ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Когда простота хуже воровства

Старообрядческой Церкви нужны дискуссии, а не благостная тишина

Алексей Рябцев :: 07 ноября 2007

Завершившийся Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви выявил многие до сей поры скрытые (или скрываемые) проблемы как общецерковной, так и приходской жизни. Для осмысления этих проблем потребуется значительное время, поэтому, наверное, не стоит по горячим следам делать скороспелые выводы о наиболее скандальных эпизодах Собора и последовавших прещениях и извержениях.

Было бы желательно для начала попытаться оценить сам институт Освященного Собора как механизм, способный разрешать возникающие проблемы (или созидать новые). Такая оценка требует долгого и широкого обсуждения. Но еще до начала обсуждения следует сказать о том, что вызывает наибольшие опасения.

На прошедшем Соборе просто бросался в глаза воинствующий антиинтеллектуализм многих выступавших (и простых делегатов, и самых высокопоставленных). Слово "антиинтеллектуализм", конечно, звучит неестественно и претенциозно, но, к сожалению, иные, более привычные для русского слуха и подходящие в данном случае слова нельзя употреблять в открытой печати.

В такой "антиинтеллектуальной" атмосфере было чрезвычайно сложно обсуждать принципиальные вопросы по существу. Любая проблема сразу выливалась в обсуждение персоналий с неизбежными "а ты кто такой?", "а я про него самого вот что знаю", "да он сам агент и провокатор" и т.д. Отнюдь не всех волновало содержание выступлений. Многие старались прежде всего вычислить, к какой группировке принадлежит выступающий. Лидеры же "вычисленных" группировок часто оценивались исключительно по критериям "нравится – не нравится", "люблю – не люблю".

Напоминания о самых простых вероучительных положениях (например, о таинстве священства и важности апостольской преемственности) и общеизвестных канонических правилах нередко вызывали гул недовольных голосов, показывающий в том числе и то, что некоторые из присутствующих обо всем этом слышат впервые.

"Антиинтеллектуализм" никогда в прошлом старообрядчеству свойствен не был. Опасность, исходящая от него, весьма серьезна.

Все это, конечно, возникло не вчера. Незнание основ православного вероучения и канонических правил, а также демонстративное пренебрежение простейшей логикой рассуждений нередко проявляют не только неграмотные бабки, но и весьма высокопоставленные священнослужители. Не каждый из них воспользовался временем религиозных свобод для повышения своего богословского уровня.

Кстати, о свободе. Не так давно одно из самых уважаемых лиц нашей иерархии прочло о ней лекцию. В ходе лекции выяснилось, что это лицо понятия не имеет о достаточно разработанном Святыми отцами православном учении о свободе воли (и связанными с этой свободой предопределением и благодатью). Даже упоминания об этих основных понятиях не прозвучало! На лекции можно было услышать лишь невнятное изложение, более приемлемое для какой-нибудь либеральной тусовки. Хуже того, весьма продвинутая старообрядческая аудитория ничего этого не заметила и рассыпалась в благодарностях за полезную и познавательную лекцию.

Дореволюционное старообрядчество было весьма устойчивой конструкцией (да простят мне этот технический термин). Его можно было уподобить табурету, устойчиво стоящему на четырех опорах. Одна из этих опор – многочисленное крестьянство и казачество, своей массой удерживавшие "элиту" от резких и глупых телодвижений. Вторая опора – духовенство. Третья – богатые купцы и промышленники, могущие профинансировать любой разумный проект либо отказать в финансировании неразумного. Четвертая опора – старообрядческая интеллигенция, так называемые начетчики, способные осмыслить возникающие проблемы и на понятном языке донести варианты возможных решений до народа.

Сейчас три из четырех опор отсутствуют. Не хочется уподоблять современную Церковь трости, ветром колеблемой, но приходится признать, что крайности, в которые многих из нас заносит в последние годы, имеют очень серьезные предпосылки.

В таких условиях разумный порядок формирования состава делегатов Собора становится не просто важным, а жизненно необходимым. Не должны попадать на Собор делегаты, личность которых определяется лишь одним словом – "простота". Просто потому, что в наших условиях "простота хуже воровства"!

Когда при митрополите Алимпии (Гусеве) возрождался институт ежегодных Освященных Соборов, был принят весьма упрощенный вариант выдвижения выборных делегатов: один делегат от общины (более крупные общины могли выбирать до пяти делегатов). До какого-то времени этот порядок успешно работал. Слабые общины либо вообще делегатов не присылали, либо выбирали кого-нибудь из известных всей Церкви лиц из других общин.

Сейчас делегатов присылают практически все общины. Да еще на последнем Соборе запретили выбирать делегатами лиц из других общин. В результате представительность Собора оказалась искаженной. Один делегат мог представлять и двадцать человек, и пятьсот. Ничего страшного не было бы и в этом, если бы некоторые делегаты не оказались слишком "просты". Эти люди оказались наиболее податливы на всякого рода манипуляции, сопровождавшие соборные заседания.

Сейчас остро необходимо неторопливое общецерковное обсуждение возникших проблем. Не следует идти на поводу у людей, которые утверждают, что никаких дискуссий не требуется, что Церкви потребна некая благостная тишина. Утверждающие такие вещи особенно боятся того, что некая нехорошая информация просочится наружу и смутит неких "внешних". Все эти люди (иногда даже несознательно) исповедуют, что Церковь – это собственность корпорации священнослужителей, а миряне должны сидеть и помалкивать. Такой взгляд противоречит всей истории русского старообрядчества и никогда не будет принят православными христианами.

После прошедшего Собора многие наши собратья (и это отнюдь не представители крайних мнений, столкнувшихся на Соборе) впали в уныние. Не надо отчаиваться. Сотрясающие сейчас Церковь конфликты суть свидетельство жизни. Полная тишина бывает только на кладбище.

Столкновение разных мнений в Церкви всегда было и всегда будет. Здесь уместно вспомнить борьбу "иосифлян" и "нестяжателей". Более того, эта борьба есть необходимое условие нормальной жизни Церкви. Полная победа какого-то одного подхода может надолго обессилить православие на Руси.

По материалам источников: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама