печатниково и Люблино (ныне муниципальный округ Печатники) и частная моленная инока Геннадия (2-я Хапиловская ул 9).

Оставшаяся часть церквей после реконструкции и перепланировки была обезображена внутри и снаружи до неузнаваемости. Такая участь постигла церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (Новоселенский пер. 6), которая превратилась в обыкновенный жилой дом. В период хрущевских гонений, которые следовало бы признать для церкви более суровыми, чем в сталинские времена, церкви попросту разрушались. Так, при перепланировке Таганской площади был уничтожен Покровский собор, подобная участь постигла и другие храмы.

Из сохранившихся храмовых построек, помимо Кафедрального Покровского собора у Рогожского кладбища, отмечу ту церковь, где в наши дни начали совершаться богослужения.

Это храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер., рядом с метро "Парк Культуры", известный еще как находящийся на Остоженке (3-й Ушаковский пер., переименованный в 1922 г. в Турчанинов), построен в 1907-1911 гг. по заказу братьев Рябушинских, проект В.Д. Адамовича и В.М. Маята.

Путеводитель по Москве, выпущенный в 1917 г., отмечал здесь иконостас новгородских писем XV, в., представлявших большую художественную ценность. Церковь Покрова венчали 8 колоколов, самый большой из которых весил 98 пудов и 20 фунтов.

Храм был закрыт в 1935 г., после чего в нем находились различные учреждения. Интерьер здания оказался в значительной степени утраченным, восстановление его в настоящее время практически невозможно. В день Рождества св. Николы Мирликийского – это придел храма – здесь проходят большие торжества.

Церковь св. Николы Чудотворца (Бутырский вал 7, ранее пересечение Камер-Коллежского вала и Царского пер.) была заложена на земле купцов Рахмановых 29 июля 1914 г. Сооружался этот храм под руководством архитектора И. Кондратенко в течение 1915-1916 г. Несмотря на военную пору, он был построен очень быстро, подняли даже колокола. Однако революция и разруха помешали окончательному оформлению интерьера храма, и он был освящен только в 1921 г.

Но недолгой в эпоху империи большевиков была его жизнь. Регулярные богослужения прервались уже в 1939 г., хотя с перерывами продолжались до 1941 г. А затем здесь обосновалась мастерская скульптора С.М.Орлова (который трудился над известным памятником Юрию Долгорукому). К тому времени, когда основатель Москвы занял привычное место напротив здания Моссовета, первоначальный облик храма был утрачен. Колокольня лишилась шатрового покрытия с главкой, а церковь – купола. В стенах прорубили огромные окна, на хорах разобрали часть свода. Некогда могучий храм ветшал, и к моменту передачи его старообрядческой общине остались лишь стены. В настоящее время отремонтирован только придел в честь пророка Илии; заказан иконостас для придела. Само помещение храма требует капитального ремонта. (В настоящее время в храме продолжаются ремонтно-восстановительные работы, но службы проходят уже в основном, Никольском приделе – Самарское староверие)

Уже упоминавшийся храм на Апухтинке, постройки 1907 г., после закрытия в 1932 г. передан общежитию на заводе "Станколит". Расположенный неподалеку храм Покрова Превятой Богородицы (находится а территории Таганского парка) строился по заказу братьев Рябушинских и, после открытия в 1906 г., принадлежал Каринкинской общине старообрядцев. В настоящее время он занят конструкторским бюро по ремонту оборудования.

Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29) строился по проекту уже упоминавшегося архитектора И. Бондаренко. Его внутреннее убранство отличал богатый иконостас, роспись стен выполнена в древнерусском стиле.

Сейчас здесь располагается спортивный зал "Спартак".

По проекту того же архитектора И. Бондаренко в 1912 г. был построен Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15. Отобранный у верующих в середине 30-х гг., храм отдан под клуб швейного объединения.

На Серпуховском валу, 16 (Хавская ул.) располагался храм с двумя церквами – св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией матери. Сейчас здесь размещается увеселительный гриль-бар. (Недавно бар был закрыт, здание сменило владельца, но передавать храм старообрядцам власти до сих пор отказываются – Самарское староверие)

И, наконец, отметим храм поповцев Белокриницкого согласия при Старой Екатерининской больнице в честь явления иконы Божией Матери Вcex Скорбящих Радости (ул. Щепкина 61/2).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице. Заложен 12 октября 1908 г., строился по проекту архитектора Десятова. Земля для храма была приобретена Ф.Е. Морозовой. Общая стоимость церкви составила 100.000 руб. – средства по тому времени немалые.

"Сегодня старобрядческая Москва украсится новым чертогом Божьим. Дай Бог, чтобы подобное триумфальное шествие не встретило на своем пути препятствий и непрестанно бы распространялось вширь и глубь". Так писал журнал "Церковь" в Отчете о пожертвованиях старообрядцев в №39 за 1910 г.

Однако судьба храма была трагичной. Священник, о. Ферапонт Лазарев погиб в сталинских застенках 2 марта 1931 г., а служба здесь в последний раз проходила 22 мая 1932 г. (Несколько лет назад храм был передар Русской Древлеправославной Церкви, и в настоящее время Покровский храм стал кафедральным собором РДЦ, в нем ежедневно совершаются службы – Самарское староверие)

Возвратимся в Рогожский поселок. Главный старообрядческий собор, возведенный в 1792 г. (архитектор М.Ф. Казаков) не прекращал богослужения в самую лихую годину конца 30-х гг.

В это время старообрядческие архиереи томились в тюрьмах и ссылках, а Местоблюститель архиепископа, епископ Викентий, скончался в темнице весной 1938 г. Условия жизни тех священнослужителей, которых сослали, были чрезвычайно тяжелыми, некоторые из них были вынуждены оставить службу в храмах.

Прихожане, испуганные угрозами расправы, отказывались регистрироваться в обязательную ,двадцатку", дающую право сохранить церковь действующей. Покровский собор, где хранились уникальные иконы XIII – XVII вв. хотели отобрать у старообрядцев и превратить в театр. Только благодаря энергии и самоотверженным действиям настоятеля храма о. Василия Королева была набрана "двадцатка". В собор пришли певцы из закрытых московских старообрядческих церквей, главным образом из Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой, где существовали сильные певческие школы старообрядческого пения. Это чудесное пение звучало в Покровском соборе во время войны и некоторое время в послевоенную пору, пока эти исполнители не отошли в мир иной.

На Пасху 1942 г. городские власти неожиданно, вопреки правилам военной поры (Москва находилась на осадном положении, враг не был выбит из пределов Московской области) разрешили богослужение и беспрепятственное передвижение по Москве ночью. А на Пасху 1945 г. храм вместил невиданное количество молящихся (предположительно 12-14 тыс.). Певцы были вынуждены переместиться на хоры. С тех пор, как и в "золотую пору", богослужения в Покровском соборе совершаются ежедневно.

На пути в Покровский собор, со стороны Нижегородской улицы мы проходим каменный остов. Это бывший храм Рождества Христова, созданный по проекту знаменитого зодчего Василия Баженова в 1804 г.

Он воздвигнут как зимний храм с калориферным отоплением. В нем молились с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года (а с Великой Светлой заутрени до Покрова – в летнем Покровском неотапливаемом соборе). Последнее богослужение в Христорождественском храме состоялось 19 августа 1929 г. на Преображение.

После закрытия храма Рождества купольный крест и главы были снесены, настенная живопись уничтожена. Утварь, хранившаяся в подвалах для торжественных богослужений, растаскана. С Пасхи 1930 г. в храме уже размещалась столовая с продажей пива и водки. В 70-е гг. столовую закрыли, а помещение занял " Мосаттракцион". Последнее учреждение, находящееся здесь – склады музеев Кремля, которые обязались привести в порядок хотя бы фасад храма. После некоторой внешней косметики работы были приостановлены и храм снова стал ветшать. Московское правительство возвратило весь религиозный ансамбль Рогожского поселка митрополии и московской старообрядческой Рогожской общине.

На этой территории располагаются бывшие дом Притча, дом духовенства, занятые в настоящее время зубоврачебной поликлиникой, детским приютом. В бывшем старообрядческом институте разместилась школа.

За двумя рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой, куда в праздник Богоявления совершался крестный ход с освящением воды. Ныне на месте пруда стадион Завода автоматических линий.(В 2005 г. Правительство Москвы выделило средства для восстановления архитектурного ансамбля Рогожской слободы. Ремонтно-восстановительные работы продолжаются – Самарское староверие)

Колокольня возле Покровского собора видна издали. Возведена по проекту архитектора Горностаева в 1912-1913 гг. во имя Воскресения Христова, в память распечатания алтарей Покровского кафедрального собора. Однако подъем креста на нее сделан еще в 1907 г.

Здание колокольни было отобрано в середине 30-х гг. и использовалось под склад. Беспризорная колокольня разрушалась и, вероятно, поэтому после грозы в мае 1938 г. с нее свалился огромный крест. В войну по неизвестной причине произошел взрыв, разрушивший паперть и нижнюю часть колокольни. К счастью, само сооружение устояло и в 1947 г. было передано архиепископии, а в 1950 г. сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы, в настоящее время для богослужений неиспользуемая. Однако в 50-х гг. она была использована как зимний храм, и в ней молились. Теперь здесь совершают обряды крещения.

В 1988 г. на колокольню поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П.И. Оловянишникова. После разорения храма под колокольней колокол исчез и был найден в 80-е гг. во МХАТе, передан митрополии. Вес самого большого колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.)

Один из старообрядческих колоколов венчает церковь Казанской Божией Матери на Красной площади и до сих пор не отдан старообрядцам. Сколько еще утраченных колоколов покоится под сценами театров!

И.М.Любимов

Опубликовано в сборнике Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.4 – М.: 1995

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама