ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Уральский след церковного раскола

Александр Пискунов :: 08 ноября 2007

Первые поселения старообрядцев, "кержаков", появились на реке Нейве и ее притоках. В шести верстах от Бынег, на речке Светлой, возник Благовещенский скит из выходцев с берегов Балахны и Кержанца. Это они дали известное на Урале слово "кержак" – преследование старообрядцев распространилось в наши места достаточно широко.

В 1676 году верхотурский и тобольский воеводы получили государев указ, которым повелевалось разыскивать старообрядцев и приводить их к тройному причастию. А если кто "противится и сопротивляется", то таких "жечь и пепел развеивать, чтоб костей не осталось". Уже через десять дней после получения государева указа в Верхотурье и Тобольске были сожжены первые группы раскольников. Выражая свой протест, старообрядцы стали сами устраивать массовые самосожжения, стремясь приблизить свою смерть, очистившись огнем. Много старообрядцев осело на чугуноплавильных и железоделательных заводах Демидовых. Постоянные преследования сплотили их. Будучи ревнителями высокой духовной культуры и нравственности, старообрядцы не употребляли спиртных напитков и не курили. Главным в их жизни были моления и труд. Это делало их хорошими работниками.

К середине XVIII века правительство прекратило преследования старообрядцев. Им стали поручаться руководящие должности на заводах, среди них появились зажиточные и даже богатые люди. Но в общинах неукоснительно соблюдались принципы духовного братства.

В нашей местности центром старообрядчества был Невьянск. Для примирения старообрядцев с никониан-цами начинают строиться так называемые "единоверческие" церкви, где многие церковные обряды упрощаются. Однако достигнуть цели и примирить непримиримых оказалось не суждено. Пользуясь относительной свободой вероисповедания, старообрядцы строят свои часовни, где молятся по рукописным книгам старого образца. Общение с никонианцами, называемыми не иначе, как "ироды", всячески осуждается, особенно в быту. Например, опоганенную посуду – ту, из которой пил или ел в кержацком доме никонианец, настоящий кержак должен был немедленно выбросить из дома вон.

С этим довелось столкнуться и мне лично. Дело в том, что мой дядя по материнской линии, сам никонианец, женат был на непримиримой кержачке, звали которую тетя Липа. Каждый из них имел свою посуду, и перепутать ее было нельзя, хотя спали супруги, разумеется, вместе. Детей им, как говорится, Бог не дал. А мы с сестренкой, будучи ребятишками, бывало, приезжали к ним в гости. Раз как-то, набегавшись, напились мы с ней воды из ковша тетки Липы. "Собачата!" – воскликнула она в гневе. И выбросила ковш на помойку.

Взорванная святыня

Важными событиями старообрядческих общин Среднего Урала были массовые моления на могилах старообрядческих старцев-подвижников – подвижника Максима и инока Григория, умерших еще в XVIII веке и похороненных в районе Карпуших, где был тогда дремучий лес. Там же был похоронен и схимник Гермон. Особняком находилась могила инока Павла, убиенного в начале XIX столетия. Моления на их могилах проходили традиционно в период 25 – 29 июня.

Местность эта получила название Веселые Горы. Горы Старик-Камень, Шайтан, Голая, Дикая и Оборотная представляют собой водораздельную часть Уральского хребта и действительно очень красивы. Могила отца Павла находится на восточном склоне Веселых гор. Именно этой могиле старообрядцы уделяли особое внимание: здесь, где некогда молился и был убит – как считалось, за веру – старец Павел, иногда собиралось до пяти тысяч паломников.

Был ли на самом деле за веру убит отец Павел? В действительности причина могла быть иной. Жил он в ските (около золотоносной речки Шайтанки, что берет начало на Старике-Камне). Ходили слухи, что Павел, прикрываясь монашеским веретьем, занимается и старательством. Говорили, что лихие люди угрожали ему убийством, требуя отдать "намытое" и показать богатые золотом места... Потом его нашли мертвым, с отрезанной головой.

У могилы Павла был сооружен большой навес от дождя, и моления проходили в любую погоду.

Во время молений на могиле Павла часто наблюдалось такое явление, как кликушество. Женщины, чаще всего молодые, впадая в религиозный экстаз, утрачивали вдруг над собой всякий контроль. Они буйствовали и выкрикивали бессвязные слова. Иногда эти психозы становились массовыми, и тогда кликушествовало несколько десятков человек одновременно. К ним применяли физическую силу, заставляя стоять на коленях и удерживая в таком положении. Лечение состояло в том, что над их головами проносили лики святых, читая при этом молитвы. "Забравшийся в души" этих людей "бес" покидал их, и больные кликушеством "излечивались".

Интересно отметить, что старообрядцы молятся на могилах не только ради спасения своей души, но и за спасение душ тех, на чьих могилах совершается моление. Дело в том, что никто из похороненных здесь старцев не канонизирован, а следовательно, святым не является.

Даже в годы советской власти старообрядцы притеснялись более, чем другие верующие. Уже в послевоенное время, работая в Кировградском отделе милиции, я был свидетелем того как назначались наряды милиции с целью препятствовать паломникам добираться к могиле о.Павла, куда съезжались старообрядцы со всех уголков страны. Их были сотни и сотни.

Зачем нужно было препятствовать их продвижению к месту молений? Мотивировалось это тем, что паломники, скупая – по пути – продукты питания, оставляли шахтерам в Карпушихе пустые магазинные полки. Кроме того, они будто бы вытаптывают покосы и причиняют прочие беспокойства. Конечно, милицейские меры результатов не давали, так как паломники добирались к могиле старца-подвижника буквально любой ценой.

Наконец, чтобы прекратить паломничество, Кировградским горкомом КПСС было принято решение взорвать могилу старца Павла. Решили – и осуществили. Взрывом уничтожили мраморную плиту и крест. При этом от осколка плиты пострадал один из взрывников. Однако верующие старообрядцы тут же восстановили могилу, поставив крест из дерева, а также столик, на который можно положить свои церковные книги для чтения молитв. Но не суждено уже было покоиться праху старца в тихом дремучем месте: при строительстве ЛЭП-500 могила оказалась прямо под проводами высоковольтной линии, соединяющей Нижний Тагил с областным центром...

Я стою у могилы отца Павла, у святыни, где проходили столь массовые моления старообрядцев. Сейчас здесь никого нет. Исчезли даже окружавшие могилу могучие кедры. Монотонно гудят провода, символизируя наступление нового времени. И сами собой приходят в голову слова, сказанные Генрихом Гейне: "Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает. Под каждым могильным камнем погребена целая всемирная история..."

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама