г. Сызрань небольшой уездный городок, основанный в 1683 году. Он расположен на правом берегу Волги, между речками Крымзой и Сызраном. По названию последней и была первоначально названа крепость Сызран. Для возведения крепости было выбрано гористое место в южной стороне Самарской Луки, вблизи которого пролегала дорога на Урал. Для строительства крепости, ее заселения и несения службы привлекалось население Симбирска и Казани, Чебоксар и Нижнего Новгорода, Саранска, Арзамаса и других поволжских городов.
Поначалу Сызрань, ныне входящая в состав Самарской области, приписывалась к Симбирской провинции Казанской губернии, позднее к Симбирской губернии. Ее население к концу XVIII века составляло около пяти тысяч человек. В "Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии на 1868 год" Сызрань отмечена как город, "славившийся своими упорными и сильными по богатству и торговым связям с Москвой, Астраханью, Уральском и Черноморьем раскольниками." Во многих исторических документах Сызрань указывается как главный пункт распространения "раскола" в губернии.
Из 48 церквей, встречающихся по пути из Сызрани в Симбирск 29 были старообрядческие.
"Милостыня, которую они, то есть раскольники во множестве получали из Сызрана и других богатых мест, пишет кафедральный протоиерей Петр Иустинов, было главным для распространения раскола в губернии".
В разные годы в Сызрани возникали тайные моленные в домах верующих, но, как правило, вскоре они разоблачались. Их устроителей подвергали судебным разбирательствам, моленные закрывались, а имущество передавалось в ведомство духовной консистории. Так, в архивных материалах имеются сведения о моленных в домах Д. В. Попова, купчихи Клавдии Ерамасовой, Д. Ф. Бочкарева, купца Елистратова и мещанина И. С. Старцева. Два последних молитвенных дома были выстроены специально. Моленная Ивана Семеновича Старцева поначалу располагалась в доме купчихи Ерамасовой еще в 60 е годы XIX века, а позже в его собственном доме в набережной части Средне Покровской улицы (ныне ул. Крестьянская), и прослеживается по полицейским документам до 1904 года.
В Самарских епархиальных ведомостях за 1870 г. И. С. Старцев отмечен как глава сызранского поморского общества, приемлющих браки, "который в Сызранской молельне совершает разныя молитвословия, а так же по их обряду браки и крещение". Судя по всему, он был здесь духовным наставником.
По-видимому, первым официально открытым храмом старообрядцев поморцев была моленная, которую именовали "бочкаревской". Она располагалась на ул. Канатной (ныне ул. Чапаева). Заметим, что она, как и ранее упомянутая моленная, устроенная Дмитрием Филипповичем Бочкаревым, находилась во второй части города за рекой Крымзой. Возможно, что между ними есть какая то связь, отсюда и наименование "бочкаревская". Одним из служителей здесь, а именно, руководителем хора, был А.А.Бочкарев. Иконы в моленной были его же работы.
Бочкаревская моленная это высокое (примерно в два этажа) срубовое строение с притвором, стоящее вдоль улицы, с шатровой крышей, увенчанной небольшим куполом с восьмиконечным крестом. Во двор на северную сторону выходило четыре окна. В моленную было два входа: мужской и женский, внутри же разделенное перегородкой на двое по самые клироса. Последние описания говорят о том, что моленная была устроена по феодосеевским принципам. У входа с мужской стороны находился свещной ящик. Помещение отапливалось двумя печами голландками. В начале 30-х гг. эту моленную закрыли, иконы погрузили на машину и увезли. Позже в этом помещении были швейные мастерские, затем начальная школа и ремонтные мастерские. Оскверненное помещение сгорело в 80 х годах и вскоре было разобрано.
В конце XIX начале XX века в Сызрани действовала Гектографическая типография Прокопия Максимовича Безводина.
По новому административному делению 1928 года Сызрань вошла во вновь образованную Средне Волжскую область, с центром в Самаре. В 1930 году Средне Волжская область была переименована в край, а позже вновь в область, но уже Куйбышевскую, с центром в городе Куйбышев (бывший до января 1935 года Самарой).
В 30-50-е годы XX века (около 30 ти лет) общину возглавлял наставник Василий Иванович Поздняков (родом из Ульяновской области). Тогда община собиралась на молитву в домах верующих. После смерти И.В.Позднякова обязанности духовных наставников исполняли Матфей Иванович Нуждин и Григорий Глухов. Долгое время уставщиком в общине служил Николай Александрович Бочкарев сын известного иконописца Александра Архиповича Бочкарева.
В 80 е гг. поморцы Сызрани вскладчину приобрели и оборудовали молитвенный дом по ул. Ленина, 52. В это время наставником общины был Петр Лукич Спирин, а уставщицей Клавдия Георгиевна Беляева. В 1980 г. наставником в общину был благословлен Николай Иванович Темников. В 1993 г. Сызранская община была зарегистрирована Управлением юстиции Самарской области.
Сызранская община и ее служители поддерживают поморцев, разбросанных по окрестным селам: в Троицком, Сунгуре, Канадее и др.
(Из рукописи П.В.Половинкина "Староверие в Самарском крае")
В декабре 2006 года о.Никола Темников скончался. В ноябре 2007 года исполнять обязанности наставника общины благословлен Василий Давыдов. Новый и.о.наставника родом из г.Еденцы (Молдова), где много лет существует сильная поморская община.
По материалам источников: Самарское староверие