ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Помощь больному или соучастие в преступлении?

09 июля 2010

В конце июня Федеральный суд Германии признал возможной так называемую пассивную эвтаназию – прекращение поддерживающей терапии или отключение неизлечимого больного от аппарата жизнеобеспечения. Это решение стало рубежным в дискуссии о том, где грань между уважением к воле больного и убийством. Возможна ли подобная практика в России? Ситуацию комментируют хосписный врач Елизавета Глинка, священник Андрей Лоргус и доцент юридического факультета МГУ Олег Васильев.

Елизавета Глинка, хосписный врач, исполнительный директор международной общественной организации "Справедливая помощь"

Непроведение реанимационных мероприятий и отключение от аппарата – это разные вещи. Хоспис, по сути, и есть пассивная эвтаназия: мы не лечим болезнь, она развивается своим чередом. Сама жизнь – тоже пассивная эвтаназия. Но я считаю необходимым кормить, поить, обезболивать больного и осуществлять уход таким образом, чтобы он чувствовал себя наиболее комфортно. На мой взгляд, отключение от аппарата – это уже активная эвтаназия, тем более, когда человек сам об этом просит.

Это очень сложный вопрос, о нём очень долго нужно говорить. Всё-таки неслучайно из пятидесяти штатов США только в двух разрешена эвтаназия. Конечно, на практике отключение от аппарата проводится, но всё-таки надо думать о последствиях, когда ставишь этот аппарат.

Согласно законам Российской Федерации, врач обязан поддерживать жизнь больному в коме: у нас ни в одном законе не прописана эвтаназия, и я с этим согласна. Я знаю реаниматологов в крупных реанимационных отделениях, которые никогда не отключат пациента от аппарата искусственного дыхания. Они видят в больных людей, а не "вегетатиков".

У меня в фонде есть девушка, которую не оперировали (в той же катастрофе у неё погибла сестра) – она была в коме двадцать один день. Ей не давали абсолютно никаких шансов. Она была с трахеостомой на аппарате искусственного дыхания, и на третьей неделе, когда сказали, что она полностью в вегетативном состоянии, пациентка открыла глаза. Сейчас она с трудом, но работает бухгалтером в своей фирме.

Священник Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии

Возьмём ситуацию, в которой больной находится в коматозном состоянии – это терминальная стадия – и подключён к аппаратам жизнеобеспечения. В этом состоянии он не может проявить своё сознание: не может отвечать, не реагирует на словесные обращения, рукопожатия, может даже не реагировать на болезненные уколы. Но, как свидетельствуют современные исследования, деятельность мозга при этом не прекращается. Косвенные данные говорят о том, что это формы соответствующей психической жизни. Например, Арнольд Минделл описал это в своей книге – она переведена на русский язык.

Может возникнуть вопрос: а какую ценность имеет такая жизнь? Может быть, эта ценность непонятна внешнему наблюдателю и неочевидна для врачей-специалистов. Но, тем не менее, если это жизнь, мы должны отнестись к ней как к точно такой же ценности, что и к жизни любого другого человека. Главный аргумент многих сторонников эвтаназии заключается в том, что мы ничего не лишаем, ничего не отнимаем у больного. Современная наука показывает, что это, видимо, не так.

Предположим другую ситуацию, когда больной не находится в коме, но терпит серьёзные страдания. Есть достаточно много свидетельств о работе волонтёров, психологов и медиков с больными в терминальной стадии. Жизнь умирающего человека необыкновенна насыщенна, и с духовной точки зрения она может превосходить по своей значимости целые годы, прожитые в обыденной жизни. Таким образом, акция прерывания страданий на самом деле является акцией ущерба, и уже только поэтому она может быть неприемлема.

И ещё один аргумент: человек, который принимает решение отключить больного, никогда не сможет избавиться от сознания, что он фактически участвовал в умерщвлении человека. Это, несомненно, можно отнести к явлениям, которые мы называем травмой, грехом и виной.

Отказаться от лечения больной, естественно, вправе – это исключительно его ответственность. Здесь речь идёт о такой стадии, например, рака, когда лечение малоэффективно. Как правило, врачи это принимают, хотя и с трудом. Я сам как священник провожал нескольких больных, которые полностью отказались от лечения. Но они полноценно жили, пока могли, и даже когда были беспомощны и бессильны, принимали свои последние часы активно и с благодарностью. Они естественно встречали свою смерть, но не были самоубийцами.

А вот когда больной просит отключить его от аппарата жизнеобеспечения – это самоубийство. Хотя, честно говоря, я не представляю себе больного, который нуждается в искусственном кровообращении или вентилировании и при этом обладает сознанием.

Конечно, мы не можем запретить человеку предпринять попытку самоубийства, это его воля. Но сделать врачей и своих близких соучастниками убийства – это духовное преступление.

Олег Васильев, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ

Судя по сообщению, Федеральный суд Германии не то, чтобы полностью разрешил эвтаназию – он позволил прекращать пассивное лечение. Однако такое решение не только разрешает бездействие, то есть позволяет не оказывать помощь больному, но и дозволяет действие, приводящее к смерти больного (например, отключение больного от системы жизнеобеспечения). А это уже можно расценивать как расширение права государства на убийство. Поясню.

Согласно статье 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы: a) для защиты любого лица от противоправного насилия; b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях; c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

То есть международное сообщество считает законным лишение жизни человека только в этих трёх случаях, являющиеся исключением из гарантий права человека на жизнь. Таким образом, если человек, решивший уйти из жизни, попросил другого человека убить его, то согласившийся на это является убийцей в юридическом смысле. Еще хуже, когда родственник человека, находящегося в бессознательном состоянии, обращается к специалистам с просьбой умертвить своего родственника – это уже, выражаясь юридически, убийство группой лиц по предварительному сговору (в данном случае даже мотив убийства – из-за "человеколюбия" – не исключает уголовной ответственности, а может только повлиять на определение меры наказания).

Аналогичные нормы содержатся и в законодательстве России (например, право на жизнь закреплено в статье 20 Конституции РФ).

Можно попытаться оправдать эвтаназию как опять же некую гарантию права на жизнь, то есть человек сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Однако это неправильная оценка. Дело в том, что праву человека практически всегда корреспондирует чья-то обязанность соблюдать такое право или содействовать его реализации. Следовательно, праву человека на жизнь корреспондирует обязанность государства, других людей и организаций охранять право человека на жизнь, соблюдать его, всемерно способствовать его реализации. То есть право на жизнь противоположно праву на смерть, которое, в случае узаконения такого права государством, вызвало бы необходимость корреспондирующей обязанности того же государства обеспечить такое право, но тогда все самоубийцы получат право требовать от государства обеспечить их право на смерть, вместо того, чтобы, например, спрыгнуть с крыши.

И последнее. Мы должны понимать, что мировое сообщество и любое государство, в том числе Россия, могут изменить правовые нормы (по определенной процедуре, конечно) и ввести в законодательство право на смерть, право на убийство, право на людоедство и любое другое право, впрочем, как и любую обязанность. Но о последствиях такой реформы совершенно нетрудно догадаться.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама