ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мекка сикхов

В Золотом храме в Амритсаре может найти приют даже иноверец

Влад Сохин :: 18 августа 2010

Когда простой индиец Нанак отправился в начале XVI века в свое первое путешествие, он был движим богопознанием. Родившись на стыке индуистской и исламской культур, он считал для себя чуждым разделение людей по кастовому признаку, а также полагал необязательными соблюдения многочисленных религиозных предписаний. "Бог не индуист и не мусульманин, и я должен идти по Его пути", – говорил Нанак своим близким. Во время одного из своих путешествий Нанак совершил паломничество в Мекку. До наших дней дошла легенда о том, как, усталый от многомесячного пути, Нанак добрался до исламской святыни и лег там отдохнуть. Совершенно случайно его ноги оказались направленными в сторону Каабы. Один из стражей подбежал к нему и стал громко ругать за то, что тот "направил свои ноги в сторону Бога и дома Его". Нанак попросил стража указать ему место, где Бога нет. Мусульманину пришлось признать, что Бог присутствует везде.

Возвратившись в Индию из своих странствий, Нанак остановился в штате Пенджаб, где и стал проповедовать свое учение. Весьма скоро вокруг него образовалось большое число последователей, которые и образовали первую общину сикхов. В Амритсаре, столице штата Пенджаб, был построен Хармандир Сахиб, или Золотой храм, вокруг которого сегодня существует огромный религиозный комплекс. Золотой храм стал Меккой сикхов, местом, вокруг которого постоянно бурлит жизнь и где ни на минуту не стихают слова молитв.

Освободив своих последователей от поста, воздержания, покаяния и прочих "религиозных наслоений", Нанак хотел сделать сикхизм свободным от каких-либо предписаний. Но на смену одним религиозным требованиям пришли другие. Так, каждый сикх обязан соблюдать правило пяти "К", а именно: постоянно иметь при себе пять предметов: Кара – стальной браслет, Качла – нижнее белье, Кеш – нестриженые волосы под чалмой, Кангха – гребень и Кирпан – кинжал или меч. Сикхи верят, что если каждый будет иметь при себе меч, то все люди будут уважать друг друга, зная, что любая агрессия найдет отпор. Не считая ритуалы и церемонии обязательными, сикхи тем не менее вовсю их используют. Медитации, поклонение священной книге Ади Грантх и ритуальная пища – неотъемлемые части сикхизма. Полнейшего обретения религиозной свободы для людей и освобождения от обрядов в сикхизме так и не получилось.

Приготовление традиционных хлебных лепешек "чапати" на кухне гурдвары.

Религия сикхов впитала в себя элементы ислама и индуизма. Из ислама пришла идея о Едином Боге, из индуизма – красочные обряды и церемонии. Храм Хармандир Сахиб в Амритсаре очень напоминает исламскую Каабу в Мекке. Интересно, что первый камень храма был заложен не четвертым сикхским Гуру Рам Дасом, во время которого велось строительство, а мусульманским святым-суфием Миан Миром.

Вокруг Золотого храма, окруженного со всех сторон водой, кругами ходят сикхи, останавливаясь для медитаций или священного омовения в пруду. Если мужчины совершают омовение в любой части водоема, то для женщин отведена специальная закрытая купальня. Но это почти единственное разделение по половому признаку в сикхизме. Принимают пищу и совершают богослужения женщины и мужчины вместе. Отношение к женщинам у сикхов особенное, еще Гуру Нанак говорил об уважении мужей к своим женам. В Ади Грантх записаны такие слова Нанака: "От женщины произошел мужчина; внутри женщины он был зачат; с женщиной он обручается и на ней женится; через женщину приходят новые поколения. Когда его жена умирает, он ищет себе другую; с женщиной он связан. Так почему же женщину считают плохой? От нее происходят дети; от женщины рождается новая женщина; без женщины не было бы никого на свете. О, Нанак, только Бог не имеет женщины!"

В Золотом храме, равно как и в любой другой гурдваре – сикхском храме, всегда рады принимать гостей. И не важно, к какой религии или касте принадлежит пришелец. Сикхи считают, что перед Богом все равны. Кухня храма работает круглосуточно, и пища для всех раздается без перерыва. Естественно, сикхи будут рады, если их гость не только поест, но и поможет в приготовлении еды или мойке посуды.

В Хармандир Сахиб тянется большая очередь. Люди ожидают возможности поклониться огромной книге Ади Грантх, чтение которой ведется денно и нощно и транслируется в прямом эфире местного сикхского телеканала. Чтобы попасть в гурдвару, нужно пройти по небольшому мостику, перекинутому через пруд и символизирующему путь, отделяющий грех от праведности. При выходе из Золотого храма услужливый страж с длинным старинным мечом на бедре раздает традиционные лепешки. Рядом разливают "святую" воду для питья, черпая ее из озера неподалеку, где купаются ребятишки и откуда выглядывают своими большими глазами золотые карпы.

На территории храма расположен музей сикхизма. Здесь выставлены старинные экземпляры Ади Грантх, одежды и оружие сикхских гуру и многочисленные картины, изображающие различные подвиги местных святых. На одной из картин показано разрушение Золотого храма индийскими властями в 1984 году, на другой – сикхские мученики, погибшие за веру. Как бы в противовес им, у входа в храмовую гостиницу висят другие портреты – местных воров, пойманных на месте преступления и сфотографированных для "доски позора".

В прудах у храма совершают ритуальные омовения, и отсюда же берут "святую" воду для питья.

Как и еду, ночлег при храме можно получить бесплатно. Для тех, кто располагает средствами, в Амритсаре построены многочисленные гостиницы – от бюджетных ночлежек до пятизвездочных отелей. Единственное ограничение для приезжих здесь – не распивать спиртные напитки и не курить в периметре трех кварталов от Золотого храма.

Ночью главная гурдвара сикхов освещается мощными прожекторами, от которых, кажется, храм становится еще более золотым. В особые праздничные дни вокруг него собираются десятки тысяч сикхов, а по окончании вечерней медитации и пения стихов из Ади Грантх над храмом вспыхивают огни фейерверка. На это зрелище собираются посмотреть не только сикхи, но и местные индуисты и мусульмане. Все они принимают участие в праздничной трапезе в столовой храма. И в этом нет ничего удивительного, ведь Гуру Нанак, утверждавший, что там, где Бог, нет отдельно ни индуизма, ни ислама, одинаково почитается за святого не только сикхами, но и индуистами и мусульманами штата Пенджаб.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама