В тридцатиградусную московскую жару самым востребованным предметом на улице Радио оказались резиновые сапоги
В пятницу, придя на работу после беды, они были готовы ко многому. Они захватили перчатки, халаты, даже респираторы... Но кто знал, что на место пожара нужно брать резиновые сапоги? В здании научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, зиявшем черными провалами разбитых окон на втором этаже, стояла пена. И полпятницы ее смывали водой из пожарных шлангов. Милиционер, стоявший у входа, заворачивал тех сотрудников, кто надеялся войти, обмотав ноги полиэтиленовыми пакетами. "Вы что? Там же вода по щиколотку. Это щелочной раствор. Ожоги хотите получить? И стекло битое. Только в сапогах!" Кто-то начинал звонить домой с просьбой найти сапоги "да обыкновенные, резиновые". Кто-то просил дефицитную обувку у вышедших коллег "Поносил сам, передай товарищу". Кто-то мчался в ближайший магазин "Рыболов", который, по-видимому, за пятницу продал весь свой запас.
Внутри действительно стояла вода. Она почему-то еще и лилась с потолков. Точнее, капала. Потолки, впрочем, мало напоминали потолки. С них свисали провода, лампы, остатки панелей. Коридоры, впрочем, остались. Но без дверей. В полузатопленных пространствах мастерских, где свет шел только из разбитых окон, уже работали реставраторы, решая, какие работы нужно вытаскивать в первую очередь. На предложение о помощи смотрели оценивающе и настороженно. "У нас крупные вещи, вы не сможете помочь", отвечали деликатно, не высказывая вслух подозрений.
А внизу во дворик, куда уже вытащили столы, начали выносить спасенные вещи. Первыми вынесли двух пророков XV-XVI. Они, кажется, вообще не пострадали. Их поставили аккуратно, в тенек, на деревянную подставочку. Подставочка, как и столы, как и картон, который разостлали на земле, возникла как-то быстро. Спустя какое-то время девушка вынесла из подъезда икону. Она несла ее на вытянутых руках, положила на стол и заплакала. Большая часть изображения почернела. Вокруг иконы захлопотали. То, что мне казалось безнадежным случаем, в глазах профи, похоже, так отнюдь не выглядело.
Вообще все происходящее вокруг быстро стало напоминать полевой госпиталь. Я вдруг поняла, что профессии "реставратор" и "реаниматор" имеют много общего. Особенно когда увидела, как Надежда Сергеевна Кошкина, которая долгие годы работала в центре Грабаря, а теперь в ГМИИ им. А.С. Пушкина, прежде чем войти в сгоревшее здание, надевает не только сапоги, но и белоснежный халат. Этот белый халат, выглядевший вроде бы предельно неуместным, сразу все поставил на место. Работа реставраторов спасать. Здесь мало говорили. Но откуда-то брались чистые листы белой бумаги, которыми промокали лик Корсунской Богоматери в серебряном окладе. Откуда-то появлялась полоска, позволявшая проверить щелочную среду. Кто-то мгновенно начинал вести опись вещей. Кто-то становился рядом, чтобы охранять.
Директору центра Алексею Петровичу Владимирову в тот момент было точно не до интервью, но он все же согласился сказать о потерях, которые уже очевидны.
Алексей Владимиров: Третий этаж сгорел полностью. Там был зал для конференций. Там практически ничего не хранили. Исключение пятиметровый портрет Александра I на коне из галереи 1812 года.
На втором этаже, который был залит, пострадали вещи, которые лежали на столах реставраторов. Очень повреждены иконы Святого Стефана Пермского с житием из музея Сыктывкара. Они уже были отреставрированы. Но реставраторы надеются, что они сделают все, что возможно, чтобы восстановить изображение.
Российская газета: Вы можете примерно сказать количество пострадавших вещей?
Владимиров: У нас в наличии было 1300 вещей начиная от мелких монет кончая большими иконами. Называть точные цифры потерь сегодня просто невозможно. Мы даже не все еще вынесли. По самым приблизительным оценкам повреждено максимально процентов 10 вещей.
РГ: Из скольких музеев были вещи?
Владимиров: Из 50 музеев. Мы очень волновались за новгородскую икону Корсунской Божией Матери и за псковскую плащаницу XVI века. Они сохранились. Залиты водой, но они поддаются реставрации.
РГ: Вещи из Третьяковской галереи у вас были?
Владимиров: Нет, из Третьяковки не было ничего.
РГ: Что удалось сохранить точно, уже понятно?
Владимиров: Фондохранилище, наш бетонный "бункер", сохранило все, что было там. Фотоархив, рентгенотеку... Каждый отдел там фонд хранения сделанных вещей.
РГ: Все спрашивают, как получилось, что вещи не были застрахованы?
Владимиров: Cтрахуются вещи, которые вывозятся за границу. Мы ведомственное министерское учреждение. Музеи привозили к нам вещи. Мы их принимали по акту на ответственное хранение. У нас круглосуточное дежурство. Три барьера защиты. Страховка предполагает совсем другой бюджет и другое финансирование.
РГ: Куда сейчас вывозят вещи?
Владимиров: В основном в "РОСИЗО", на бывший комбинат Вучетича, в главное хранилище министерства культуры. Нам несколько этажей освободили.
Источник: Российская газета