ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

О самокрестах

доклад духовного наставника Невской поморской общины о.В.Шамарина Третьему Всероссийскому Собору ДПЦ

06 ноября 2007

В житиях святых описывается несколько случаев, когда в первые века христианства, в случае крайней нужды, в опасных для жизни обстоятельствах, перед мученической кончиной святые крестили сами себя. В частности, об этом свидетельствуется в житии первомученицы Феклы, мученицы Дросиды, мученика Порфирия, мученика Филимона, мученика Гаведдая, великомученицы Марины, преподобного Феофана, который крестил сам себя, а затем раскаявшуюся блудницу.

В начале 19 века в Поволжье появились самокресты из числа старообрядцев. Очень многие бывшие беглопоповцы после перехода в единоверие известных Игризских монатырей полностью разочаровались в беглом священстве и стали искать незамутненный источник подлинно Православной Веры. В те времена еще очень многие староверы-безпоповцы придерживались федосеевских взглядов на безсвященнословный брак, что вызывало непонимание и сомнения у этих бывших беглопоповцев. Видимо, таковые сомнения и привели их к мысли о возможности самокрещения, хотя в каждом таком случае были свои обстоятельства.

История знает несколько имен самокрестов 19 века: Гавриил Зимин, М.Д. Бондуров, Платон Ястребов, Александр Запянцев, Власов, но сейчас их никто и не помнит, а единственно остался известным человек, чье имя и деятельность вызывают раздоры в Церкви Христовой до сего времени – это самокрест Матфей Андреев. В основном его жизнеописание известно из записок Павла Леднева (Прусского), бывшего тогда еще федосеевцем. Из его записок следует, что Матфей Андреев поддерживал тесную связь с федосеевским деятелем Никифором Григорьевичем Малышевым, и чуть ли не по его благословению совершил самокрещение. После его совершения он, в качестве уважаемого наставника, поскольку отличался строгой жизнью, за 50 лет крестил около 9 тысяч человек (эти данные из записок Павла Прусского представляются все же завышенными), в особенности в нескольких селах Самарской губернии. Никакого особенного вероучения, в чем-либо отличающегося от Поморского, у этих староверов не существовало, и как отдельное согласие, общество не выделялось, сами себя "самокрестами" не называли.

Вопрос об этих так называемых "самокрестах" обострился, как представляется, самими "самокрестами", возымевшими сомнение о своем крещении, а затем уже поморцами отдельных сел губернии, рассматривавшими этот вопрос на ряде местных Соборов, которые частью признавали крещение от корня Матфея Андреева, но в большинстве склонялись к необходимости перекрещивания имевших крещение от этого корня, не приводя в целом канонических оснований, и предложившими его на 1-й Всероссийский Собор в Москве, который принял следующее решение:

"Самокресты, которые научились и приняли правило от нашего наставника, признавая нашу Церковь за истинную, крестились сами по нужде крайней, приемлются без повторения св. крещения. Тех же самокрестов, которые не признавали нашу Церковь Христовой и сами себя крестили, при приеме крестить" (Уложение Собора, л. 11).

Таким образом, была заложена методологическая основа в этом вопросе: в каждом случае самокрещения исследовать причины и обстоятельства и на основании этого принимать решение о его действительности.

Надо сказать, что в конкретном случае самокрещения Матфея Андреева существовали разные мнения, в том числе и у видных, известных и авторитетных деятелей нашей Церкви. В частности, Л.Ф. Пичугин, и особенно А.А. Надеждин и И.И. Зыков признавали его действительность (письма опубликованы в ж. "Щит Веры" за 1914 год), позднее В.З. Яксанов, П.В. Ершов, Т.С. Тулупов. Иного мнения придерживался Т.А. Худошин.

Тем не менее, раздор в Самаре по этому вопросу не прекратился, появились свои толкования решения 1-го Всероссийского Собора. После Саратовского Собора в 1925 году, обвинившего Самарского наставника Дергунова в принятии на исповедь нескольких лиц из самокрещенского корня, там до сего дня существует две общины поморцев, некоторое время в 60-е годы прошедшего века, впрочем, бывших в соединении. Община на Борской ул. не сообщается с общиной на ул. Льва Толстого, выдвигая обвинения в "самокрещенстве".

По запросу общины на Борской, а также Астраханской общины дело в 1972 году рассматривалось Духовным Судом при ВСС в Литовской ССР под председательством наставника И. И. Никитина. Суд, в частности, определил, что "...поскольку самокрестов, не признающих существование Церкви Христовой на Земле, уже не осталось , так как с тех пор прошло уже около 130 лет /три поколения/, а родоначальнику самокрестов Матвею Андреевичу разрешил самому покреститься и крестить других наставник гор.Самары Малышев Никифор Григорьевич, без его разрешения никто не крестил, а на Самарском Соборе в 1897 году известный наставник Дорофей Иоаннович признал крещение от самокрестов, признающих Церковь правильным, с тех пор и прекратилось самокрещенство, так что они самокресты сами по себе за этот большой период времени все приняли крещение от поморских наставников и стали уже не самокресты, а только выходцы из самокрестов.

Поэтому Духовный Суд решает: всем разъединяющимся в сем вопросе о крещении самокрестов примириться".

В 1974 году вопрос был рассмотрен на Соборе ДПЦ в Вильнюсе, который постановил:

"Самокрестов доказанных, что являются действительно самокрестами, признающих свое крещение – самокрестов за истинное, и Церковь Христову не признающих на земле за истинную, таковых крестить, а не доказанных, что являются самокрестами, не крестить. Потому что они крещены нашими Поморскими отцами".

В 1997 году представители РС и ряда общин посетили Самару, где имели беседу с представителями обеих общин. Председатель РС О.И. Розанов предложил общине на Борской составить список, кого, по их мнению, следует крестить как самокрестов. Такого списка составлено не было. Из личных бесед с причетниками общины на ул. Льва Толстого выяснилось, что они все имеют крещение от поморских отцов. В 60 – годы 20-го века был момент существования объединенной общины, затем раздор возобновился.

До последних лет раздор подогревался П.Л. Евдокимовым, теперь этим активно занимается Василиса Корнева, которые, не согласуясь с соборным мнением, дерзают неправомерно токовать и применять некоторые церковные правила.

Предложив настоящему Собору историю вопроса о "самарских самокрестах", предлагаю принять следующее решение:

По вопросу о самокрестах руководствоваться Решениями Всероссийского Собора 1909 года и Собора в Вильнюсе 1974 года. Вопрос о самокрестах корня Матфея Андреева считать исторически исчерпанным. Продолжающийся по этому поводу раздор считать не имеющим в настоящее время догматических и канонических оснований.

Духовный наставник Невской поморской общины

о.Владимир Шамарин

Предсоборной Комиссией было решено часть доклада, посвященную вопросу о сибирских самокрестах, на Собор не выносить.

Доклад был принят к сведению, решение принято не было из опасения распространения разделения среди поморцев по этому вопросу

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама