57-й конгресс литургических исследований состоялся в Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже с 28 июня по 1 июля. В этом году форум прошел на тему "Литургия как свидетельство о Церкви на примере влияния различных литургических традиций на экклезиологию" ("La liturgie comme témoin de l'Eglise, ce que révèlent les diverses familles liturgiques sur l'ecclésiologie "), сообщает сайт "Оrthodoxie".
В первый день работы форума были представлены два больших доклада, посвященные библейской тематике. Священник Мишель Бердэ (Michel Berder) из католического института Парижа и протоиерей Николай Чернокрак, декан Свято-Сергиевского института, рассмотрели понятие "собрание" в Ветхом Завете и в древнейший период истории Христианской Церкви. Согласно ряду библейских текстов, на которые ссылались в качестве примеров докладчики, собрание одновременно выражает единомыслие его участников, их желание исполнять Закон и эсхатологическое ожидание, что является общим для обоих Заветов Ветхого и Нового. В первые времена бытия Новозаветной Церкви контекст причастия Тела и Крови Христовых позволяет поставить знак равенства между собранием и Церковью как Телом Христовым.
Доклады митрополита Диоклийского Каллиста Уэра (Константинопольский Патриархат) и священника Энрико Мацца (Enrico Mazza) были посвящены рассмотрению литургического собрания в разные эпохи истории Церкви в связи с некоторыми постоянными элементами, а именно связью между Земной и Небесной Церковью. Литургическое собрание первоначально представляется как присоединение к непрерывному богослужению ангелов, а Евхаристическая молитва предстает как образ явления Церкви в наиболее древних текстах (например, Didachè или Апостольское предание). Но затем такое понимание Евхаристического собрания уступает место другому: акцент делается уже на индивидуальном освящении через Евхаристию.
По материалам источников: Седмица.ру