Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры государст-венного образовательного учреждения высшего профессионального образо-вания "Новгородский государственный университет имени Ярослава Муд-рого".
Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент
Васильев Михаил Иванович.
Официальные оппоненты: доктор исторических наук
Мусин Александр Евгеньевич;
кандидат философских наук, доцент
Ильин Игорь Серафимович.
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств.
Защита состоится ______________ 2007 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.168.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Новгородском государственном универси-тете им. Ярослава Мудрого по адресу: 173014, Великий Новгород, Антоно-во, Гуманитарный институт, ауд. 313.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
Автореферат разослан "___" __________ 2007 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат философских наук,
доцент Маленко Сергей Анатольевич
I Общая характеристика диссертации
Актуальность темы исследования
Основа отличий одной культуры от другой лежит в сфере ментальных установок ее представителей и определяется сложившейся картиной воспри-ятия окружающего пространства и его наполнения, которая фиксирует место самого человека в этом окружении, характеризует цели и смыслы его сущест-вования, регламентирует его поведение. Каждая историческая эпоха, каждая субкультура порождает свое видение мира, что ведет к многообразию миро-воззрений и культур.
Причиной непонимания, а вследствие этого разобщенности в обществе может быть не только расовая или этническая, но и конфессиональная при-надлежность его членов. Россия является не только многонациональным го-сударством, но и страной, где проживают представители многих религиозных объединений. Противостояние некоторых из них продолжается на протяже-нии уже нескольких столетий. Ярким примером этого служит история старо-обрядчества.
Старообрядчество – это одно из явлений русской культуры, привлекаю-щих к себе всеобщее внимание и до конца сегодня не изученных. С одной стороны, старообрядчество является наиболее традиционным, консерватив-ным течением православия, а потому дает нам возможность соприкоснуться с некоторыми чертами русской культуры допетровского времени. С другой, исследователи открывают в нем "особую подвижность, особую интуицию" на новшества, необходимость появления которых вызвана, в том числе, осо-бенностью восприятия ими окружающей действительности.
Внимание исследователей старообрядчества традиционно сосредоточено в основном на изучении наиболее известных идеологических центров старо-верия, таких как Керженец, Ветка, Стародубье, общины Рогожского и Преоб-раженского кладбищ Москвы, Выго-Лексинское общежительство, Невель-ская община и т.д. В тоже время многие региональные городские и сельские старообрядческие сообщества остаются малоизученными. Особый интерес привлекают старообрядцы-беспоповцы, у которых отсутствует централизо-ванное управление. В результате этого в их мировоззрении и бытовой куль-туре сохраняются старые и возникают новые локальные особенности, связан-ные с принципами вероучения основателей и руководителей той или иной старообрядческой общины. Одним из таких региональных центров старооб-рядцев-беспоповцев является территория Новгородской области, ставшая ро-диной так называемого "федосеевского согласия". Необходимость обраще-ния к изучению этого явления именно сегодня, вызвана еще и тем обстоя-тельством, что староверие, как особое культурное явление, постепенно утра-чивается, поскольку уходят из жизни исконные носители этой культуры, ко-торые познакомились с ней непосредственно от своих отцов и дедов.
Степень научной разработанности темы
Для всестороннего исследования мировоззрения новгородского старооб-рядчества необходимо рассмотрение целого комплекса научных исследова-ний, посвященных философско-культурологическому анализу понятия "ми-ровоззрение" и смежных с ним терминов; философских основ религиозного мировоззрения в целом и мировосприятия рассматриваемой социальной общности, в частности, исследований по истории раскола русской церкви, а также специальных трудов исторической и этнографической направленности, изучающих старообрядчество, в том числе и новгородское.
Проблема раскрытия сущности такого феномена как "мировоззрение" на протяжении нескольких столетий занимает умы как зарубежных, так и отече-ственных исследователей. Первоначально исследование этого феномена ог-раничивалось интересом к отдельным аспектам мировоззрения или выделе-нием и рассмотрением различных его видов (И.Кант, М.Шелер, Г.Гегель, В.Дильтей, Ф.Шеллинг и др.). Так, Г.Гегель в "Феноменологии духа" и "Лек-циях по эстетике" говорит о "теоретическом миросозерцании", "моральном мировоззрении", "религиозном миросозерцании". В.Дильтей выделил рели-гиозное, поэтическое, метафизическое мировоззрение и дал классификацию мировоззрений по трем основным типам личности.
Мировоззрение как явление духовной жизни общества, его положение в структуре общественного сознания активно рассматривается наукой XX века. А.Швейцер отмечает необходимость создания культуротворческого мировоз-зрения. Взглянуть на мировоззрение как на целостное явление, определить его сущность, выявить структуру и основные функции попытались в рамках своих исследовательских работ Р.А.Арцишевский, Ю.Н.Назаров, В.Н.Сагатовский, А.С.Богомолов, Т.И.Ойзерман, Г.Н.Федоренко и др. Неко-торые исследователи (С.С.Гусев, Б.Я.Пукшанский и др.) особое внимание уделяют рассмотрению феномена обыденного мировоззрения.
В настоящее время ученых, интересующихся современным положением сознания российского общества и перспективами его развития, прежде всего, волнует проблема изучения этого феномена как фактора деятельной сущно-сти человека (Л.А.Курбатова, В.С.Хазиев и Е.В.Хазиева), как необходимого источника регулирования человеческой активности.
Религиозное мировоззрение в его христианской трактовке как особый способ восприятия действительности рассмотрено в работах В.В.Зеньковского, Р.Г.Майорова, В.В.Соколова, М.Н.Громова, Н.С.Козлова. Основные установки собственно старообрядческого мировоззрения раскрыты в трудах В.П.Рябушинского и С.А.Зеньковского, выявить причины их появления, пред-приняв систематическое философско-религиоведческое исследование старо-обрядческой доктрины, впервые попытался М.О.Шахов в своей книге "Старо-обрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и социальная позиция".
Общее представление о сущности раскола, породивших его причинах, структуре старообрядчества мы находим в трудах представителей официаль-ной православной церкви (ректора Петербургской Духовной Академии Ма-кария (Булгакова), протоиерея А.Иоаннова (А.И.Журавлева), Ф.В.Ливанова). Несмотря на то, что их исследования носят антистарообрядческий характер, они содержат обширный фактический материал, позволяющий рассмотреть начальную историю староверия. Проявления раскола, влияние его на общест-венную жизнь стали темой исследований, проведенных представителями до-революционной исторической науки (А.П.Щапов, С.М.Соловьев, Н.И.Костомаров). Староверие второй половины XIX начала XX века вызы-вало интерес у таких публицистов как А.С.Пругавин, В.Сенатов, В.И.Ясевич-Бородаевская.
Проблема порождения раскола рассматривается и в некоторых общих работах по истории церкви (Н.М.Никольский). Советские исследователи В.Ф.Миловидов и А.Катунский анализируют староверие с точки зрения атеи-стической пропаганды, а также характеризуют положение старообрядчества в России в XX веке. Первый период существования раскола, в том числе и нов-городского, описан В.С.Румянцевой в работе "Русское антицерковное движе-ние в России в 17 веке". Анализу взаимоотношений старообрядцев с государ-ственными институтами посвятила свою монографию "Старообрядчество и власть" О.П.Ершова.
Значительное увеличение исследовательского интереса к проблеме ста-роверия отмечается в конце XX века. Так в Москве и Сибири существуют группы ученых, которыми проводятся изыскания исторической, культуроло-гической, лингвистической, искусствоведческой, этнографической направ-ленности. По результатам их деятельности проходят научно-практические конференции, публикуются сборники "Мир старообрядчества. История и со-временность" (1995-1999) и "Старообрядчество: история, культура, совре-менность" (1993-2002).
Особое внимание уделяется исследованию Выго-Лексинского общежи-тельства (Е.М.Юхименко, В.Г.Платонов, М.И.Бацер, Н.С.Гурьянова, Н.В.Понырко и другие), которое являлось не только оплотом поморского со-гласия беспоповцев, но и одним из ведущих центров староверия в России.
Несмотря на возросший сегодня интерес к старообрядцам, до сих пор превалируют работы, выполненные в рамках узкоспециальных дисциплин. Достаточно редко встречаются исследования монографического плана, со-единяющие в себе мировоззренческий и бытовой срезы старообрядческой культуры. Примером подобных исследований являются труды профессора петербургской Духовной Академии И.Ф.Нильского "Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, об-щественной и домашней" (1863 г.) и "Семейная жизнь в русском расколе" (1869 г.).
Указанные особенности в полной мере характерны и для исследований по Новгородской губернии. Работа О.М.Фишман "Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы" (2003 г.) содержит богатый фактический материал по локальной этнической группе карел-старообрядцев, переселившихся в новго-родские земли после 1617 года, а также затрагивает вопросы, связанные с бы-тованием в Новгородской губернии старообрядцев-федосеевцев.
Отдельные аспекты бытования и современного положение старообрядче-ства в Новгородской области рассматриваются в немногочисленных публика-циях современных авторов. С.Фенченко акцентирует свое внимание на поло-жении старообрядчества на новгородских землях во второй половине XVII ве-ка: описывает "сыск" 1682-1684 годов, говорит о судьбе новгородских пропо-ведников и сторонников старой веры, описывает выделение в среде беспопов-цев федосеевцев и филипповцев. В.В.Шамарин дает характеристику распро-странения староверия в Новгородской области в советский период, делает ак-цент на рассмотрении истории старообрядческих общин г. Старая Русса, д. Дубки и д. Нароново Маловишерского района. М.К.Бурьяк характеризует ис-торию старообрядческих деревень Гуськи и Эваново Пестовского района, опи-сывая практику проведения общественных богомолений, традиции колядова-ния, прославления Христа, обычаи празднования Масленицы и Пасхи.
А.В.Панкратов дает характеристику источников, позволяющих провести изучение старообрядчества "исторической Новгородской епархии". В своих статьях он описывает отношение новгородцев к церковной реформе 1652-1667 годов, выделяет факторы, повлиявшие на судьбу новгородского старо-верия, определяет роль Новгорода в судьбе митрополита Никона, характери-зует митрополита Макария как охранителя "древлего благочестия", в целом подчеркивает особое значение старообрядчества "исторической Новгород-ской епархии" в истории России, и необходимость изучения региональных центров новгородского староверия.
Как показывают представленные материалы, нами предпринимается первое специальное философско-культурологическое исследование мировоз-зренческих основ традиционной культуры новгородского беспоповского ста-роверия второй половины XIX – начала XX веков.
Объектом исследования становится религиозное мировоззрение как ка-тегория, определяющая традиционную культуру социума.
Предметом нашего исследования является мировоззрение новгородских старообрядцев-беспоповцев как специфической социальной группы, находя-щее выражение в традиционной культуре.
Цель исследования состоит в раскрытии определяющего воздействия мировоззренческих установок старообрядцев-беспоповцев на их традицион-ную культуру.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
• выявить характер воздействия мировоззренческих установок на пове-дение человека и его бытовую культуру;
• проследить константные идеи мировоззрения старообрядцев-беспоповцев как особой конфессиональной общности;
• определить основные ценности, влияющие на поведение и поступки старовера;
• осуществить культурологический анализ образа жизни старообрядцев-беспоповцев в контексте мировоззренческих принципов на примере отношения к богу, церковной обрядности;
• выявить способы бытования в их среде таких важных элементов хри-стианской жизни как крещение, именины, исповедь, свадьба, похоро-ны;
• определить мировоззренческие представления, повлиявшие на форми-рование отношения староверов к таким институтам как государство и официальная церковь и проследить историю становления взаимоотно-шений этих институтов со староверием;
• выявить взаимоотношения категорий "свой-чужой", "старовер-инославный" в рамках повседневного общения старовера;
• раскрыть мировоззренческие представления, определяющие ритм жиз-ни старовера, на примере категорий "работа", "досуг", "праздник";
• выявить религиозные основания в использовании костюма у предста-вителей этой социальной группы;
• рассмотреть влияние мировоззренческих представлений новгородских старообрядцев-беспоповцев на культуру питания.
Источниковую базу исследования составляют, прежде всего, полевые материалы, собранные в ходе этнокультурологических экспедиций Новго-родского государственного университета имени Ярослава Мудрого и коман-дировок автора 2001-2004 годов в г. Старую Руссу, п. Крестцы, Крестецкий и Поддорский районы Новгородской области . Некоторые этнографические ма-териалы о жизни староверов в конце XX века собраны сотрудниками Новго-родского государственного объединенного музея-заповедника и хранятся в его научном архиве.
В исследовании также используются статистические данные о новго-родских старообрядцах, данные уголовных дел и указы, касающиеся борьбы со староверием, находящиеся среди материалов Государственного историче-ского архива Новгородской области и его фондов: Новгородской Духовной Консистории (Ф. 480), Канцелярии Новгородского губернатора (Ф. 138), Уполномоченного по делам религий по Новгородской области (Р. 4110) и других. Различные сведения о повседневной жизни староверов на новгород-ских землях во второй половине XIX века опубликованы на страницах газет "Голос", "Новгородские губернские ведомости"; журналов "Новгородские Епархиальные ведомости"; "Братское слово"; "Церковный вестник"; "Руко-водство для сельских пастырей" и др.
Методологическую основу исследования составляют теоретические исследования сущности и специфики феномена мировоззрения, а также исто-рико-культурологические и этнографические исследования, раскрывающие специфику существования феномена старообрядческого мировоззрения. В связи с этим были применены следующие методы:
• феноменологический, позволяющий выявить бытование изучаемого яв-ления в собственной традиции и адекватного этой традиции восприятия объекта исследования;
• историко-сравнительный, применение которого дает возможность рет-роспективного рассмотрения изучаемого объекта;
• структурно-функциональный, позволяющий выделять и рассматривать отдельные элементы культуры и раскрывать их взаимодействие в рам-ках единой системы культуры.
Комплексное использование данных методов позволило выработать це-лостный философско-культурологический подход, раскрывающий влияние мировоззренческих установок на бытовые особенности старообрядцев-беспоповцев.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту
В настоящей работе рассмотрено определяющее воздействие мировоз-зренческих принципов на формирование традиционной культуры новгород-ских старообрядцев-беспоповцев, основанных на представлении о себе как о последних "истинных хранителях веры" в следствие отступления официаль-ной русской церкви от православного вероучения. В рамках работы:
• рассмотрено религиозное мировоззрение как структура, определяющая систему восприятия окружающего социального и природного мира и оказывающая влияние на поведение человека во всех сферах обыден-ной жизни, доминантным основанием которой является принцип слу-жения трансцендентному началу – божеству, установленному им по-рядку, зафиксированному в религиозных догматах и заповедях;
• определены формы религиозного служения в реалиях наступления "по-следнего времени" через практику индивидуального общения с богом и проведения общественных богослужений лицами, не имеющими духов-ного звания;
• проанализированы формы существования у новгородских старообряд-цев беспоповцев церковных таинств в условиях отступления право-славной церковью от истинной веры и определены альтернативные способы получения божьей благодати в сложившихся условиях, сво-дящиеся к поиску каждым старообрядцем пути спасения через строгое выполнение христианских этических норм и поддержание духовной и телесной чистоты;
• обозначена созданная новгородскими беспоповцами форма общения с окружающим миром, в том числе с государством, официальной церко-вью и обществом, возникшая как результат отождествления нестаро-обрядческого мира с миром еретическим;
• рассмотрено значение труда, как необходимого элемента существова-ния беспоповцев определенное осознанием безнравственности, а в сло-жившихся условиях и невозможности для старовера, жизни за счет чу-жого труда и подкрепленное представлением о значимости его резуль-татов для спасения веры;
• выявлено особое значение в жизни старовера воскресных и празднич-ных дней как способа ритуального воспроизводства времени, предна-значенного для общения с богом, духовного роста и коммуникации внутри конфессиональной общности;
• определено значение одежды в традиционной культуре данной кон-фессиональной группы, в связи с доминированием в их жизненной практике религиозного начала, как признака приверженности истин-ной вере.
• выявлено значение мировоззренческих установок на строгое соблюде-ние постов, употребление пищи со своей специальной посуды, отказ от новшеств в отношении пищи у новгородских старообрядцев-беспоповцев как практическое осуществление религиозно-догматического понятия "чистоты".
Научно-практическая значимость исследования
Выдвигаемые в диссертации методологические и теоретические положе-ния и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем развития как религиозного мировоззрения, так и мировоззрения старообряд-цев-беспоповцев, выяснения сущности и механизма действия мировоззренче-ских оснований на традиционную культуру.
Положения, выводы и материалы диссертации способствуют расшире-нию и углублению знаний о причинах и последствиях религиозного раскола, и о старообрядчестве как особой конфессиональной общности. Кроме того, могут послужить основой для проведения дальнейшего всестороннего иссле-дования такого явления как новгородское старообрядчество.
Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при разработке методических пособий и программ, подготовке лекционных курсов, семинарских и практических занятий, факультативов культуроведческого, религиоведческого, исторического или краеведческого характера.
Апробация работы
Основные положения диссертации изложены в публикациях и прочита-ны в виде докладов на конференциях: "Прошлое Новгорода и Новгородской земли" (ГИ НовГУ, 11-13 ноября 2002); IX научной конференции преподава-телей, аспирантов и студентов НовГУ (15-19 апреля 2002); "Прошлое Новго-рода и Новгородской земли" (ГИ НовГУ, 18-20 ноября 2003); XI научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (5-10 апреля 2004); XII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (4-9 апреля 2005); "Прошлое Новгорода и Новгородской земли" (ГИ НовГУ, 15-17 ноября 2005); "Первой научно-практической конференции мо-лодых ученых Гуманитарного института НовГУ" (3 марта 2006); XIII науч-ной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (3-8 апреля 2006); Международной научно-практической конференции "Новгородика. К 100-летию Д.С. Лихачева" (В. Новгород, 2006).
Проект диссертационного исследования был отмечен дипломом победи-теля "Конкурса грантов Санкт-Петербурга для студентов, аспирантов и мо-лодых специалистов 2003 года" (АСП № 303064, Санкт-Петербург 2003 год).
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории куль-туры философского факультета ГИ Новгородского государственного универ-ситета им. Ярослава Мудрого и была рекомендована к защите.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и биб-лиографического списка, приложения, общим объемом 177 страниц [7,6 п.л.].
II Основное содержание диссертации
Во Введении обосновывается актуальность темы, характеризуется сте-пень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследо-вания, ставятся цель и задачи, описывается источниковая база, обозначаются методы исследования, формулируется научная новизна, выявляется теорети-ческая и практическая значимость работы, указывается ее апробация и изла-гается структура работы.
Первая глава "Мировоззрение как категория культуры" посвящена анализу феномена мировоззрение как основания, определяющего во многом специфику культуры.
В первом параграфе "Mировоззрение как способ организации бытия" определяется смысловое содержание понятия "мировоззрение", выделяются его структурные элементы и функции, описываются основные виды мировоз-зрений.
В связи с этим разграничиваются такие понятия как "ментальность", "картина мира", "миропонимание", "мировоззрение", используемые пред-ставителями различных наук для определения духовной составляющей жиз-недеятельности человека.
В нашей работе термин "миропонимание" мы будем использовать для обозначения понятийно-интеллектуального уровня мировоззрения. Понятие "картина мира" предполагает, прежде всего, знания о происхождении, строе-нии, функционировании социального и природного мира, которые являются также составной частью мировоззрения, однако для мировоззрения характер-на ещё более высокая интеграция знаний, чем в картине мира. Кроме того, "картина мира" не содержит оценочной составляющей, которая и является движущим элементом человеческой активности.
Термин "ментальность", введенный в научный оборот французской шко-лой Анналов, во всем богатстве его смысловых оттенков становится рабочим понятием современных отечественных историко-социальных исследований, в которых авторы через рассмотрение стереотипов поведения, изучение интел-лектуальных механизмов, чувств, моделей поступков, пытаются вывести на арену истории то "безмолствующее большинство", которое и творит историю. Пытаясь несколько определить расплывчатость этого понятия, некоторые ис-следователи сосредоточили свое внимание на выявлении возможности суще-ствования в индивидах коллективных феноменов. Ответ на этот вопрос явля-ется значимым для понимания функционирования общественного организма.
Выбор концепта "мировоззрение" позволяет, на наш взгляд, наиболее полно раскрыть особенности формирования и структурирования бытовой культуры различных социальных групп, в том числе и новгородских старооб-рядцев-беспоповцев. Именно эта категория, формирующая у человека знания о мире и обществе, определяющая его отношение к миру, в конечном итоге по-зволяет человеку определить свое место в нем. Как указывает В.Н.Сагатовский, "системообразующим началом мировоззрения, выступает основной вопрос мировоззрения о месте человека в мире (статический ас-пект) и об отношениях между человеком и миром (динамический аспект), о смысле человеческой жизни (аксиологический аспект)" . Ответив на эти во-просы, человек получает возможность найти свое место, обрести смысл и цель жизни, то есть осуществить, по мнению Г.Н.Федоренко, "одну из фундамен-тальных духовных потребностей человека" . Всякое мировоззрение находит свое выражение в социальной деятельности и повседневном поведении от-дельных субъектов исторического процесса, поскольку служит универсальным регулятором жизнедеятельности социального объекта, а его принципы непо-средственно определяют ту или иную модель поведения. Рассмотрение тради-ционно-бытовой культуры дает нам возможность проследить на практике реа-лизацию таких, составляющих специфику мировоззрения конкретной социо-культурной общности компонентов, как знания о мире, ценности и идеалы.
Во втором параграфе "Особенности мировоззрения культуры старо-обрядцев" выявляются структурные элементы старообрядческого мировоз-зрения, его основные ценности и установки, определяются причины их появ-ления.
Между представителями официальной православной церкви и старове-рами существует одно очень важное отличие, вызванное преобладающим ти-пом мышления. Определяя себя последователями Православно-Кафолической (Вселенской) Церкви, староверы восприняли с православного Востока не только основы веры, ее обрядовую составляющую, но и, по мне-нию М.О.Шахова, образ мышления богословов патристического периода, ко-торый в основном был обусловлен влиянием философии платоновского типа. В основе этой философии лежит установка на созерцание, стремление про-никнуть в сущность идеи; на восприятие объектов окружающего мира в их целостности. Богословы периода патристики, в отличие от схоластики, стре-мились подчеркнуть единство, гармонию церковного бытия, взаимосвязан-ность и взаимообусловленность всех его составляющих.
Идея единства и взаимосвязи элементов заложена уже в христианской трактовке окружающего человека мира. Апостол Павел писал, что бог явил людям знание о себе, не только в словах откровения, но и во множестве иных, не словесных материальных формах. Подобное мировосприятие приводит к тому, что для старовера одинаковое значение имеют как материальная, веще-ственная, так и духовная составляющая этого мира. Идеальная сущность ве-ры находит выражение в материальных формах священнодействий и других форм религиозной жизни, в то время как материальные формы воспринима-ются как символическое воплощение мистического и вероучительного со-держания священнодействий. Взаимозависимость и взаимообусловленность материального и идеального, определяет невозможность искажения одного без искажения другого, а также подчеркивает значимость для верующего всех сторон религиозной практики.
Человек, с точки зрения христианства, объединяет в себе телесное и ду-ховное начала, и эта двойственность человеческого существа также подразу-мевает двойственность его отношений к богу. Подобное мировосприятие оп-ределяет необходимость двоякого (внутреннего и внешнего) богопочитания, поскольку именно эта гармония позволяет человеку строить свои взаимоот-ношения с богом.
Западная схоластическая мысль, воспринятая после никоновской рефор-мы и русской православной церковью, использовала философию логических форм, в которой основным являлся аналитический метод, стремящийся раз-делить в существовании церкви главное от второстепенного. Согласно этой концепции, обрядовые изменения малозначительны и никак не влияют на существо веры.
Именно иной взгляд на мир, а не косность, невежество и личностное не-приятие всего нового, как утверждали представители официальной церкви, определил отношение старовера к преобразованиям, предпринятым патриар-хом Никоном. С точки зрения старовера, духовная иерархия, приняв реформы патриарха Никона, исказила формы богопочитания, что, в свою очередь, при-вело к разрыву связи со сверхъестественным. В результате этой деятельности церковь утратила божественную благодать, что возможно только на конеч-ном этапе мировой истории, при воцарении Антихриста, то есть при наступ-лении "последних времен". Признаки наступления "последнего времени" староверы находили и находят в окружающей их реальности и до настоящего времени. Затянувшееся ожидание второго пришествия вызвало необходи-мость создания в старообрядческой, прежде всего беспоповской, среде тео-рии "духовного Антихриста".
Условия "последнего времени", определили для последних истинных носителей веры, каковыми староверы себя полагают, особую установку на сохранение в их среде религиозных ценностей, что, в свою очередь, предпо-лагало сокращение проявлений светскости в повседневной практике старове-ров. Со временем староверы (особенно беспоповцы), лишенные возможно-сти полноценной практики общения с богом, разработали теорию "вынуж-денных изменений", которые, по их мнению, не ведут к искажению духовной сущности священнодействий.
Раскрывая гносеологическую составляющую мировоззрения староверов, необходимо отметить отличную позицию староверов в вопросах постижения истины. Они полагают, что религиозные истины открываются богом, святым и праведным людям в награду за благочестие, и не зависят от того, является ли этот человек священником, что обосновывает возможность в их среде практики "наставничества".
В целом, старообрядческое мировоззрение соединяет в себе наследие традиционного православия и оригинальные достижения собственно старо-обрядческой мысли. При близком рассмотрении становится ясно, что миро-воззрение старообрядцев неоднородно, оно включает как теоретический уро-вень мышления, который находит свое отражение в полемической литерату-ре, при обосновании необходимости и принципов существования отдельных согласий; так и обыденные представления рядовых верующих, которые рас-крываются через их бытовую культуру.
С другой стороны, общим понятием "старообрядческое мировоззрение" оказываются объединены мировоззренческие представления старообрядцев различных согласий, появление которых связано с активной богословской деятельностью "учителей из простецов".
Во второй главе "Структура и содержание мировоззрения старооб-рядцев-беспоповцев" рассматриваются основные мировоззренческие уста-новки, такие как отношение к богу и религиозной обрядности, отношение к го-сударству и церкви, отношение к единоверцам и иноверцам, отношение к ра-боте и отдыху, которые выражают суть религиозного мировоззрения, и оказы-вают наибольшее влияние на практику повседневной и социальной жизни.
В первом параграфе "Религиозная обрядность в реализации пути спасения" раскрывается специфика отношений верующего с богом в ситуа-ции "последнего времени" и наступления "бессвященнословного периода", показываются особенности бытования и восприятия таинств православной церкви в старообрядческой среде.
Староверы даже на обыденном уровне не считают себя отколовшимися или отделившимися от православной церкви, отчего ведут историю своей ве-ры со времени крещения Руси. Определяя качественные отличия новгород-ских староверов от представителей официальной православной церкви, "ин-форманты" (этногр.) на первое место ставят такое качество как строгость ста-рой веры. На их взгляд, на практике она реализовывалась в обеих формах бо-гопочитания, которое предписывало необходимость соединения внутренней, несокрушимой веры, и четкого следования культовой практике, являющейся внешним воплощением веры, насколько это возможно в рамках наступления "последнего времени".
Признав наступление "последних времен" как следствие искажения ве-ры, старообрядцы отвергают официальное священство – посредников между богом и человеком, а потому им пришлось искать возможности осуществле-ния связи с богом посредством молитвы единоличной и совместной без по-средничества церковной иерархии. За неимением многих таинств, молитва стала для старовера-беспоповца – основным источником божьей благодати. Она выполняет очистительную функцию как по отношению к отдельному че-ловеку или некой общности, так и по отношению ко всему окружающему со-циальному и природному пространству.
Защищая человека не только от сил зла, но и ограждая его от нечистоты нестарообрядческого мира, молитва выполняет охранительную функцию. Нередко молитва является для старовера важнейшим средством излечения от болезней. Богослужение новгородских беспоповцев составляют "молитво-словие" и "службы", которые совершаются ими при любой жизненной необ-ходимости. Молитва сопровождает старовера согласно христианскому обы-чаю весь день. Он обращается к богу утром, когда встает; вечером, когда ло-житься спать и каждый раз, когда садиться за стол перед употреблением пи-щи и после окончания трапезы. А в праздники и воскресные дни новгород-ские староверы проводят общественные богомоления.
Попытка сохранить традиции дониконовской церкви реализовалась в следующих практических формах. При осенении себя крестом, старовер ис-пользует только двуперстное знамение. У новгородских староверов сохраня-ется общее для старообрядцев правило использования при богослужении икон старинного письма либо икон, созданных мастерами-староверами. В доме старовера может находиться только одна "мирская" икона, которую они держат специально для иноверцев. Староверы поклоняются только восьми-конечному кресту.
Отличительной особенностью староверов является использование при богомолении и в рамках личного обращения к богу специальных четок – "лестовки" и квадратного коврика – "подрушника", используемого для по-ложения земных поклонов.
Общественные богомоления проводятся староверами-беспоповцами в особо оборудованных для этого местах – "молельнях" или в частных домах. Особенностью в том числе и новгородских староверов является традиция мо-литься мужчинам и женщинам отдельно, для чего специальное помещение могло разделяться завесою или перегородкой. Все молящие при совершении обряда четко знали свое место: во время службы мужчины располагались – справа, женщины – слева; молящие впереди, не молящие сзади. Ведение службы у беспоповцев возлагается на "наставника" – человека, особо почи-таемого в старообрядческой среде, являющегося духовным пастырем, но при этом не имеющего священнического сана. В ведении службы ему помогают члены общины, как мужчины, так и женщины, которые обладают искусством петь "по крюкам", освоили "погласицу" – особый звуковысотный строй мо-литв, и читать церковные книги "по-старославянски" (как их называют в нов-городских землях "крылошане", "книжники", "псаломщики"). Во время службы и молебнов наставник пользуется кадилом на ручке, в официальной православной церкви используемым только монахами.
Также отличительной чертой староверов является то, что они любое свое дело (будь то новый день или начало семейной жизни, или обычная повсе-дневная работа, или молитвенное правило) начинают с "начал положения" – специальной группы молитв, которая предполагает положение семи земных поклонов.
Представители Русской Православной Церкви считают признаком право-верности своей церкви наличие семи таинств. Беспоповцы сознательно отвер-гают таинства, совершаемые православными священнослужителями. Предста-вители всех согласий беспоповцев, бесспорно, исполняют два основных таин-ства – крещение и покаяние, совершать которые "в крайней нужде и при от-сутствии православного духовенства" (согласно учению Захария Копыстен-ского) может простой мирянин, то есть человек не имеющий сана священника.
Изучив особенности бытования обряда крещения в среде новгородских старообрядцев-беспоповцев, следует выделить следующие отличия в сравне-нии с практикой осуществления таинства крещения в официальной право-славной церкви: крещение может откладываться до зрелого возраста, что яв-ляется особенностью некоторых согласий; практикуется крещение на естест-венных водоемах или в негретой ("живой") воде; крещение осуществляется полным троекратным погружением крещаемого в купель; вокруг купели хо-дят "посолонь", то есть в сторону отличную от правил официальной право-славной церкви; на крещеных надевают не только крест, но и пояс.
Старовер высоко ценил в человеке его способность распознать грех и си-лу человека, которую он проявлял в своем стремлении покаяться в своих гре-хах. "Хранители древлего благочестия" исповедывались ("сдавали грехи") ежегодно, в новгородских землях чаще всего, в Великий пост. Исповедь была разделена на две части – общую и тайную исповедь. Особенностью староверов является то, что исповедующийся налагал на себя сам или просил исповедую-щего наложить на него "епитимию", то есть применить к нему духовно-исправительные меры, которые могут состоять в посте "сверх назначенного для всех", в усиленной молитве, либо в определенном числе земных поклонов.
Возможность совершения таинства брака в рамках парадигмы беспопов-цев обсуждалась представителями многих согласий. К браку у старообряд-цев-беспоповцев сложилось двоякое отношение. Представители федосеевцев отрицали брак, предпочитая ему ведение девственного образа жизни. Другие согласия создали свой особый брачный устав, по которому центр тяжести традиционно-свадебной обрядности переносится в домашние условия, основ-ными компонентами которого были сватовство, благословение родителей, обручение, передача приданого, свадебная трапеза. Некоторые группы новго-родских староверов практиковали возможность совершения брака в офици-альной или единоверческой церкви, что было вызвано практической необхо-димостью, заключенный таким образом брак признавался государством, за совершение которого молодые и их родители должны были после нести осо-бое наказание в своей общине.
Похоронная обрядность новгородских староверов также характеризуется рядом особенностей по сравнению с практикой проводов умершего едино-верца, сложившейся в официальной православной церкви. Одна часть из них вызвана сохранением староверами традиций дониконовской церкви, другая была спровоцирована государственной политикой в отношении раскольни-ков, третья связана с "новшествами" церковной обрядности "хранителей древлего благочестия". Покойного одевают по особому канону: обязательно надевают ему саван, на руку лестовку, староверы не дают в руки умершему платок, свечу и подорожную, как обычно поступают в подобной ситуации представители официальной православной церкви; гроб в доме располагают таким образом, чтобы покойный смотрел на иконы, а не находился ногами к выходу как принято в Русской Православной Церкви; отпевание совершает человек, не имеющий сана священника, но имеющий на это особое благосло-вение; прощаются с умершим дома или в "молельне" во время отпевания, там же заколачивают гроб. Умершего хоронят на особых старообрядческих клад-бищах, где на могиле ставят деревянный крест, имеющий отличную от при-нятой в официальной православной церкви форму, или кладут камень, в обо-их случаях врезают медную иконку, надписей на кресте не делают; предпо-читают поминать умершего молитвой, для чего раздают милостыню, устраи-вают поминальные трапезы на третий, девятый, двадцатый, сороковой день и годины; придерживаются строгих сроков поминовения: не поминают умер-шего в воскресенье и в праздники; основным поминальным блюдом является кутья, которую до сих пор готовят по старинному рецепту.
Не имея возможности принимать таинства, для старовера постоянное служение и обращение к богу, жизнь во славу божью, предполагающая вы-полнение всех христианских заповедей и несение поста, что является основой сохранения старовером чистоты духовной и телесной, трудовая деятельность, становятся источником благодати, которая соединяет его с богом.
Второй параграф "Принципы взаимоотношений старообрядчества с государством и официальной церковью" раскрывает основные принципы старообрядческого мировоззрения, определяющие способы организации взаимодействия староверов-беспоповцев с государством и официальной пра-вославной церковью.
Борьба с любого рода инакомыслием издавна была одной из основных функций российского государства, призванной служить гарантом его единст-ва и неделимости. На протяжении трех веков оно пыталось уничтожить ста-роверие как явление, но, в конце концов, было вынуждено признать право-мочность его существования, что, и было официально признано указом 1905 года, провозгласившим веротерпимость.
За это время государство испробовало различные формы борьбы с этой формой инакомыслия от политики искоренения раскола царя Алексея Ми-хайловича и царевны Софьи, политики пользы государству Петра I, либе-ральной политики Екатерины II, создания искусственной религиозной под-системы единоверия императора Павла I, до тонкой системы миссионерства II половины XIX – начала XX веков, подразумевавшей, во-первых, необхо-димость изучения старообрядчества как совокупности вероучений, каждое из которых требует особого внимания, во-вторых, использования методов про-свещения и аргументации в борьбе с ним.
Если государство определило для себя старообрядчество как раскол, форму сектантства что, в конечном счете, и определило его политику по от-ношению к этой конфессиональной общности, то в старообрядческой среде не сложилось единой трактовки сущности государства, при этом И.А.Нильский приводит примеры негативного отношения отдельных групп старообрядцев к государству. Так, некоторые группы староверов-беспоповцев не совершали молитв о властях, старались избегать переписи, подушной подати, отвергали паспорта, отрицательно относились к государ-ственной символике и т.п. Однако это неприязненное отношение к проявле-нию государственности в жизни человека не является следствием антимонар-хической настроенности этой части общества, как полагает Н.С.Гурьянова. Мы разделяем мнение М.О.Шахова, утверждающего, что староверие было чуждо проблем политического переустройства государства и общества. В ос-нове сложившихся взаимоотношений староверия и государства лежит старо-обрядческая доктрина "об отпадении Российского царства от истинной пра-вославной веры" . Староверие также не отрицает и не изменяет традиционно-го православного отношения к церкви как к институту в принципе, но в кон-кретной ситуации осуждает конкретное синодальное священство, поскольку считает, что оно уклонилось в ересь. Выявление сущности церкви в новых условиях, то есть в условиях "последнего времени", определило выделение в старообрядчестве двух течений – поповцев и беспоповцев.
Официальная православная церковь выступала по отношению к старо-обрядчеству в роли государственного института, на который была возложена основная ответственность за борьбу с ним, однако эта борьба могла осущест-вляться ею только духовными средствами, для привлечения староверов к уголовной ответственности требовалось обращение к органам светской вла-сти. Для осуществления этой функции официальной православной церковью была создана система миссионерства, предполагавшая практику публичной полемики между представителями официальной церкви и старообрядчества, проводимую в районах, наиболее населенных староверами. Во время миссио-нерских полемических бесед ("увещеваний") обсуждались вопросы касаю-щиеся: Символа Веры, исправления старых книг, написания имени Христа, значения стоглавого собора, истинности веры, перстосложения, креста Хри-стова, количества просфор при проскомидии, правильности "посолонного" хождения во время службы. Малая практическая полезность этой формы борьбы церкви с расколом признавалась представителями официальной пра-вославной церкви, кроме того, ведение полемических бесед способствовало духовному росту самих староверов и дальнейшему укреплению их веры.
Третий параграф "Единоверец и иноверец как категории, опреде-ляющие форму социального взаимодействия" раскрывает сущность взаи-моотношений "свой-чужой" в рамках старообрядческой парадигмы.
Обозначенная староверами ситуация "последнего времени" определила их особую роль в жизни христианского общества. В новых условиях старооб-рядцы сознательно возложили на себя тяжелый груз и большую ответствен-ность, взяв на себя заботу о сохранении истинной православной веры. В ог-ромном, по их мнению, отступившем от Христа, мире они оставались единст-венными истинными носителями веры, что, несомненно, не могло не отра-зиться на требованиях, предъявляемых ими к каждому отдельному члену сво-его сообщества. Носитель веры – это одновременно и звание, которое необ-ходимо заслужить и честь, которой нельзя было пренебречь.
Это особое положение староверов определило и характер их отношений с обществом в целом. Следуя правилам, собранным в "Кормчей книге", бес-поповцы уклонялись от "сообщения" с еретиками, к которым относили, в том числе, и представителей Русской Православной Церкви, в еде, общении, дружбе и любви. Существовал и строгий запрет на моление с еретиками и по-сещение "никонианских" храмов. Разделение мира на старообрядческий и "мирской", то есть весь остальной, было закреплено наличием в доме новго-родского старовера специальных "мирских" икон, "мирской" посуды, в неко-торых регионах наличием на дверях двух скоб (ручек).
Показательно, что само общество новгородских беспоповцев было не однородным. Основным критерием этого разделения была степень "замир-щения" старовера, которая определялась характером его взаимодействия с иноверцами, поскольку общение с "миром", по их мнению, лишает старовера необходимого уровня духовной чистоты.
Самыми полноправными членами общества являлись "рабные", "хри-стиане" или "большарабые", общение которых с "миром" строго ограничено. Каждый из них употреблял пищу отдельно от других членов даже своей се-мьи, для чего использовал специальную посуду ("держал свою чашку"), а, кроме того, молился на свои собственные иконы. В обществе старообрядцев они почитаются как самые "достойные и молящие", поскольку наиболее рев-ностно выполняют законы божьи, в том числе, пост. Чаще всего к этой кате-гории информанты относят староверов старшего поколения.
Другой категорией являются так называемые "навожоные", "сиетные" или "суетные". По описанию информантов, они не имеют права во время общего богослужения обращаться к богу вместе со всеми и принимать благо-дать посредством каждения фимиамом, поскольку состоят в браке и неким образом осуществляют общение с иноверцами. "Мирскими" староверы могут называть как своих единоверцев тесно связанных общением с "миром", так и чаще всего представителей господствующей церкви. В первом варианте это понятие сходно с понятием "навожоных".
Основы христианской веры закладывались в общине и семье. Именно се-мья знакомила ребенка с азами служения богу, она же своим примером, систе-мой запретов и поощрений формировала у него представление о нравственных нормах и регулятивах. В старообрядческой среде родители несут ответствен-ность перед богом за своего ребенка до его тридцатилетия (возраста крещения Христа), после тридцати лет ответственность за совершенные действия полно-стью переходит к нему самому. Доминантой традиционной системы воспита-ния является подчинение старшим младших членов семьи. Родители приучали детей с раннего возраста, с трех-пяти лет, молиться; с четырех – пяти лет, по некоторым данным после года или двух, держать пост; лет с семи восьми ребенок становился участником хозяйственной жизни семьи, а с шести-семи лет, иногда с десяти, некоторых детей отдавали на обучение грамотным лю-дям. В рамках общины и семьи, на примерах не только духовных подвигов, но и подвигов трудовых, формировался идеал христианина и хорошего хозяина, в целом, человека, способного до конца выполнить возложенную на него функ-цию последнего носителя истинной веры.
В четвертом параграфе "Труд и отдых как категории, определяющие ритм жизни старовера-беспоповца" раскрываются категории труд и отдых, работа и выходной, праздник как элементы, структурирующие жизнь старо-вера.
Староверы ценили не только труд молитвенный, но и труд, сопряженный с молитвой. Примеры благости такого труда они находили в жизнеописаниях апостолов и святых отцов. За свое ревностное служение богу, верность запо-ведям христианской церкви, как он сам полагал, старовер вознаграждался всевышним земными благами. О большем, по сравнению с "мирянами", бла-госостоянии старообрядцев говорят как обществоведы конца XIX века, так и многие современные исследователи.
Работали староверы много, но при этом четко знали меру работе и отды-ху. По христианскому закону, новгородские беспоповцы шесть дней работали, а седьмой посвящали богу. В воскресенье, как и в праздник, строго соблюдался ими запрет на работу (кроме повседневных забот о скоте), хождение в лес, по-сещение бани, поминание умерших. Перед праздничным или воскресным бо-гомолением, в ночь на среду и пятницу, как и во время постов, по словам ин-формантов, существовал у староверов запрет на интимное общение между супругами.
В канун праздника или воскресенья старовер работал только до полови-ны дня, вечером отправлялся на общественное богомоление, которое возоб-новлялось утром. Остаток воскресного дня он посвящал общению или чте-нию богословских книг. На престольные, заветные праздники, а также на се-мейные торжества собиралась вся родня, готовили праздничный стол, кото-рый в зависимости от дня мог быть постным или скоромным. В отличие от "мирян", у новгородских староверов не было крестного хода, обычая обхода священником в праздник домов с молебнами либо проведения общего молеб-на посреди деревни, поскольку подобная практика до 1905 г. могла быть рас-ценена государством как нарушение законодательства ("оказательство раско-ла") и повлечь за собой уголовное наказание.
Кроме общепринятых христианских праздников, таких как Покров, Ро-ждество, Крещение, Пасха, Троица, были и сугубо старообрядческие празд-ники, такие как день памяти Кирика и Иулитты, которых они признают свои-ми покровителями, поскольку и себя считают гонимыми за веру.
В третьей главе "Особенности культурной репрезентации вещного бытия старообрядцев-беспоповцев" анализируются мировоззренческие представления как определяющие элементы традиции использования "одеж-ды" и употребления "пищи".
В первом параграфе "Костюм как способ сохранения культурной самобытности" анализируется влияние религиозных воззрений на внешний облик старовера.
Консерватизм старовера по отношению к новшествам в одежде, а также способам украшения своего тела был, прежде всего, связан с необходимо-стью поддержания божьего облика в человеке. Мужчина-старовер не брил бороды, волосы на голове стриг по давнему обычаю кругом ("в кругаля", "под кружок" или "под горшок"), как он полагал, как Христос. В некоторых согласиях староверы выстригали маковку как особый знак, приверженности этого человека к старой вере.
Старовер предпочитал носить "древле-российское и богоугодное одея-ние", старался не допускать в обиходе употребления ни западных новинок, ни предметов "русского щегольства". Использование ювелирных украшений, а также косметики, особенно во время богослужений, было запрещено, посколь-ку серьги, кольца, браслеты считались "оружием мрежи и сетями диавола".
Исследователь старообрядческого быта И.А.Нильский отмечает наме-тившийся во второй половине XIX века отход староверов от консервативных позиций по отношению к одежде. Следование моде позволялось молодым чле-нам общины, однако ограничивалось рамками обыденной практики. Во время богомоления ничего не должно было отвлекать старовера от обращения к богу.
Необходимым атрибутом одеяния старовера на протяжении всего его земного существования, а также необходимым элементом смертной одежды является крест древневизантийского типа, который носили на тряпичной ве-ревке ("гайтане") и пояс. Внимание к внешнему облику при любом обраще-нии к богу, будь то общественное богомоление или домашняя молитва, и от-личало старовера. Одежда, предназначенная для моления должна быть чис-той, скромной и простой.
Во втором параграфе "Символическая оформленность пищи и утва-ри в культуре старообрядчества" посредством описания особенностей по-требления пищи у староверов, акцентирования роли поста в жизни старовера, анализа запретов на употребление в пищу тех или иных продуктов, выявляет-ся особая роль пищи как знакового элемента религиозной принадлежности и определенного положения в обществе.
Новгородскими староверами уделяется достаточное внимание традици-ям ежедневного потребления пищи. По правилам христианской жизни, они требуют присутствия за трапезой всех членов семьи; обязательного обраще-ния к богу перед началом трапезы и после ее окончания; поддержания тиши-ны за столом. Отличительной чертой староверов является запрет на музы-кальное сопровождение трапезы, сопровождение ее танцами по европейской моде.
Рацион ежедневного питания и распорядок потребления пищи определя-ется постами, строгое соблюдение которых отличает "ревнителей древлего благочестия". Староверы соблюдают четыре основных христианских поста, постными считаются среда и пятница каждой недели как дни воспоминания страстей христовых. В понедельник постничают, только те староверы, кото-рые с целью излечения от болезней или, ожидая помощи от высших сил в трудных жизненных обстоятельствах, взяли на себя данное обязательство ("заветились").
Ряд продуктов у староверов был табуирован, среди них кофе, чай, табак, сахар, дрожжи, что объясняется преданиями и быличками, распространяв-шимися среди новгородских староверов, либо происхождением этих продук-тов по воле дьявола, для последующего истребления человеческого рода, ли-бо их импортом из нехристианских стран, где население предпочитает хри-стианству многобожие, и при их возделывании прибегает к языческим обря-дам, либо присущим этим растениям, не пожелавшим поклониться Христу, грехом гордыни. Особого запрета на употребление хмельных напитков у ста-роверов не было, но чрезмерное их потребление возбранялось и наказыва-лось.
Опасаясь "замирщения", старовер брал с собой в дорогу свою посуду и свои продукты. В уставе федосеевского согласия, отличавшегося своей стро-гостью, оговорена необходимость очищения продуктов, покупаемых у "ми-рян" специальной молитвой. Для поддержания показанных выше правил ста-роверами широко использовались такие формы как картины духовного со-держания, либо всевозможные повествования, которые описывали недостой-ное, с точки зрения христианина, происхождение того или иного продукта или последствия его употребления в пищу.
В заключении подводятся основные итоги диссертационного исследо-вания как попытки рассмотрения регионального аспекта традиционной куль-туры старообрядцев-беспоповцев в связи с их мировоззренческими представ-лениями; подчеркивается важность дальнейшей разработки данной пробле-мы; отмечается необходимость дальнейшего увеличения круга источников по данной проблеме как архивных, так и этнографических, что позволит прояс-нить некоторые спорные моменты, касающиеся состава новгородского бес-поповства, его региональной представленности, а, следовательно, выявить локальные мировоззренческие особенности представителей различных групп.
Автор также отмечает необходимость в дальнейшем направить исследо-вательское внимание на следующие философско-культурологические про-блемы, связанные с тематикой диссертации, в частности: проследить процесс динамики мировоззренческих принципов новгородских старообрядцев-беспоповцев и обозначить причины происходящих изменений; выявить на примере новгородских материалов специфику существования старообрядче-ства в рамках различных этнических образований (русские, карелы), заостряя внимание на соединении конфессиональных и этнических мировоззренче-ских принципов; составить более полную картину современного положения старообрядчества в новгородской области; определить черты отличающие приверженца старой веры в начале XXI века, а вместе с тем попытаться обо-значить причины сокращения численного состава этой конфессиональной группы в указанный период.
Основные положения диссертации отражены в публикациях ав-тора:
1. Новгородские старообрядцы-беспоповцы: эсхатологические основы ми-ровосприятия и быт // Вестник Новгородского государственного универ-ситета. Серия: Гуманитарные науки. Специальный выпуск, посвященный 1150-летию Великого Новгорода; НовГУ им. Я. Мудрого. – 2006. № 38. С. 61-65. [0,6 п.л.].
2. Новгородские староверы-беспоповцы в XIX-XX вв: течения, численный со-став и расселение // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Материалы научной конференции. 2001-2002 г. / сост. В.Ф. Андреев; НовГУ им. Яро-слава Мудрого. – Великий Новгород, 2002. Ч. 2. С. 54-59. [0,2 п.л.].
3. Молитва в жизни старообрядцев-беспоповцев // Тезисы докладов аспи-рантов, соискателей, студентов: IX науч. конф. преп., асп. и студ. НовГУ. Великий Новгород, 15-19.04.02. / отв. ред. Т.А. Васильева, Т.А. Емелья-нова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. В. Новгород, 2002. С. 21-23. [0,1 п.л.].
4. Взаимоотношения государства и староверия в дореволюционной России (на примере Новгородской губернии) // Прошлое Новгорода и Новгород-ской земли: Материалы научной конференции. 18-20 ноября 2003. / сост. В.Ф. Андреев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. В.Новгород, 2003. С. 145-152. [0,3 п.л.].
5. К вопросу о соотношении понятий "мировоззрение" и "миропонимание" // Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов: XI научной кон-ференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. Великий Нов-город, 5-10.04.2004. / отв. ред. В.В. Шадурский; НовГУ им. Ярослава Мудрого. В.Новгород, 2004. С. 32-33. [0,1 п.л.].
6. Старообрядческие центры Крестецкого района Новгородской области в советский период: общий обзор на основе этнографических материалов // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы научной конфе-ренции 15-17 ноября 2005 года. / сост. В.Ф. Андреев; НовГУ им. Яросла-ва Мудрого. В. Новгород, 2006. С. 242-249. [0,3 п.л.].
7. Таинство крещения у новгородских старообрядцев-беспоповцев // Мате-риалы Первой научно-практической конференции молодых ученых-гуманитариев / Под ред. Е.В. Амосовой, М.Н. Щетинина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. В. Новгород, 2006. С. 61 66. [0,2 п.л.].
8. Таинство исповеди у новгородских старообрядцев-беспоповцев // Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов XIII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. Великий Новгород, 3-8 апреля 2006. / отв. ред. В.В. Шадурский; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С. 18-20. [0,1 п.л.].
___________________________________________________________
Изд. Лиц. ЛР № 020815 от 21.09.98
Подписано в печать 13.04. 2007.Бумага офсетная. Формат 60*84 1/16.
Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная.
Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 26.
Издательско-полиграфический центр
Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
173003, Великий Новгород, ул. Б.Санкт-Петербургская, 41.
Отпечатано в ИПЦ НовГУ им. Ярослава Мудрого.
173003, Великий Новгород, ул. Б.Санкт-Петербургская, 41.
По материалам источников: Самарское староверие