Епископ Кременчугский и Хорольский Евлогий (Гутченко) (УПЦ МП) в интервью изданию "Кременчуг православный" рассказал о своем видении на диалог с украинскими староверами и историю разделения:
"Всматриваясь в отечественную историю, мы находим несомненные следы промыслительного попечения Божия, явленного, прежде всего, в великом сонме русских святых, в призвании нашего народа к святому Православию и воплощению в жизни идеала Православной Святой Руси. Отступление от этого призвания всегда оборачивалось народной скорбью, что особенно выразилось в страшной драме русского церковного раскола ХVII века, не преодоленного, к сожалению, до сих пор.
Реформы Патриарха Никона, которые осуществлялись зачастую людьми неправославными, внесли в религиозное сознание нашего народа грандиозный раскол, мало с чем сравнимый по своим масштабам. Вот уже более трех веков церковные и светские историки спорят о том, насколько были необходимы эти преобразования, принесшие долговременный раскол Русской Церкви, множество жертв, массовое уничтожение старинных икон с двоеперстием, древних книг и других памятников церковной культуры. Некоторые историки и мыслители считают раскол ХVII века одной из катастроф, подготовивших трагедию ХХ века, начавшуюся в 1917 году.
Последующие после начала раскола три века показали, насколько болезненным и противоестественным является существование на одной земле двух Церквей, одинаково называющих себя православными, но разделенных стеной враждебности и непонимания. Противостояние не могло быть полезным ни для той, ни для другой стороны, и уже в ХVIII веке зачинателями единоверчества были сделаны попытки ненасильственного преодоления раскола.
Русская Православная Церковь неоднократно возвращалась к пересмотру реформированных в ХVII веке богослужебных книг. В ряде случаев признавался правильным дониконовский вариант текста. В наше время все больше иерархов, клириков и мирян оценивают старообрядцев не как упорствующих фанатиков, а как наших братьев по вере, ревнителей древнерусского православного благочестия, констатируя, однако, при этом факт раскола. Церковь не только соборно объявила о равноспасительности древнерусских обрядов и книг, но и решительно осудила имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, что является весьма важным в деле преодоления раскола. Необходимо начать конструктивный диалог о путях преодоления пагубного разделения и дальнейшего будущего воссоединения верующих двух обрядов в единой Церкви. Надо сделать все для того, чтобы уврачевать раскол. Путь к этому лежит через смиренное покаяние и молитву, отказ от взаимных претензий и бессмысленных упреков. Необходимо не на словах, а на деле проявить обоюдное стремление к единству нашей Святой Церкви".
По материалам источников: Русская линия