ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Куреневский старообрядческий монастырь

Никола Ковалев :: 01 февраля 2008

Материалы Подольского епархиального историко-статистического комитета (1901 год)

Село Куреневка Ольгопольского уезда Подольской епархии

Куреневка с. – лежит на склонах двух отлогих гор, замыкаемых на западе густым дремучим лесом. В центре села есть небольшой рыбный пруд. Климатические условия местности, благодаря окружающим лесам, отсутствию болот и множеству ключевой воды прекрасного качества, не заставляют желать ничего лучшего; эпидемические болезни являются большой редкостью. Почва преимущественно черноземная, хотя местами встречается глинистая и песчаная. От уездного города Ольгополя Куреневка лежит к востоку в 20 в.; ближайшая ж-д. ст."Попелюхи" в 16 в. и почтовая (м.Чечельник) в 12 в.

Первыми поселенцами Куреневки были раскольники-старообрядцы, переселившиеся сюда из великорусских губерний, вследствие преследования Правительства на земли кн. Любомирских. Глухая, закрытая со всех сторон и удаленная от больших трактовых дорог, местность Куреневки как нельзя более благоприятствовала беглецам, которые сначала построили деревушку, а затем целый мужской монастырь и женский скит, существующие и поныне. В начале 19-го столетия земля эта перешла во владение графа Гудовича, который немедленно потребовал от своих насельников рекрут и податей. На такое требование раскольники-миряне отвечали поголовным бегством неизвестно куда, оставив на произвол судьбы свою молельню, дома и даже некоторое имущество; остались только в монастыре престарелые и больные иноки и инокини. На место беглецов, по распоряжению графа, были переселены крепостные крестьяне-малороссы из с.с. Вербки, Поповой-Гребли, Ивашкова, Бритавки и м.Чечельника, которые расположились в брошенных домах раскольников, и их молельню обратили в православную часовню.

С этого времени (1810-1820 гг.) начинает существовать село Куреневка, как православное селение; за раскольниками остался только мужской монастырь и женский скит, при чем последний с течением времени очутился окруженным со всех сторон домами православных, количество которых постепенно увеличивалось. В настоящее время Куреневка принадлежит кн. Орловым. Всего в приходе православных 532 м. и 496 ж.; все они – крестьяне-малороссы. Кроме того, есть до 53 душ римско-католиков и 127 м. и 197 ж. раскольников-поповцев противоокружнического толка.

Главное занятие жителей – земледелие; многие занимаются, кроме того, извозным промыслом. Старая церковь в селе Куреневка, как сказано выше, была переделана сначала из раскольничьей молельни, брошенной старообрядцами. Она существует и до сих пор в виде деревянного продолговатого, построенного в сруб здания, крытого первоначально соломою, а с 1846 года гонтою. Сначала это здание переделано было только в часовню, где отправлялась утреня, часы и другие подобные службы, приход же Куреневский был приписан к Николаевской церкви села Великой-Вербки. В 1846 году в Куреневке был открыт самостоятельный приход, часовня переделана заново, обтянута кругом шалевками, и внутри ее поставили иконостас. Переделанный храм был освящен в честь Зачатия св.Анны, чье имя носила дочь графа Гудовича, которая, как говорят, и содержала причт на свой счет до 1869 г., когда причту было назначено жалованье от Св.Синода. В 1873 году храм этот, вследствие своей ветхости и мало поместительности, был упразднен, а вместо него на средства крестьян при помощи (деньгами и деревом) местного помещика кн. Орлова, выстроен в 1881 году новый, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы; он деревянный, одно-купольный, с трех-ярусным иконостасом; постройка его обошлась до 15 тысяч рублей. Церк.земли: 2 д. 338 с., пах. 33 д. 2098 с. и сенок. с лесом 19 д. 495 с., а всего 55 д. 551 с. Причт. помещения деревянные, весьма ветхие. Ц.-прих. школа с 1883 года.; помещается в собств. здании.

В 2-х верстах от православного с.Куреневка находится раскольничий мужской монастырь, расположенный на поросшей лесом горе. В центре его находится деревянная церковь, построенная по образцу православных юго-западных церквей, с колокольнею, на которой, впрочем, колоколов нет, а только деревянное било. Внутренняя обстановка церкви довольно убогая; пол неровный, выбитый, стены черные, закоптелые; икон много, все старинного письма, большею частию без риз, почерневшие от времени. Храм посвящен во имя св.Николы Чудотворца, в день памяти которого (9-го мая) в монастырь стекается множество богомольцев-раскольников из Подолии, Бессарабии, Черниговской губ., Москвы и из других великорусских местностей. Для богослужения обязательно приезжают лжеархиереи-противоокружники (чаще других Петр, именуемый Бессарабским и Черниговским, и Кирилл Балтский и Одесский).

К северу от храма находится трапеза, тоже с церковью, в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в этой церкви служат обыкновенно зимою. Кругом идут дома с келиями для иноков. Монастырь – общежительный, содержится на доходы, получаемые от обработки земли, арендуемой у помещиков, содержание мельницы, а также на доброхотные даяния старообрядцев-противоокружников, благодетельствующих своей "лавре" из разных мест России. Всех иноков в 1897 г. было 21, прислуги и призреваемых 37.

Женский скит стоит среди самого села Куреневка, окруженный со всех сторон крестьянскими хатами. В нем посредине стоит деревянная часовня, в которой постоянно совершается богомоление, но особого священника нет. Кругом в беспорядке расположены монастырские дома, числом 22. Образ жизни инокинь келиотный. Скит поддерживается главным образом пожертвованиями, идущими в изобилии от раскольников Богородских, Дулевских (Москов. губ.) и Иваново-Вознесенских, которые часто бывают здесь, особенно в день храмового праздника (15 августа). Всех инокинь в 1897 г. было 50, прислуги и призреваемых 44.

(О куреневском старообрядческом монастыре см. Под.Еп.Вед. 1882 г. №7, 1884 г. №20-21).

Приходы и церкви Подольской епархии. Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета. Выпуск девятый. Под редакцией священника Е. Сецинского. – Каменец-Подольский. Типография С.П. Киржацкого, Николаевская площадь, д. № 5. 1901 год.

Материал предоставил чтец Никола Ковалев (Винница)

По материалам источников: Самарское староверие

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама