ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"ПолитПермь": Религиозное сообщество Прикамья

30 декабря 2003

Религиозное сообщество Перми играет по политическим правилам. Борьба за последователей напоминает избирательные кампании. Конфессии в современной России – это, прежде всего, политика.

Межконфессиональная и внутриконфессиональная борьба сегодня осуществляется по правилам политической игры, с применением тех же схем и технологий. Тонкая дипломатия сочетается с черным пиаром, с явным перевесом в пользу последнего. Да и с других точек зрения, по масштабам «грязи» религиозная жизнь вполне сопоставима с политической. Однако, если «расхлебывание» «грязи» политической – дело обычное, то разбор дел конфессиональных многими не будет восприниматься иначе, как «посягательство на святое». Большинство экспертов «ПО» не случайно пожелали остаться неизвестными, называя многие, привычные, скажем, для пермской политической элиты, вопросы неэтичными и даже опасными с точки зрения конфессий. Тем не менее, многие эксперты назвали религиозную обстановку в Прикамье как благоприятную в сравнении с другими регионами.

Религиозные организации нельзя расставить по ранжиру. Отдать кому-либо предпочтение – значит, нанести серьезный удар по представителям другой веры. Поэтому «ПО» постарался максимально воздержаться от параллелей, характерных для этой рубрики, – таких как «лучше-хуже», «сильнее-слабее», тем не менее, не отказавшись от идеи объективного анализа религиозных организаций Прикамья.

Большая шестерка

Религиозный мир Пермской области поистине богат и разнообразен. На сегодняшний день в Прикамье зарегистрировано 413 религиозных организаций (для сравнения: в Челябинской области – около 280, в Курганской – чуть более 100), входящих в 34 религиозные конфессии. При этом, если «ассортимент» религиозных организаций, представленных в Перми, в целом, схож с общероссийским, то расклад конфессий в силу историко-национальных особенностей региона во многом уникален.

Основная роль – как по степени влияния, так и по количеству приверженцев – принадлежит представителям шести традиционных конфессий, характерных для Пермской области, а также их нетрадиционных течений. Безусловно, христианство по количеству организаций, храмов и приверженцев – вне конкуренции. И все же, по мнению специалистов, Православная церковь в Пермской области на фоне многих других регионов развита слабо. В 90-е, когда в России активно шла реабилитация церкви, повсюду восстанавливались храмы, в Перми этот процесс только пустил свои корни. И все же в последние годы православная церковь испытывает подъем, который при сохранении сегодняшних темпов вполне позволит пермским христианам приблизиться к более благоприятным с точки зрения развития православия регионам. Начало положительных процессов многие специалисты связывают с приходом на пост епископа Пермского и Соликамского владыки Иринарха. Открытие духовного училища, строительство храмов, выдвижение различных инициатив – все это свидетельствует об эффективности применения московского опыта к пермскому региону.

Ислам в Пермской области, как и во всей России, сейчас также переживает бурное развитие, которое, очевидно, можно связать с экономическим ростом. Во многом развитие ислама в Прикамье предопределено национальным фактором – в некоторых районах Пермской области подавляющее большинство населения – татары. Обладая значительными финансовыми возможностями (наличие спонсоров плюс неплохая относительно многих других конфессий государственная поддержка), Пермский Муфтият открывает новые мечети (их сейчас 63 по области) и, как и православие, в данный момент имеет все предпосылки для закрепления своих позиций в регионе. В целом, при относительно благоприятной религиозной обстановке, Пермскую область все же не обошли стороной конфессиональные противоречия российского масштаба (в частности, знаменитый конфликт между двумя лидерами мусульманской общины в России, в полной мере отразившийся и на пермском мусульманском движении).

Однако сегодня, по словам председателя пермского регионального духовного управления мусульман Мухаммедгали ХУЗИНА, конфликта как такового нет:

– В Пермской области мусульманское движение едино. Есть отдельные личности, пытающиеся это единство нарушить.

Особенная роль в раскладе религиозных организаций Пермского региона принадлежит Протестантской церкви. Ее традиционные направления (лютеране, баптисты) представлены в Прикамье достаточно слабо в сравнении с новыми протестантскими течениями, появившимися в области в 90-е годы, такими как Церковь Свидетелей Иеговы и Церковь «Новый завет». Они являются самыми динамично развивающимися конфессиями в регионе. По оценке специалистов, эти организации поддерживают в Пермской области соответственно 3 и 5 тысяч человек. Один из экспертов «Обозревателя» предположил, что в ближайшем времени именно эти конфессии займут одно из ключевых мест в раскладе религиозных организаций области.

Католики, хоть и представлены в Прикамье лишь тремя организациями и двумя храмами, как отметил глава католической церкви в России Тадеуш КОНДРУСЕВИЧ, в сравнении с другими регионами, имеют совсем не плохие позиции: во многих городах России нет даже храма, в Перми же служат два католических священника. Серьезное значение в культурно-религиозной жизни области имеет Русская Православная Старообрядческая Церковь. В Пермской области находится центр Уральской старообрядческой епархии. По официальным данным, в Прикамье проживает 80 тысяч старообрядцев, но, как заметил Благочинный по Пермской области Валерий Шабашов, судя по количеству погребений, совершаемых по старообрядческой традиции, это число явно занижено. Главной проблемой старообрядческой организации остается финансовый вопрос. За исключением минимальной поддержки областных властей, средств к существованию у них нет, строительство храмов осуществляется собственными силами. Центр старообрядческой церкви находится в Верещагино, вопрос о его перемещении в Пермь пока открыт.

Валерий Шабашов:

– Переезд в Пермь – проблема не сегодняшнего дня. Здание в м/р Южный недостроено, кроме того, нужна кандидатура епископа.

Еще одной традиционной религией, на протяжении долгих лет существующей в Прикамье, является иудаизм. В области эта конфессия, вернее, два ее направления, представлены тремя организациями и одной синагогой. Тот факт, что иудаизм – конфессия одной нации, определяет весьма ограниченный круг приверженцев. В иудейское религиозное общество Перми входят 120 фиксированных членов, общее же число людей, посещающих синагогу, на порядок больше. Две разновидности иудаизма в Перми (ортодоксальный и реформированный) находятся в достаточно жестком противостоянии.

Первое иудейское религиозное общество живет за счет сдачи в аренду площадей синагоги, поддержки Конгресса еврейских общинных организаций и областной администрации, а также членских взносов.

Второе направление в Перми (американизированный иудаизм), по сути, находится под опекой известного бизнесмена Леви ЛЕВАЕВА, владеющего в Прикамье предприятием «Кама-кристалл». Вероятно, с этим именем и связано внимание к реформированному течению – иудаизму региональных властей: к слову, на минувшей неделе мероприятие представителей этой ветви еврейской религии почтили своим присутствием губернатор Пермской области Юрий ТРУТНЕВ и его заместитель Валерий СУХИХ.

Одной семьей

В конце 1998 года в Пермской области был образован межконфессиональный консультативный комитет. Отношение к общественной организации, объединившей «под одним крылом» глав традиционных конфессий Пермской области, у участников пермской религиозной жизни двойственное. С одной стороны, пермскому МКК действительно нет аналогов в России, с другой, как отмечают некоторые специалисты, комитет носит «виртуальный» характер: взаимодействие происходит только на уровне лидеров, в то время как между рядовыми верующими этих конфессий сохраняются достаточно напряженные отношения.

Справка

Межконфессиональный консультативный комитет Пермской области был образован в 1998 году по инициативе лидеров конфессий области. В МКК вошли: Пермская епархия русской православной церкви, Региональное духовное управление мусульман Пермской области, благочиние Уральской старообрядческой епархии, пропство Евангелическо-лютеранских общин Пермской области, Римско-католическая община и Иудейское религиозное общество Перми.

Попытка соединить глав конфессий в одной общественной организации впервые зародилась в середине 90-х. Тогда религиозных лидеров пытались собрать в рамках комитета при областной администрации. «Попытка принудить», как отмечают многие представители религиозной жизни сегодня, сыграла тогда решающее значение, и идея провалилась. МКК же был образован исключительно самими лидерами конфессий, хоть и при поддержке областных властей. Но, как отмечают сами представители традиционных конфессий, ключевая роль в процессе образования МКК принадлежала отнюдь не региональным властям. Во вновь образовавшемся комитете администрация Пермской области получила право совещательного голоса. В итоге представители конфессий нашли общий язык, и общественная организация стала действенной. Говорят даже, что пермским опытом создания межконфессионального комитета заинтересовались московские конфессии и чиновники.

Владимир КОНЕВ, заместитель начальника управления внутренней политики администрации Пермской области:

– Мы старались деликатно направить глав конфессий в эту форму. Это очень важно, когда мы сверяем наши взгляды с позицией верующих. И сегодня межконфессиональный комитет в Пермской области – уникальный пример, и не только в пределах России. Например, пастор, приезжавший из Ганновера, был очень удивлен, когда увидел за одним столом глав различных конфессий в дружественной обстановке. В Перми также прошел межконфессиональный концерт – на одной сцене были представлены традиции разных религий. Я не знаю, где бы еще проходили подобные концерты.

Представители конфессий деятельность организации, отметившей в конце 2003 года свой пятилетний юбилей, оценивают положительно.

Ефим БУРШТЕЙН, председатель совета иудейского религиозного общества Перми:

– Если публично лидеры конфессий – вместе, то это должно стать примером для всех верующих. Межконфессиональный комитет – не закрытая организация, у него очень демократичный устав. Это организация самодостаточных лидеров, не популистов.

Мухаммедгали Хузин:

– Существует очень полезное взаимодействие конфессий, взаимодействие комитета и органов власти. Мы все признаем, что Бог един, и наша задача показать это простым людям, всему обществу.

Валерий Шабашов:

– Благодаря МКК, наши люди многое узнали об исламе, иудаизме и других религиях. Мы увидели, что с представителями другой веры можно контактировать и совместно с ними решать какие-то вопросы с органами власти.

В любом случае, межконфессиональный комитет (какой бы символический характер он ни носил) – важный институт в Пермской области. Другое дело, что эта организация позволяет решить далеко не все религиозные проблемы, существующие в Пермской области. В частности, внутриконфессиональные проблемы и вопросы, связанные со взаимодействием нетрадиционных, новых религий, пока остаются нерешенными.

Традициям вопреки

По числу нетрадиционных, новых религиозных организаций (каковых двадцать) Пермская область уверенно входит в первую российскую пятерку наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Краснодарским краем и Свердловской областью. Увеличение нетрадиционных конфессий в Пермской области особенно заметно в последние годы.

Появление новых течений в религиозной сфере абсолютно идентично процессу образования, скажем, политических партий. Не сумев занять первые позиции в ведущих партиях, лидеры выходят из нее и создают собственную организацию, разрабатывая концепцию, способную, по их мнению, привлечь на свою сторону как можно большее количество человек. Именно борьба за сторонников и характеризует подобные религиозные организации, на первый план в которых выходит пиар и популизм. Многие из них настолько родственны по своим идеям, что определяющим фактором становится, как и в политике, харизма лидеров. В Пермской области представлено немало таких организаций. Они, как правило, имеют маргинальный характер и небольшую численность (до 50 человек). Сюда можно отнести, например, ряд организаций протестантского толка.

В Прикамье также представлены и принципиально новые религии, возникшие на мировой арене относительно недавно (в сравнении с многолетней историей традиционных конфессий).

С самого появления в Перми большим спросом среди населения стала пользоваться саентологическая религия. Не секрет, что в середине 90-х обучение в Хаббард-колледже прошли многие руководители пермских предприятий. Сегодня саентология представлена, прежде всего, общественной организацией Центр «Дианетика». При центре, занимающемся популяризацией идей Л. ХАББАРДА, имеется религиозная группа, применяющая теорию дианетики на практике. Проводя антинаркотические кампании, участвуя в различных акциях и т. п., «Дианетика» тем самым сочетает благотворительную деятельность и грамотно построенный пиар. На сегодняшний день в центре официально состоит 80 человек, в религиозной группе – 10. Но, как отмечают пермские саентологи, реально через обучение в центре прошли тысячи человек.

Хотя официально в регионе зарегистрировано только двадцать нетрадиционных религиозных организаций; в реальности, по свидетельству специалистов, их намного больше. Бурный рост мистических сект, новых верований начался во второй половине 90-х и продолжается по настоящее время. Специалисты и пермские руководители традиционных религий называют самые разные причины такого «бума».

Мухаммедгали Хузин:

– Когда в истории случаются различные переломные моменты, сразу же возникает пена. Но со временем, как говорится в Коране, пена уходит, а остается лишь все полезное для людей. У традиционных религий тысячелетние традиции. Даже за годы атеизма веры у людей меньше не стало. Их не обманешь.

Валерий Шабашов:

– Нетрадиционные секты всегда были, есть и будут. Процент людей, заинтересованных в оккультизме, всегда одинаков. Просто раньше такие секты «лежали на дне», а сейчас, поскольку общество стало относиться к ним снисходительно, вышли на поверхность. К слову, и в средствах массовой информации сейчас проходит активная пропаганда мистических организаций. Сектанты – это, прежде всего, фанаты. Ради своих ценностей они готовы на все, идея секты – смысл их жизни. Встречаться с сектантами людям, легко поддающимся внушению, не рекомендуется: немного психологического давления – и «клиент готов». Секты затягивают в себя, как трясина.

Как правило, новые религиозные организации с мистическим уклоном также имеют маргинальный характер: одни исчезают, и о них забывают; другие воссоздаются вновь. Мистические секты в своем большинстве не регистрируются, соответственно, их деятельность никем не контролируется. В основном, это небольшие организации (20-30 человек). Храм сектантам заменяет квартира или арендуемое (чаще всего за небольшую плату) помещение. Существуют такие секты на членские взносы, в редких случаях они получают финансовую поддержку от своих западных «коллег».

В Пермской области представлен богатый спектр подобных мистических организаций, о большинстве которых известно лишь в узком кругу. Это такие секты, как «Международный центр высшего космического разума», «Академия Бронникова», «Огненный цветок», «Движение истинной новой расы». В основном, их идеи носят апокалипсический характер: «все в этом мире деградирует, так что конец света неизбежен».

«Международный центр высшего космического разума», например, предсказывал апокалипсис в июле 2003 года. Сами сектанты должны были спастись, улетев с этой планеты на специальных космических кораблях. Как ни странно, отсутствие конца света не вызвало в рядах секты массового разочарования. «Центр высшего космического разума» трансформировал свои идеи и, очевидно, «назначил» апокалипсису новую дату.

Впрочем, новые религии не только появляются как вариации старых, не только приходят с Запада, но и зарождаются «с нуля». Такой пример есть и в Перми, и связан он с именем Белагета, объявившего себя ни кем иным, как богом. Зародилась религия в начале 90-х, и сегодня число ее сторонников в Пермской области составляет порядка 200-250 человек. Впрочем, почитание «пермского бога» выходит за пределы нашего региона: более чем за десять лет существования организации удалось наладить контакты не только во многих российских регионах, но и в некоторых западных странах.

Не обошли Прикамье стороной и экстремальные конфессии. Правда, оценить истинные возможности пермских почитателей дьявола является невозможным в силу скрытности их организаций. Знания о сатанистах в Перми, по сути, ограничиваются легендами о повешенных кошках и т. п. Также известно, что для того, чтобы стать сатанистом, нужно соответствовать определенным требованиям и пройти многоступенчатую систему испытаний.

Свойства времени

Впрочем, рост мистических организаций и нетрадиционных конфессий в России, по мнению специалистов, явление временное. Небольшой процент людей, склонных к сектантству и мистике, со временем будет сокращаться. Традиционные конфессии в России наверняка будут укреплять свои позиции. По крайней мере, устойчивый православный менталитет русских не позволяет сомневаться в этом. С другой стороны, если на Западе мало кто может позволить себе не помолиться перед едой, то у русского человека потребность в религии возникает спонтанно, обычно в случае беды. По этой причине западные религиозные течения едва ли могут прижиться в России.

Роль традиционных конфессий становится сегодня определяющей. Постепенно они восстанавливаются от реалий советских времен и становятся серьезным институтом гражданского общества.

"ПолитПермь", 30 декабря 2003 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама