Рассматривая фото маршей протеста католиков в североирландском Ольстере, легко разглядеть в толпе агрессивно настроенной молодежи парней в футболках с горизонтальными зелено-белыми полосами. Это цвета футбольного клуба "Селтик" из шотландского Глазго. Клуба, который с момента своего основания в конце XIX века ассоциировался с ирландцами и католиками.
В самой Шотландии, приходя на стадион, болельщики "Селтика" вывешивают не шотландский Андреевский крест и уж тем более не британский "Юнион джек", а ирландский триколор. Полицейские кордоны отделяют сектора болельщиков "Селтика" от секторов их заклятых врагов – болельщиков "Глазго Рейнджерс", сыплющих оскорбления в адрес "папистов" и "немытых ирландских собак".
То, что происходит на трибунах во время матчей "Старой фирмы" (так в Шотландии называют противостояние "Селтика" и "Рейнджерс"), для Северной Ирландии – реалии повседневной жизни. Католики и сепаратисты ведут здесь непрекращающуюся борьбу против протестантов и лоялистов (сторонников британского единства).
Именно поэтому многие североирландцы болеют за "Селтик". Матч "Селтик" – "Глазго Рейнджерс" – символ этноконфессионального конфликта, беспокойного вулкана, на котором живет Великобритания.
Шотландия XVIII–XIX веков была территорией победившей Реформации. Глазго, где впоследствии развернется противостояние "Старой фирмы", ненавидел католиков. В 1790 году, по данным переписи, в городе проживали всего 39 католиков, но при этом были зарегистрированы 43 антикатолических общества. Антикатолицизм был частью идентичности коренных жителей Центральной Шотландии.
В дальнейшем доля ирландцев-католиков среди горожан Глазго резко возросла. Сначала это были сезонные рабочие, затем переселенцы, бежавшие от Великого картофельного голода 1840-х годов из Ирландии.
Болельщики "Глазго Рейнджерс" до недавнего времени припоминали фанатам "Селтика" тот самый голод, распевая на трибунах: "Я часто думаю, где б они все были, если б мы их не приютили, не вымыли их, тысячи ирландцев в Глазго... Теперь их паписты сидят в Риме, у них есть Боно и U2, а голод закончился, так почему бы им не убраться домой?" Распевали эти куплеты до недавнего времени – ведь шотландский суд запретил "Песню о голоде", сочтя ее расистской.
Еще в 1980-е годы болельщики "Селтика" отвечали своим недругам песнями в поддержку Ирландской республиканской армии...
Шотландцы пытались ассимилировать ирландцев, но те говорили на своем языке, держались католицизма, стремились сохранить собственную идентичность в новых условиях. Более того, их совершенно не устраивала роль маргиналов в шотландском обществе. Основав клуб "Селтик", который вскоре начал добиваться успехов, ирландцы заявили о себе, своих амбициях, единстве и приверженности корням. Примечательно, что создателем "Селтика" считается католический монах Эндрю Керинс. Он пытался удержать ирландскую католическую молодежь от "протестантского влияния".
В то же время историки шотландского футбола отмечают, что в клубе с самого начала и играли, и работали протестанты. Ирландцы считали, что само существование "Селтика" – весомая заявка на сохранение идентичности, не требующая дополнительных мер вроде чистки собственных рядов. Уже в 1960-е годы тренером (и легендой) "Селтика" станет Джок Стин, шотландец-протестант. Под его руководством команда выиграла Кубок европейских чемпионов.
Совсем по-другому этот вопрос решался в клубе "Глазго Рейнджерс". Нарочитая демонстрация протестантской идентичности "Рейнджеров" стала реакцией на первые успехи "Селтика" в конце XIX века. Менеджмент клуба придерживался антикатолических и антиирландских взглядов. В середине 70-х годов XX века тренер клуба "Рейнджерс" Джок Уоллес призывал игроков эмоционально заряжаться перед матчами, хором выкрикивая "No surrender!" – клич североирландских протестантов-унионистов. И вплоть до 1980-х годов клуб не заключил ни одного контракта ни с одним игроком, который бы открыто исповедовал католицизм. "Рейнджерс" разрывали договоры с некоторыми футболистами, когда становилось известно, что они католики. Из-за политики "неподписания католиков" клуб в прошлом отказывались тренировать такие фигуры, как сэр Алекс Фергюсон, нынешний тренер "Манчестер Юнайтед".
Когда в 1989 году "Рейнджерс" купили бывшего нападающего "Селтика" Мориса (или попросту Мо) Джонстона, преданные болельщики команды жгли у стадиона "Айброкс" клубные шарфы и сезонные абонементы. Впоследствии, когда "Рейнджерс" выигрывали матч со счетом 1:0 и победный гол забивал Мо, фанаты считали, что игра завершилась нулевой ничьей. Джонстон – католик, и этим было все сказано. В свою очередь, болельщики "Селтика" считали Мо предателем. Газеты называли его "Салманом Рушди шотландского футбола", а фанаты "Селтика" – куда проще и без церемоний: "Маленькое дерьмо".
Руководство клубов не раз призывали (и продолжают призывать) положить конец спекуляциям на межконфессиональной вражде, и менеджмент "Селтика" и "Рейнджерс", что называется, работает в этом направлении. Например, в 2006 году на тренерском мостике в "Рейнджерах" дебютировал католик – француз Поль Ле Гуэн. Времена меняются. Тем не менее совершенно ясно, что без сомнительного привкуса католическо-протестантской драмы противостояние "Селтика" и "Рейнджерс" станет "еще одним принципиальным футбольным матчем". Чем-то вроде поединка пражских "Спарты" и "Славии".
На столкновении католиков и протестантов на футбольном поле в Шотландии с самого начала делались деньги. Когда в начале XX века клубы постоянно играли друг с другом вничью в Кубке Глазго, после чего неизбежно назначалась переигровка, руководство "Селтика" и "Рейнджерс" даже подозревали в сговоре с целью выжать из "Старой фирмы" больший доход.
Так и сейчас. "Селтик" – уже не "Селтик" без поединка с извечным соперником. И наоборот...
По данным шотландских социологов, около 75% болельщиков "Селтика" считают себя католиками. 64% поклонников "Глазго Рейнджерс" утверждают, что они протестанты. В то же время шотландская молодежь считает, что "Старая фирма" – это уже не поединок католиков с протестантами. "Селтик" и "Рейнджерс" стали религией сами по себе.
Если на рубеже XIX и XX веков ты был потомком ирландских переселенцев, проживал в Глазго и посещал католический храм, у тебя не оставалось выхода – ты становился болельщиком "Селтика". Если ты был рабочим судоверфи Глазго, гордился своей "шотландскостью" и с презрением относился к "понаехавшим" – ты болел за "Рейнджерс". Теперь же, похоже, все перевернулось с ног на голову. "Селтик" – вещь в себе, но, болея за него, ты вроде бы симпатизируешь католикам и немного ирландцам. "Рейнджерс" – такая же вещь в себе. Но если ты носишь шарф "Рейнджерс", сам Бог велел тебе быть протестантом.
Источник: НГ-Религии