ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Святыням суетливость не к лицу

Анатолий Наумов :: 18 августа 2010

Человек уходит в монахи, чтобы создать иной мир – потому что существующий его не устраивает. Подобная форма протеста считается пассивной, однако соответствует такое мнение действительности далеко не всегда. Хочется или не очень, но миры все равно взаимодействуют. И хотя не пристало монахам думать о мирском, нередко получается так, что их труды нацелены на решение вполне земных проблем.

Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь, расположившийся в северо-западной части Ладожского озера на острове Коневец, казалось бы, располагает наиболее благоприятными условиями для уединения. Постоянного населения, за исключением самих жителей обители, на острове нет. Если не считать, конечно, лисиц, зайцев, белок да забредающих иногда по льду лосей. Единственное средство сообщения с большой землей – пара катеров, периодически отправляющихся на остров с паломниками и грузами из бухты Владимирская. Никакого телевидения, газет, даже мобильная связь устойчивостью не отличается.

Были до 1993 года соседи, подразделение Ладожской военной флотилии. Но сосуществование с ними тоже хлопот не доставляло. Наоборот: моряки ни под каким видом не покушались на монастырское имущество и даже способствовали его сохранности, поскольку для всех остальных остров оставался закрытой территорией. Разве что Странноприимный дом от их деятельности пострадал: старинное строение не вынесло вибрации размещенных в нем дизель-генераторов и дало трещину. Но взамен, по личному распоряжению посетившего монастырь министра обороны тех лет Павла Грачева, передали в собственность обители учебное судно "Коневец" – главную и единственную единицу монастырского флота.

517404_427

И все-таки в летние месяцы остров пустынным не выглядит. По спокойной воде плавание до него занимает чуть больше получаса. Но еще раньше появляются над зеленым фоном купола главного храма. К нему же ведет дорога от причала и вообще все дороги на Коневце. Можно, впрочем, сказать и иначе: от храма все дороги начинаются. Пойдешь направо вдоль берега, и обязательно доберешься до Коневского скита. Как и многие другие монастырские строения, он сейчас реставрируется, но это вовсе не мешает течению жизни. Хотя бы потому, что рядом со скитом разместился лагерь, деятельностью которого руководит священник Софийского собора, координатор социально-молодежных проектов и духовно-просветительских программ Царскосельского благочиния Глеб Грозовский.

Его воспитанники, самые обыкновенные мальчишки и девчонки, на первый взгляд просто ведут здоровый образ жизни: играют в волейбол, в настольный теннис, в качестве дополнительной нагрузки прибирают окрестную территорию, дышат чистым воздухом, питаются здоровой пищей и, вопреки ожиданиям, вовсе не вовлечены в систему религиозного просвещения. Разве что просыпаются с колокольным звоном и могут видеть со стороны, чем живут обитатели скита. А к вере приобщаются разве что через ее историю. Ведь это ужасно интересно: узнать, что начинался монастырь в далеком 1393-м, когда появился на Коневце еще не причисленный к лику святых новгородский монах Арсений. Что первый храм на острове был построен пять лет спустя. Что дважды, в 1577 и 1610 годах, разоряли монастырь воинственные шведы, которым не было никакого дела до чужой веры, зато очень уж занимали чужие богатства...

478120_427

Нельзя не признать такую программу отдыха дальновидной. Ничего не навязывая и ни к чему не принуждая (к вере каждый должен прийти сам, дорасти до нее), здесь подростков отделяют от побочных и не самых лучших продуктов цивилизации, от городских соблазнов и ложных ценностей, давая возможность познать естественную жизнь в общении с природой, частью которой мы являемся. Кто и какие ценности выберет – дело личное, но выбор окажется вернее, если знаешь обе стороны предложенной альтернативы.

Дети на Коневце вообще встречаются часто: уже не первый год благотворительная организация "Кедр" вывозит сюда еще и воспитанников психоневрологического интерната. Но это все-таки параллельная действительность. Реальная монастырская жизнь подчиняется своему уставу, включающему и будни, и праздники. Первых, как водится, значительно больше.

Общие службы и индивидуальные молитвы приходится совмещать с заботами о хлебе насущном. Собственно хлеб на острове не растет: не те природные условия. Однако пекарня у монастыря своя, и очень неплохая. Не самый щедрый огород помогает иметь некоторые запасы картофеля. Маленький скотный двор, на первый взгляд, с монастырским меню не сочетается, но ведь коз разводят не только ради мяса. Изрядное подспорье – богатые черничники и обильно произрастающие грибы: сбор и того, и другого тоже входит в обязанности братии. Самые же емкие заботы связаны с возрождением обители.

На подходе к острову радуют глаз купола храма. Надежны стены монастырского каре. В Нижнем храме, где проходят службы, паломники тоже недостатков не обнаруживают: отреставрированы росписи, притягивают взор образа, резные ворота иконостаса соответствуют древним традициям, но сверкают при этом свежей позолотой. Голоса певчих радуют душу чистотой и мощностью. Однако кому лучше известно о проблемах, чем хозяевам?

Настоятель Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Александр вопросы веры трактует твердо. На монашеском служении подробно не останавливается: люди свой выбор сделали сердцем, приняли обет послушания и следуют ему. Но и в делах хозяйственных сведущ. Чувствуется: хочется ему, чтобы Верхний храм (в нем сейчас ведутся реставрационные работы) выглядел не хуже Нижнего. Следующим летом намечается начать его роспись. Помнит, что кроме стен имеются у монастырских зданий полы и кровли, которым тоже есть нужда уделить внимание. Про паломников не забывает: желающих посетить службу в монастыре становится все больше, а где их размещать? Действующая Красная гостиница по летним временам загружена практически постоянно, а Белая только дожидается своей очереди на ремонт. Но уже подсчитано, что на это надо где-то изыскивать 25 миллионов, которые надо будет израсходовать в течение двух последующих лет в соответствии с требованиями технологии. Про Странноприимный дом пока подробно вообще не говорит, проект и смета на его восстановление – перспектива отдаленная.

Не чужд игумен и таких прозаических вещей, как отопление или энергоснабжение. Причем проекты рассматриваются в полном соответствии с требованиями времени: не о мощных дизель-генераторах мыслится, которые не в ладу с окружающей средой, а о ветряных.

Складывается впечатление, что при таком объеме хозяйственных забот настоятелю о душе подумать некогда. На самом деле одно другому не препятствует. Более того, думает игумен Александр и о тех из своих потенциальных прихожан, кому до храма добраться не всегда удается.

Есть на Коневце легенда: не всех остров принимает. Причем окружающая его Ладога с земными чинами и званиями не считается. Даже императора Александра I шторм заставил вернуться на большую землю, а вот его внука, Александра II, пустил, и памятный знак, посвященный этому визиту, встречает всех паломников. Однако кроме легенд существует упомянутый уже недостаток мест в гостинице, ограниченное количество мест на курсирующих между бухтой Владимирской и Коневцом катерах. Монастырю же, с точки зрения игумена Александра, о пастве следует печься постоянно.

Была идея соорудить церковь в бухте Владимирской, но оказалось, что владельцем здешней земли является военное ведомство, которое готово участок продать через аукцион: то есть тому, кто больше даст. Монастырь пока что дать не может ничего. Но даже если и располагал бы средствами, нет никакой гарантии, что сумел бы всерьез конкурировать с другими претендентами: вложения в земельные участки пользуются сейчас повышенной популярностью. А то обстоятельство, что расположен он на озерном берегу, делает место еще более привлекательным. Да, занимать берег для личных нужд по закону нельзя. Но мало ли берегов вопреки закону уже огорожены и застроены на территории Ленинградской области?

Была и другая идея. В расположенном неподалеку селе уже много лет пустует помещение детского сада. Монастырь брался его реконструировать для организации службы. Нетрудно догадаться, что из этого тоже ничего не вышло.

Конечно, покушаться на детские дошкольные учреждения нехорошо. Но все-таки в том случае, если они работают. Сомнительно, что у местных властей отыщутся средства для ремонта. Напротив, бесхозное здание медленно, но верно расхищается. Впрочем, это уже дело хозяйское.

Можно сказать и иначе: на все воля Божья. И поскольку пути Господни неисповедимы, вполне возможно, что найдутся люди, для которых важно не только земное благосостояние. Они и сейчас находятся. Ведь каждый, кто приезжает на Коневец, что-то обязательно для монастыря делает: не кошельком, так руками. Душа того требует. И одна из древних русских святынь возрождается. Неторопливо, но основательно. Не только для монахов – для каждого из нас. И служить готова тоже каждому: лишь бы ехал сюда без суеты и корысти. А других, глядишь, и в самом деле, остров не пустит.

Источник: Росбалт

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама