Отношение высших официальных лиц РПЦ к лозунгу "Православие или смерть" двояко. С одной стороны, они не раз прямо осуждали его. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди, произнесенной 8 марта 2009 года в храме Христа Спасителя в присутствии представителей Антиохийской и Александрийской Православных Церквей, сказал: "Никогда Господь не говорил: "Мое учение или смерть". Ни один апостол не говорил: "православие или смерть". Потому что православие – это жизнь вечная, это радость во Святом Духе, это радость жизни; смерть же – это тлен, это результат грехопадения и дьявольского действа. И сейчас у нас появляются время от времени лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать православие, спасать его чистоту, которые повторяют этот опасный, греховный и внутренне противоречивый лозунг: "Православие или смерть". В глазах этих людей вы не найдете любви, там горит дьявольский огонь гордыни, стремление к власти, к разрушению церковного единства".
С другой стороны, спустя две недели после той проповеди Патриарх удостаивает высокой церковной награды игумена Сергия (Рыбко), известного миссионера, в чьем непосредственном окружении немало тех, кто носит на публике футболку с этим самым лозунгом, – и представитель Союза православных хоругвеносцев Юрий Агещев, и известные рок-музыканты Константин Кинчев и Стас Бартенев, на концертах которых игумен произносит проповеди. Уже после передачи прокуратурой дела в суд Кинчев и вся возглавляемая им группа "Алиса" вышли на сцену на концерте в Петербурге 25 июля в таких футболках. На следующий день Священный Синод включил рок-музыканта в Патриарший Совет по культуре.
Чтобы понять разницу в подходах руководства РПЦ к одному и тому же лозунгу, надо взглянуть на его историю.
Лозунг "Православие или смерть" возник сравнительно недавно. В 1965 году, когда Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Константинопольский Афинагор торжественно заявили о снятии анафем, наложенных друг на друга Западной и Восточной христианскими Церквами в 1054 году, монахи афонского монастыря Эсфигмен отказались признать это решение как "ересь экуменизма". В истории Константинопольской Церкви снятие наложенных анафем не является чем-то из ряда вон выходящим: например, Константинопольский Собор 879–880 годов отменил наложенную в 867 году Патриархом Фотием анафему на Папу Римского Николая I и восстановил общение с Западной Церковью. Но в данном случае снятие анафем оказалось очень удобным поводом для обвинений иерархии в "предательстве" и "связи с католиками и масонами". Эсфигмен стал центром притяжения для "истинно-православных" групп, которых называют "зилотами" ("ревнителями", по аналогии с иудейским движением в Палестине I века н.э.). В 1972 году над монастырем появился черный флаг с надписью "Православие или смерть". Аналогичные черные полотнища с различными изображениями развеваются над "подворьями" монастыря в городах Греции и в соседних странах. Например, в Сербии, где в 1996 году "зилоты" создали свой мужской монастырь в глухих лесах на Фрушкой горе. Повсюду, и в Сербии, и в Греции, они отвергают официальную Церковь и епископов и, в свою очередь, отвергаются ими. В 2003 году общее собрание представителей и предстоятелей всех 20 главенствующих монастырей Афона публично заявило, что "занимающие Эсфигмен лица, заходя намного дальше выражения несогласий, обеспокоенности и тревоги в связи с церковной политикой того или иного Предстоятеля Константинопольской Церкви, не признают свойств Православной Церкви ни за одним из древнейших Патриархатов (Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским) и ни за одной из прочих Поместных Православных Церквей. Они ведут борьбу не в защиту православия, как утверждают сами, а исключительно в защиту конкретного ответвления так называемых "истинно православных христиан", к которому принадлежат сами" (Священный Кинот Святой Афонской Горы. Правда о "гонениях" на зилотов, занимающих Монастырь Эсфигмен на Святой Афонской Горе/ Перевод с греческого. М.: Святая гора, 2003).
В России "зилотская" тематика и символика оказались востребованы, когда после смерти 2 ноября 1995 года митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) российским "ультраправославным" стало ясно, что более никто среди заметных иерархов РПЦ не разделяет их идеи. Начиная с 1997 года газета "Русь Православная" и альманах "Православие или смерть" из номера в номер начали писать о "предавших православие западным еретикам и масонам" иерархах РПЦ. Идеологической основой для позиции данных изданий являлся декларируемый ими "православный сталинизм", причем православие и отсылки к решению Собора Поместных Православных Церквей в Москве 1948 года, осудившего экуменические контакты с западными Церквами, в нем были явно вторичны по отношению к пиитету перед "борцом с сионизмом" Иосифом Сталиным. Так, в материалах "Руси Православной" за 2006 год утверждается, что "Русская Православная Церковь вымолила Сталина у Бога для России" и, собственно, этим им и ценна. В 2004 году Патриарх Алексий II осудил "Русь Православную" и подобные издания как "дискредитирующие Церковь и ее иерархов" и "пытающиеся разделить Церковь". В итоге одни издания просто тихо сошли на нет (как то же "Православие или смерть"), другие – как "Русь Православная" с ее главредом Константином Душеновым – в последующие годы стали объектом судебного преследования.
Одолев "истинно православных", отрицавших под лозунгами борьбы с ИНН и экуменизмом легитимность иерархии РПЦ, Патриархия в то же время прямо способствовала созданию аналогичного движения в своих рядах. Желание привлечь к себе массы молодежи заставило в 2004–2005 годах верхи РПЦ привлечь к "миссии" ряд изрядно постаревших и обратившихся уже к тому времени к вере рокеров. А вчерашние рок-бунтари и православие восприняли в его максимально радикальном – монархистско-черносотенном варианте. При фан-клубе группы "Алисы" даже возникла "Красно-Черная Сотня", своим названием намекавшая и на традиционные красно-черные цвета группы, и на "черносотенцев". Дети и внуки атеистов, лишенные православной традиции, жадно глотали "истинно православные" лозунги и визуальные образы, которые проникали в среду российских ультраправославных с Балкан. Отметим, что ставшая ныне предметом судебного разбирательства футболка была создана в 2006 году (хотя считается многими "традиционной") художником Игорем Мирошниченко. По словам главы Союза православных хоругвеносцев Леонида Симоновича-Никшича, Мирошниченко этот дизайнерский образ привез из их совместной поездки в Сербию в 2004 году.
Иск прокуратуры оказался для нового ультраконсервативного крыла РПЦ возможностью "показать силы". В защиту лозунга "Православие или смерть" выступил на сайте своей епархии епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков), уже отметившийся перед этим статьей против "масонов-экуменистов". Опереться они могут не только на поддержку консервативных верующих, но и на молодежь, которая посещает рок-концерты: в конце июня Кинчев прямо пригрозил властям Карелии за запрет рок-фестиваля "Воздух" новой Кондопогой, ставшей символом "русского бунта". Мол, молодежь может повести себя "дерзко и грубо", и власти "надо быть вместе со своей молодежью, а не против нее". Насколько сейчас Патриархия контролирует это поколение ультраправославных, скорее всего является открытым вопросом и для нее... Отсюда – и попытки то осудить радикальные лозунги, то "приручить" тех, кто эти лозунги озвучивает одаривая их наградами и церковными должностями.
Источник: НГ-Религии