ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Битвы "Старой фирмы"

Протестанты и католики сражаются на футбольном поле

Станислав Минин :: 02 сентября 2010

Рассматривая фото маршей протеста католиков в североирландском Ольстере, легко разглядеть в толпе агрессивно настроенной молодежи парней в футболках с горизонтальными зелено-белыми полосами. Это цвета футбольного клуба "Селтик" из шотландского Глазго. Клуба, который с момента своего основания в конце XIX века ассоциировался с ирландцами и католиками.

В самой Шотландии, приходя на стадион, болельщики "Селтика" вывешивают не шотландский Андреевский крест и уж тем более не британский "Юнион джек", а ирландский триколор. Полицейские кордоны отделяют сектора болельщиков "Селтика" от секторов их заклятых врагов – болельщиков "Глазго Рейнджерс", сыплющих оскорбления в адрес "папистов" и "немытых ирландских собак".

То, что происходит на трибунах во время матчей "Старой фирмы" (так в Шотландии называют противостояние "Селтика" и "Рейнджерс"), для Северной Ирландии – реалии повседневной жизни. Католики и сепаратисты ведут здесь непрекращающуюся борьбу против протестантов и лоялистов (сторонников британского единства).

Именно поэтому многие североирландцы болеют за "Селтик". Матч "Селтик" – "Глазго Рейнджерс" – символ этноконфессионального конфликта, беспокойного вулкана, на котором живет Великобритания.

Шотландия XVIII–XIX веков была территорией победившей Реформации. Глазго, где впоследствии развернется противостояние "Старой фирмы", ненавидел католиков. В 1790 году, по данным переписи, в городе проживали всего 39 католиков, но при этом были зарегистрированы 43 антикатолических общества. Антикатолицизм был частью идентичности коренных жителей Центральной Шотландии.

В дальнейшем доля ирландцев-католиков среди горожан Глазго резко возросла. Сначала это были сезонные рабочие, затем переселенцы, бежавшие от Великого картофельного голода 1840-х годов из Ирландии.

Болельщики "Глазго Рейнджерс" до недавнего времени припоминали фанатам "Селтика" тот самый голод, распевая на трибунах: "Я часто думаю, где б они все были, если б мы их не приютили, не вымыли их, тысячи ирландцев в Глазго... Теперь их паписты сидят в Риме, у них есть Боно и U2, а голод закончился, так почему бы им не убраться домой?" Распевали эти куплеты до недавнего времени – ведь шотландский суд запретил "Песню о голоде", сочтя ее расистской.

Еще в 1980-е годы болельщики "Селтика" отвечали своим недругам песнями в поддержку Ирландской республиканской армии...

Шотландцы пытались ассимилировать ирландцев, но те говорили на своем языке, держались католицизма, стремились сохранить собственную идентичность в новых условиях. Более того, их совершенно не устраивала роль маргиналов в шотландском обществе. Основав клуб "Селтик", который вскоре начал добиваться успехов, ирландцы заявили о себе, своих амбициях, единстве и приверженности корням. Примечательно, что создателем "Селтика" считается католический монах Эндрю Керинс. Он пытался удержать ирландскую католическую молодежь от "протестантского влияния".

В то же время историки шотландского футбола отмечают, что в клубе с самого начала и играли, и работали протестанты. Ирландцы считали, что само существование "Селтика" – весомая заявка на сохранение идентичности, не требующая дополнительных мер вроде чистки собственных рядов. Уже в 1960-е годы тренером (и легендой) "Селтика" станет Джок Стин, шотландец-протестант. Под его руководством команда выиграла Кубок европейских чемпионов.

Совсем по-другому этот вопрос решался в клубе "Глазго Рейнджерс". Нарочитая демонстрация протестантской идентичности "Рейнджеров" стала реакцией на первые успехи "Селтика" в конце XIX века. Менеджмент клуба придерживался антикатолических и антиирландских взглядов. В середине 70-х годов XX века тренер клуба "Рейнджерс" Джок Уоллес призывал игроков эмоционально заряжаться перед матчами, хором выкрикивая "No surrender!" – клич североирландских протестантов-унионистов. И вплоть до 1980-х годов клуб не заключил ни одного контракта ни с одним игроком, который бы открыто исповедовал католицизм. "Рейнджерс" разрывали договоры с некоторыми футболистами, когда становилось известно, что они католики. Из-за политики "неподписания католиков" клуб в прошлом отказывались тренировать такие фигуры, как сэр Алекс Фергюсон, нынешний тренер "Манчестер Юнайтед".

Когда в 1989 году "Рейнджерс" купили бывшего нападающего "Селтика" Мориса (или попросту Мо) Джонстона, преданные болельщики команды жгли у стадиона "Айброкс" клубные шарфы и сезонные абонементы. Впоследствии, когда "Рейнджерс" выигрывали матч со счетом 1:0 и победный гол забивал Мо, фанаты считали, что игра завершилась нулевой ничьей. Джонстон – католик, и этим было все сказано. В свою очередь, болельщики "Селтика" считали Мо предателем. Газеты называли его "Салманом Рушди шотландского футбола", а фанаты "Селтика" – куда проще и без церемоний: "Маленькое дерьмо".

Руководство клубов не раз призывали (и продолжают призывать) положить конец спекуляциям на межконфессиональной вражде, и менеджмент "Селтика" и "Рейнджерс", что называется, работает в этом направлении. Например, в 2006 году на тренерском мостике в "Рейнджерах" дебютировал католик – француз Поль Ле Гуэн. Времена меняются. Тем не менее совершенно ясно, что без сомнительного привкуса католическо-протестантской драмы противостояние "Селтика" и "Рейнджерс" станет "еще одним принципиальным футбольным матчем". Чем-то вроде поединка пражских "Спарты" и "Славии".

На столкновении католиков и протестантов на футбольном поле в Шотландии с самого начала делались деньги. Когда в начале XX века клубы постоянно играли друг с другом вничью в Кубке Глазго, после чего неизбежно назначалась переигровка, руководство "Селтика" и "Рейнджерс" даже подозревали в сговоре с целью выжать из "Старой фирмы" больший доход.

Так и сейчас. "Селтик" – уже не "Селтик" без поединка с извечным соперником. И наоборот...

По данным шотландских социологов, около 75% болельщиков "Селтика" считают себя католиками. 64% поклонников "Глазго Рейнджерс" утверждают, что они протестанты. В то же время шотландская молодежь считает, что "Старая фирма" – это уже не поединок католиков с протестантами. "Селтик" и "Рейнджерс" стали религией сами по себе.

Если на рубеже XIX и XX веков ты был потомком ирландских переселенцев, проживал в Глазго и посещал католический храм, у тебя не оставалось выхода – ты становился болельщиком "Селтика". Если ты был рабочим судоверфи Глазго, гордился своей "шотландскостью" и с презрением относился к "понаехавшим" – ты болел за "Рейнджерс". Теперь же, похоже, все перевернулось с ног на голову. "Селтик" – вещь в себе, но, болея за него, ты вроде бы симпатизируешь католикам и немного ирландцам. "Рейнджерс" – такая же вещь в себе. Но если ты носишь шарф "Рейнджерс", сам Бог велел тебе быть протестантом.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама