Наш сайт размещает документ с сокращениями публикуются фрагменты, посвященные старообрядцам. Вторая страница докладной записки в деле отсутствует.
Документ хранится в Государственном архиве Самарской области (ГАСО). Орфография и пунктуация сохранены.
л.4
Сов. секретно
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СОВНАРКОМЕ СОЮЗА ССР
тов.Полянскому И.В.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
О деятельности религиозных культов на территории Куйбышевской области и гор.Куйбышева
по состоянию на 1 апреля 1945 г.
по гор. Куйбышеву.
(на первой странице докладной записки (л.д.4) идет речь о еврейской синагоге, текст на оборотной стороне отсутствует, затем сразу идет третья страница докладной записки, т.е. лист 5 архивного дела – прим. "Самарского староверия!)
л.5
пы число последователей этого толка в гор. Куйбышеве достигает 2 тысяч человек. От группы верующих этого толка поступило ходатайство об открытии молитвенного дома в ранее принадлежащей им церкви на ул Обороны № 70, которое сейчас занято под общежитие механического техникума.(1)
по гор.Сызрани.
В городе Сызрани действующих молитвенных домов, кроме Русской православной церкви нет. Но в марте месяце в горсовет поступили ходатайства об открытии молитвенных домов от гркппы Евангельских христиан и баптистов, насчитывающих своих членов до 50 человек, и от группы старообрядцев "Белокриницкой иерархии", насчитывающей до 260 человек.
...
По районам области.
...
За последнее время заметно начали активизироваться группы старообрядцев различных толков и согласий. Так, в Шигонском районе в дер. Печерские высолки имеется группа "Спасово согласие", насчитывающая, по заявлению верующих, около 40 человек. Члены этой группы собираются нелегально по 10-15 человек в частных домах. Все они являются члекнами колхоза. Но, как заявил представитель этой группы, им "мешает милиционер", который не дает собираться. В Кошкинском районе в с.Кошки, также имеется группа старообрядцев "Спасово согласие", насчитывающая свыше 70-ти человек.
...
Обо всех этих группах верующих мною поставлены в известность соответствующие райисполкомы и райкомы ВКП (б), которые до сих пор не знали о их существовании.
л.4 об.
...
2. О ХОДЕ РЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВ.
К регистрации религиозных обществ мною приступлено во 2-й половине марта. По состоянию на 1 апреля поступило 12 заявлений с ходатайством о регистрации религиозных обществ. Из это-
л.6
го количества мною, пока что зарегистрировано всего только 3 общества мусульманского вероисповедания.
...
3. О ПОДАННЫХ ЗАЯВЛЕНИЯХ И ХОДАТАЙСТВАХ ОБ ОТКРЫТИИ МОЛИТВЕННЫХ ЗДАНИЙ.
За период с 1 января по 1 апреля 1945 года в адрес Уполномоченного Совета по делам религиозных культов поступило 8 заявлений верующих с ходатайством об открытии молитвенных зданий. В том числе:
...
7. От старообрядцев крестовоздвиженской церкви Белокриницкой иерархии гор.Сызрани об открытии Крестовоздвиженской церкви.
8. От старооборядцев "Спасова согласия" дер. Печерские
л.6 об.
выселки, Шигонского района об открытии молитвенного здания
Из всех поданных заявлений до сих пор ни одно не рассмотрено, т.к. три из них возвращены подателям на дооформление, а по 5 заявлениям посланы в райисполкомы задания на заключение о техническом состоянии указанных в заявлениях зданий и сделаны запросы чем эти здания заняты в данное время.
Возрастной контингент верующих, подавших заявления об открытии молитвенных зданий, состоит преимущественно из стариков преклонного возраста, но в отдельных группах есть молодежь 1925-1926 и даже 27 года рождения. Это особенно наблюдается среди мусульман и старообрядцев.
4. ВЫВОДЫ
Усилившаяся за последнее время активизация различных религиозных групп и направлений является результатом того, что во-первых, недостаточно ведется массово-политическая работа среди колхозников и колхозниц, в особенности мусульманского вероисповедания, во-вторых, факт создания Советов по делам Русской православной церкви и по делам религиозных культов при СНК СССР только дошел до рядовых колхозников, в особенности это заметно после Всероссийского Собора Русской православной церкви и популяризации итогов его работы.
До этого же религиозные "активисты" не смели открыто выступать с ходатайствами, боясь, как бы им не попасть в НКВД. Хотя и сейчас со стороны отдельных советских работников есть случаи административного запугивания верующих. Характерный случай имел место в Похвистневском районе, о котором рассказал секретарь райисполкома т.Ендураев "когда верующие мусульмане подали в райисполком ходатайство об открытии мечети, так мы вместе с начальником райотделения НКГБ вызвали их в кабинет и так их там пробрали, что они забрали ходатайство обратно и теперь больше не являются".
Большинство же райисполкомов вопросами деятельности религиозных культов на территории их районов не интересуются совершенно, что видно в их полной неосведомленности о наличии в районах тех или иных религиозных групп и о их деятельности. Даже в гор.Куйбышеве руководители горсовета не знали какие религиозные группы в городе работают и не знают, где, какие и чем заняты молитвенные здания, кроме русской православной церкви.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ СНК СССР по Куйбышевской области и гор.Куйбышеву
/Ф.Работалов/
ГАСО, Ф.4089, оп.1. д.2
Примечания:
1. Речь идет об общине беглопоповского согласия. которая имела храм на ул.Обороны, 70 (позднее был разрушен)
Набор и публикация И.Будкиной
По материалам источников: Самарское староверие