ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Две стороны унитаризма

Георгий Бовт :: 19 августа 2010

Чеченская Республика в последние дни стала источником как минимум двух, на мой взгляд, любопытных новостей. Первая связана с харизматичным президентом Рамзаном Кадыровым, который заявил, что он не хочет быть больше президентом, ибо президент в стране только один.

Такую тягу к федеративному разумному однообразию можно только приветствовать. Уже довольно давно, в том числе в руководящих кругах правящей партии, заговорили о том, что оставшееся в наследство от "парада суверенитетов" необычайное количество региональных президентов – явный рудимент ушедшего времени, и его пора похоронить. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что формально с аналогичным предложением еще ранее начала выступать ЛДПР. Но если по части титула главы республики данный субъект федерации встал в единый федеральный строй, отказавшись от "парада" хотя бы по этой части, то в некоторых других сферах национальной (вернее, региональной) правоприменительной практики Грозный, напротив, фактически настаивает на том, что имеет определенные полномочия на национальное своеобразие.

Уже сравнительно давно в республике действует негласный (но при таком решительном руководителе, как Кадыров, нет сомнений, что любая санкционированная им "рекомендация" будет действовать пожестче любого писаного закона) "дресс-код" для женщин, выдержанный в соответствии с давними мусульманскими традициями. Существующие в Чечне правила, скажем торговли спиртным также несколько отличаются от федеральных. Есть множество и других подобных проявлений. Чеченское руководство во главе с Кадыровым в этом плане придерживается довольно целостной и по-своему последовательной политики, рассматривая мусульманские культурно-исторические традиции как одну из важнейших составляющих консолидации общества и как залог его дальнейшего мирного развития сообразно собственным национальным представлениям о том, что такое хорошо в плане общественного прогресса, а что такое плохо.

Из "новелл" последних дней: в связи с наступлением священного для мусульман месяца Рамадан, как сообщается, по Чеченской Республике проводятся своего рода рейды, в ходе которых с владельцами кафе и ресторанов, которые продолжают работать в дневное время суток (то есть до захода солнца), проводятся "разъяснительные беседы". Суть бесед имеет тоже культурно-исторический характер: владельцам доходчиво объясняют (оставим в стороне рассуждения, как именно это происходит), что, потчуя людей в Рамадан до захода солнца, они тем самым оскорбляют чувства мусульман.

По сему поводу, а также по поводу других правоприменительных "особенностей" Чечни уже довелось слышать немало довольно резких комментариев. Мол, как же так, почему это федеральные законы (и, добавим, обычаи) не действуют в субъекте федерации. Правда, возмущающиеся не уточняют своей позиции: а как именно они собираются "заставить" этот субъект федерации выполнять в точности все законы, которые тут формально нарушены? И правильно, что не уточняют. Потому что ответ на этот вопрос в нынешнем политическом контексте совершенно четко известен: никак.

Но можно посмотреть на данную проблему совершенно с другой стороны. Если принять за данность (а применительно к Чечне федеральным властям только это и остается), что возможности субъекта федерации в части, трактуемой как "национальное своеобразие и традиции", столь велики, то почему они не могут быть столь же велики или, скажем мягче, гибки в отношении всех других субъектов федерации? Почему то, что в одном случае признается как единственно возможное средство для сохранения лояльности субъекта и лично его харизматического руководителя – в угоду, надо полагать, сохранения федерации в целом, нельзя позволить другим субъектам федерации? Те же катастрофические лесные пожары этим летом показали, как излишняя централизация (отъем всех возможных бюджетно-налоговых средств в центр с тем, чтобы потом их перераспределять сверху вниз по милости федеральной власти), достигнутая под флагом борьбы за единообразие всех и во всем, ведет к полному параличу какой-либо региональной ответственности и самостоятельности. Все словно застыли в немой сцене и с надеждой смотрят в небо: когда же наконец прилетит премьер-министр на самолете-амфибии и даст распоряжение вот тут провести газопровод, вот тут – водопровод, а вот тут восстановить сгоревший домик бабушки Агафьи. Отучившись претендовать на какую-либо самостоятельность по части разумного регулирования региональной общественной, экономической и всякой прочей жизни, региональные власти одновременно разучились и сколь-либо самостоятельно решать возникающие на местах насущные проблемы. А спасительный самолет-амфибия, даже два (по одному на каждого члена тандема), везде все равно не поспеет.

Источник: Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама