Споры вокруг "Запретного искусства" не закончатся с приговором суда
"Почему это вокруг них такой ажиотаж? Ну, нарисовали... недоумевает сотрудник охраны Таганского суда, пытаясь сдержать толпу журналистов, штурмующих вход в здание. Там ведь даже встать негде". Некоторым из корреспондентов, кто все же проник в зал заседания, хватило места лишь в клетке, в которой обычно находятся обвиняемые-рецидивисты. Через ее решетку лица подсудимых, сидящих поодаль, были едва видны.
После трехчасового оглашения приговора стало ясно, что долгий процесс по делу организаторов выставки "Запретное искусство-2006" закончился признанием их вины в возбуждении ненависти и вражды по религиозным признакам и наказанием в виде штрафа. В 2007 году члены православного общественного движения "Народный собор" подали заявление в прокуратуру против Андрея Ерофеева, бывшего тогда руководителем отдела новейших течений Третьяковской галереи, и Юрия Самодурова, возглавлявшего Музей и общественный центр имени Сахарова. На выставке, прошедшей в Сахаровском музее в марте 2007 года, были представлены картины, не допущенные к показу в галереях в предыдущем году. Среди них Микки-Маус в образе Христа, Богородица из черной икры, Иисус в рекламе "Макдоналдса".
Во дворе Таганского суда недавних подсудимых встречали криками протеста: "Позор богохульникам! Позор продавцам земли Русской!" Члены православных движений и рядовые прихожане были явно разочарованы решением суда. "Этих 200 тысяч им хватит два раза в ресторан сходить", негодовал Леонид Симонович-Никшич, глава Союза православных хоругвеносцев. На его футболке видна надпись "Православие или смерть", та самая, которую сейчас рассматривает на предмет экстремизма Люблинский народный суд.
Обвинительный приговор означает, что организаторами выставки руководил "преступный умысел" вызвать ненависть и вражду. Ерофеев и Самодуров в ходе процесса своей вины в "циничных издевательствах" над верующими не признали. По их мнению, выставленные картины отражали систему ценностей современного общества потребления, где материальное становится выше духовного. "Такое совмещение (образов из масс-культуры и православной традиции. "НГР"), конечно, может казаться кощунственным и оскорбительным для религиозного сознания, сообщили они на пресс-конференции незадолго до суда. Однако язык современного искусства ориентирован именно на соединение в одном пространстве разных образов, часто несовместимых друг с другом". Юрий Самодуров заявляет, что "никогда не был борцом с религией". Тем не менее он не раз повторял свои опасения в связи с растущей клерикализацией общества и говорил, что для него эта выставка затрагивает не только вопросы искусства, как для Ерофеева, но и является вызовом Русской Православной Церкви и тем, кто стремится превратить Россию в "православную Саудовскую Аравию". Об этом Самодуров говорил и на митинге 9 июля у памятника Грибоедову на Чистопрудном бульваре в Москве. Организованная при участии движения "Солидарность", сама эта акция поддержки подсудимых стала своего рода образным художественным перформансом.
С одной стороны, решение суда выглядит сбалансированным. Приговор к заключению на три года, как того требовало обвинение, неминуемо вызвал бы еще более серьезные претензии со стороны многих общественных деятелей и правозащитников. По их мнению, уже сам обвиненительный Самодурову и Ерофееву становится тревожным прецедентом, "возвращает общество к средневековью", открывая дорогу полноценной цензуре. Однако оправдание организаторов выставки, напротив, было бы расценено многими как неспособность государства защищать права верующих.
В итоге получилось, что ни одна из сторон не осталась довольна исходом процесса. Ерофеев и Самодуров убеждены в политической сфабрикованности дела и уже обжаловали решение суда. Немало претензий со стороны защиты звучало и в адрес процесса судопроизводства, способов сбора доказательств и качества экспертиз.
Некоторые оппоненты бывших подсудимых призывают уничтожить экспонаты выставки, а самих организаторов из страны выслать. Вообще за время процесса противники выставки, рьяно обличая художников, невольно создали ей такую рекламу, на которую "Запретное искусство" в свое время не могло и рассчитывать. В 2007 году за три недели экспозицию увидели всего около 700 человек, из которых затем только единицы стали свидетелями в ходе процесса. Теперь же репродукции 24 "запретных" картин мгновенно расходятся по Интернету и, по логике обвинителей, обрекают на обозначенные в приговоре "психотравматическое воздействие" и "нравственные страдания" тысячи людей.
Источник: НГ-Религии