ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Хиджаб. Дань моде?

09 июля 2010

В свое время появление хиджаба на молодых девушках Дагестана вызвало немало эмоций в разных слоях дагестанского общества. Глубоко религиозные люди констатировали этот факт с восторгом, скептики посчитали это показухой, а большая часть дагестанской интеллигенции не на шутку заволновалась.

И немудрено: женщины в Дагестане сто лет назад были религиозными, скромными, ходили в платках. Но делали они это с учетом традиций, сложившихся в Дагестане, климатических, экономических условий. Они носили украшения, закрывающие лоб, длинные широкие платья, шаровары, но никогда не закрывали лица. У нас не было хиджабов, паранджи. И если исходить с точки зрения исторических процессов, традиционный хиджаб – это прежде всего арабская одежда, необходимость которой была обусловлена климатическими особенностями той страны, в которой она появилась. Причём предписание носить хиджаб было введено задолго до возникновения ислама. По историческим преданиям, после ниспослания священных аятов Корана хиджабу придали обязательный характер, и женщины-мусульманки были обязаны покрывать голову и тело платком и широкой одеждой в виде чадры.

Могущественная Османская империя некогда имела под властью обширные территории, в том числе половину Ближнего Востока. В то время на османской территории женщины носили хиджаб, но после прихода к власти Камаля Ататюрка в Турции воцарился светский режим. Ататюрк в 1924 году издал указ ликвидировать все, что связано с прошлой историей Османской империи. На судьбу турецких женщин это повлияло тоже – именно с того же времени в официальном порядке началось так называемое движение за снятие хиджаба в Турции.

Еще до появления ислама хиджаб был распространенным явлением среди иранских женщин. Первые сведения о существовании хиджаба в Иране относятся к доисламскому периоду, точнее, ко временам правления Ахаменидов. В 1906 году русский археолог профессор Руденко в районе Пазырик (в южной Монголии) обнаружил иранский ручной коврик, который, судя по всему, дошел до нас от Ахаменидов. Этот коврик вместе с другими подарками был отправлен в китайский дворец и, по-видимому, в результате какого-то события остался погребенным под снежной лавиной. На коврике вытканы несколько женщин, имеющих покрывало на голове.

В 1925 году после падения династии Каджаров при поддержке Великобритании Реза-хан в Иране в официальном порядке взял власть в руки. Программы Реза-хана носили в основном отпечаток западной культуры. Услышав сообщения о запрещении хиджаба в Турции и Египте, Реза-хан в 1935 году издал указ о запрещении хиджаба, таким образом, все возможности страны были задействованы для агитации и распространения западной культуры в Иране.

Сейчас положение меняется: мусульманские женщины возвращаются к хиджабу все больше и больше, как в самих мусульманских странах, так и на Западе. Это отмечается и в Дагестане. Хиджаб все чаще и чаще можно увидеть на улицах Махачкалы, да и не только здесь. Сегодня носить хиджаб стало модно, с одной стороны, а с другой стороны, – что скажут родственники, соседи, т.е. осудят женщину, одетую не так, как хотелось бы им. Религиозные лидеры говорят, что если "женщина в хиджабе", то она подобным образом выполняет завет Всевышнего. Даже проводят среди молодежи социальные опросы: "Хиджаб: носить – не носить?" Результат этих опросов – "Носить!", но желание одевать хиджаб вовсе не заключается в соблюдении норм ислама.

Навязывание дагестанским женщинам хиджаба имеет и другую сторону. Бурно развивающаяся индустрия магазинов исламской одежды в Дагестане закупает свой товар в ОАЭ, Турции, Сирии, Египте и т.д., экономически обогащая эти страны. Что мешает нашим модельерам работать над линией собственной национальной одежды в противовес той, которую нам навязывает другая культура? Интересно, что хиджаб носят в основном молодые девушки. Женщины постарше предпочитают традиционные национальные платки. Ведь на молодёжь легче воздействовать, она легче поддается уговорам, влиянию со стороны мусульманских лидеров. И конечно, напряжённая обстановка в республике, участившиеся теракты вызывают среди населения желание обезопасить себя любыми способами. Девушка в хиджабе будет чувствовать себя намного спокойнее, т.к. одета по тем нормам, которые диктуют посредством угроз и террора религиозные экстремисты.

Клубок этих проблем мешает трезво оценить сложившуюся ситуацию, понять, что наше, а что – чужое, что нам нужно, а что надо отправить туда, откуда оно пришло. Но если эта арабизация будет продолжаться, то мы и не успеем заметить, как наша дагестанская индивидуальность полностью растворится в чужой культуре и от нашей "самости" не останется ничего... Надо всем нам задать вопрос: – Хиджаб. Дань моде..?

Источник: Дагестанская правда|||

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама