ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Современное состояние похоронно-поминальной обрядности у старообрядцев Гуслиц и Гжели. Часть 2

Михайлов С.С :: 11 апреля 2008

К священнику читалки относятся по-раз­ному. Есть среди них доверенные лица того или иного батюшки, проводящие у себя в деревне его линию. Есть и независимые, которым всё равно, у какого попа заказано заочное погре­бение. Появление священника на похоронах или поминках не любит ни одна читалка. Это автоматически означает потерю значительной части дохода. Батюшка сразу же становится главным участником происходящего, ему до­стаются весь почёт и, самое главное, деньги. Читалки в этом случае получают крохи. По­этому они делают всё, чтобы родственники умерших обращались в церковь только за заоч­ным погребением.

Многие священники, в первую очередь нестарообрядческие, стараются изжить в сво­их приходах институт читалок как подрываю­щий экономику прихода. Уже упоминавшийся выше настоятель монастыря рассказал мне как он смог избавиться от "молящих" в своём приходе. Когда он поступил на новооткрытый приход в Куровское в 1994 г. (статус монасты­ря был возрождён только 4 года спустя), пра­вославное население города и округи обслужи­вали 5 "бригад" читалок. За первый год в хра­ме отпевали только одного покойника, да и то пьяницу, которого никто не соглашался отпе­вать. Пришлось пойти на следующее: каждой практикующей читалке была выдана Следован­ная Псалтырь, которая стала как бы "лицен­зией" на хождение по покойникам. Новым желающим Псалтыри уже не выдавались. Вре­мя шло. Читалки постепенно умирали. Бри­гад становилось всё меньше и меньше. И вот через 9 лет умерла последняя читалка. Таким образом, в православном приходе этот инсти­тут был изжит. Старообрядческие же священ­ники, наоборот, стараются поддерживать существование читалок в селениях их приходов, дабы иметь везде доверенных лиц, контроли­рующих духовную жизнь паствы.

Иногда обязанности "молящих" пытают­ся выполнять и случайные люди, своего рода аферисты. В том же Куровском мне рассказа­ли следующий случай. Когда умер один мест­ный старообрядец, читать Псалтырь над усоп­шим был приглашён некий пожилой мужчи­на, который при собравшихся открыл книгу на аналое и стал, не заглядывая в неё, читать наизусть все известные молитвы: "Отче наш", "Богородицу", "Достойно есть", "Верую" и т.п. Среди присутствующих был активный при­хожанин одного из старообрядческих храмов. Немного послушав читающего, он сказал: "Книжку-то закрой. Она тебе не нужна". Од­нако подобные случаи происходят довольно редко.

Когда кто-либо умирает, то, помимо все­го прочего, сразу оповещают "молящих", читалок. В большинстве случаев покойного до сих пор обмывают, либо делает это одна из молящих, специализирующаяся на этом, либо все они вместе. В большинстве случаев также для покойного готов саван, пояс, лестовка, рубашка, обувь. Причём в обоих рассматрива­емых регионах мужской и женский саваны до сих пор отличаются. Как мне рассказывал один из старообрядческих священников, бабушки готовят всё это задолго до смерти и часто по­лучается так, что раньше умирает кто-либо другой, для него отдают саван, а себе шьют новый. Иногда саму хозяйку хоронят уже в третьем или четвёртом саване. Непрерывное чтение Псалтыря сейчас практикуется очень редко. Причина этого кроется в отсутствии необходимого числа лиц, могущих посменно читать все 3 дня до похорон. Мне известен толь­ко один случай, когда Псалтырь читался не прерывно все 3 дня, и то он имел место не в старообрядческой семье. В 2006 г. в резуль­тате семейной ссоры молодой супруг убил жену. Родственники мужа, чтобы как-то за­гладить вину, специально заказали чтение Псал­тыря над убиенной в течение всего необходи­мого времени. В гжельских селениях ныне необходимо прочитать над усопшим три Псал­тыря, каким образом – дело каждой конкрет­ной читалки. В разных гуслицких деревнях существует нечто похожее. Зачастую инфор­маторы по каким-либо своим соображениям отказывались говорить, сколько Псалтырей надо прочесть до похорон. В Пласкинино мне сказали, что раньше Псалтырь читали непре­рывно, по очереди, 3-4 человека, а сейчас один сколько сможет.

В крупной гуслицкой д. Абрамовка су­ществует обычай, что, пока тело усопшего находится в доме, там кто-нибудь обязательно должен находиться. Когда я спрашивал об этом в других селениях, то информаторы не вспо­минали о таком специальном обычае, но го­ворили, что в любом случае до похорон в доме кто-нибудь находится.

Практически везде мне сообщили, что до похорон обязательно надо отслужить три панихиды. В Смолево Соболевской сельской администрации (есть ещё одно гуслицкое Смо­лево, к северу от Куровского) панихид долж­но быть пять. Почему именно в этой деревне существует такой обычай, никто уже не по­мнит и не может объяснить. Первая панихида служится вечером накануне похорон, тогда же происходят и первые поминки с участием близ­ких покойного. В д. Пласкинино Раменского района, находящейся вблизи гжельских селе­ний и тесно с ними связанной, поминают не обязательно в том помещении, где стоит гроб с покойником. Если же приходится устраивать помин именно в нём, то лицо усопшего за­крывают. В гуслицких деревнях Старово и Сенькино возле Ильинского погоста садятся имен­но в комнате, где стоит гроб. Две другие панихиды служатся уже в день похорон. Первая рано утром, вторая – перед самым выносом тела. В гуслицких деревнях, где кладбище на­ходится недалеко и провожающие покойного не зависят от транспорта, вторая панихида на­чинается в 10 утра, а уже в 12 гроб выносят на кладбище. Панихида продолжается в среднем полтора часа. Житель д. Цаплино (Гуслицы) говорил мне: "У нас, староверов, панихиды настоящие, долгие, как положено. А у никони­ан помолятся минут 25 и всё. Даже неинтерес­но как-то". Настоятель православного монас­тыря в Куровском жаловался мне, что первое время ему пришлось долго бороться с представ­лением даже местных прихожан по новой вере, что панихида обязательно должна длиться не менее полутора часов. После второй панихи­ды гроб с телом выносят из дома. Перед до­мом служится заупокойная лития. Вторая ли­тия служится, когда процессия достигает края деревни. Потом при входе на кладбище и уже возле могилы молятся погребение. Рукописа­ние приносят из церкви, где заказано заочное погребение. В гуслицком селении Столбуново до сих пор сохранился обычай, что, когда гроб несут по деревне, односельчане ставят перед своими домами табуретки и скамейки, на которые устанавливается гроб для служения литий. По словам жителей этой деревни, у них, пока усопшего не вынесут за пределы селения, литию молятся раз 7-10. Пока несут, непрерывно поют молитву "Святый Боже". В рас­положенной вблизи Столбунова Максимовской литию поют возле дома, у кладбища, у могилы и "как закопают". В Пласкинино литии мо­лятся перед домом и на кладбище. В Гуслицах практически повсеместно гроб несут на пле­чах. О том, что раньше носили на полотен­цах, сохранились лишь воспоминания. В Столбуново мне рассказали, что раньше носили на носилках, которые составляли две длинные жерди, перевязанные в нескольких местах. Вроде бы они до сих пор хранятся в одном из домов деревни. Однако жители деревень Да­выдовская и Максимовская, расположенных рядом со Столбуново, носилок не знали и го­ворили о них как о чисто столбуновском обы­чае. В гжельских деревнях, наоборот, раньше носили на плечах или носилках, а в последнее время стали носить гроб на полотенцах. При­чём этот обычай активно бытует и у местных никониан. В марте 2002 г. мне пришлось ви­деть в Новохаритоново похороны одного новообрядца. Его несли на полотенцах, а за гро­бом шли две пожилые женщины с небольши­ми иконами софринского производства и пели "Святый Боже". У старообрядцев за гробом так­же несут икону: когда погребают женщину – Богородицы, а мужчину – чаще всего Николы Угодника. В д. Максимовская впереди про­цессии несут фонарь. В гжельских деревнях сейчас чаще всего покойника, немного проне­ся по улице, грузят на машину и везут на клад­бище. И в Гуслицах, и в Гжели внешне похороны старообрядцев и никониан отличаются тем, что у первых крышку гроба несут позади покойного, а у последних – впереди. В Стол­буново во время похорон люди приносят на кладбище кутью, карамель, печенье для поми­новения своих усопших. Это оставляется на могилах, и пришедшие, проходя мимо, не брез­гуют брать это и поминать отошедших в мир иной прежде.

По поводу установки креста и положения на могильный холмик небольшого камня обычаи разнятся даже в селениях, расположен­ных недалеко друг от друга. В одних деревнях крест и камень появлялись на могиле сразу, в день похорон (Максимовская), в других – по прошествии 40 дней (Челохово, Пласкинино). Иногда камень кладут сразу, а крест – по про­шествии 40 дней (Столбуново). "Зачем душу камушком закрывать?! Она 40 дней по земле ходит", – сказала мне одна женщина в Плас­кинино. Она же рассказала, что, когда на 40 дней родственники собираются на поминки, около полуночи лампадка перед иконой обяза­тельно начинает качаться. Это означает, что душа пришла попрощаться с родными. Но, в отличие от Егорьевского района Подмосковья и Рязанской области, обычая специального "провода души" здесь не существует и никто с этим термином здесь не знаком.

После похорон все возвращаются в дом, где уже накрыт поминальный стол. Поминки устраиваются вечером накануне похорон (толь­ко для близких родственников), на третий день (как правило, в день похорон), на 9 дней, на сороковины, в годовщину. Реже поминают в полгода и ещё реже – на 20 дней. Традицион­ный поминальный стол сохраняется очень хо­рошо, его элементы, иногда даже полностью весь порядок, можно встреть в Гуслицах даже у нестарообрядцев, поселившихся в крае до­вольно поздно. Когда приходят к столу, вна­чале молятся, иногда даже литию (гжельские деревни Новохаритоново, Меткомелино и др.). На стол ставят кутью, которая в обоих рас­сматриваемых регионах представляет собой раз­ведённый тёплой водой мёд, в который добав­лена слегка сваренная пшеница. Блинов на поминальный стол не подают, считая это "степным" обычаем. Первыми подают щи, в зависимости от того, постный день или нет, они могут быть с мясом или без него. После щей встают на молитву (Цаплино). Щи, а так­же все последующие блюда, едят обязательно деревянными ложками из общих мисок, по одной миске на 4-5 человек. Далее в гуслицких деревнях подают по очереди две каши: греч­невую и рисовую или гороховую. В деревнях так называемого "Вантинского куста" (распо­ложенных вокруг д. Вантино) – Столбуново, Максимовской, Давыдовской и др. – гречне­вая каша жидкая и носит название "кашица". В других местах она крутая. Рисовая каша все­гда готовится крутая и рассыпчатая. Затем по­дают компот, также в обшей миске, который также берут ложками. За компотом следует кисель, густой, как желе, на меду. Иногда вместо него подают мёд, иногда мёд следует за киселём. Мёд на поминальном столе обязателен. В него макают хлеб. После этого молятся и выходят из-за стола. В гжельских де­ревнях сейчас также после щей следуют каши, но прежде, по рассказам старожилов, их не подавали. После щей поминали картошкой, затем подавали гороховый суп. Далее следова­ла лапша, но не покупная, а та, которую "ва­ляли" сами. Блюда, следовавшие за щами, подавали уже в индивидуальных тарелках. Заканчивалось всё также мёдом, перед которым пели "Со святыми упокой". Наиболее гжель­ский обычай сохранился в д. Пласкинино, где до сих пор совсем нет каш. Здесь на поминаль­ный стол подают в строгой последовательнос­ти: кутью, щи, гороховый суп (с курицей, рыбой или грибами в зависимости от дня), компот, кисель (густой, с изюмом) и обяза­тельный мёд. Всё это едят из общих тарелок. За столом поют "Святый Боже". В настоящее время практически везде, и в Гуслицах, и в Гжели, на столе появились закуски и фрукты.

Прежде алкоголь на поминальном столе считался явлением недопустимым. Ставить бутылку считалось большим грехом. Могиль­щиков, читающих и др. угощали водкой вне стола, "в сенцах". Туда же уходили и страж­дущие. Иногда для пьющих накрывали отдель­ный стол. Сейчас спиртное на столе узаконе­но. В некоторых деревнях (Столбуново, Старово, Сенькино), чтобы не ставить выпивку на стол, присутствующих обносят стопками "за щи", "за первую кашу", "за вторую кашу" и т.д.

Поминальную пищу до сих пор готовят в особых чугунах, которые хранятся в одном из домов деревни. Это мне довелось слышать и в Столбунове, и в других селениях Гуслиц. Ког­да кто-то умирает, родственники идут в этот дом и берут их на время похорон, а затем на время поминок. В другом доме хранятся де­ревянные ложки, хотя сейчас известны слу­чаи, когда родственники покупают на помин свои. В Столбуново и Максимовской мне по­казали также дома, где лежат подручники для молитвы. Всё это после поминок тщательно вымытым возвращается хозяевам. В д. Смолево приготовлением поминальной пищи за­нимается только одна женщина, к которой так­же обращаются родственники усопших.

На большинстве гуслицких кладбищ до сих пор стараются ставить восьмиконечные кресты с крышечкой. На могилу обязательно кладётся камушек величиной с кулак или же больших размеров. Этот обычай характерен и для нестарообрядцев. Из гжельских кладбищ чисто староверский вид имеет только пласкининское, где обязательно на могилах присут­ствуют и кресты, и камушки. В некоторых селениях (Челохово и др.) считается, что на камушке отдыхает ангел-хранитель, в других – что садятся для отдыха и размышлений души умерших. В Столбуново есть обычай на Пасху класть для детей под камень деньги или угоще­ния, которые якобы послали умершие род­ственники. На некоторых кладбищах в Гуслицах можно видеть на могильном холмике по 3 и более камней.

Несмотря на близость такого крупного мегаполиса, как Москва, несмотря на несколь­ко десятилетий советского атеистического ре­жима и наличие в крае немалого количества представителей переселенческих групп, похоронно-поминальный обряд в Гуслицах и отча­сти в Гжели продолжает сохраняться, иногда даже будучи перенимаем некоренным населе­нием. Разумеется, он не может избежать оп­ределённой трансформации, как например, узаконением появления на поминальном сто­ле алкоголя и т.п.

К сожалению, гжельское старообрядчество очень сильно пострадало в советское время из-за отсутствия своих храмов-моленных и наличия в непосредственной бли­зости двух храмов официального православия, которые быстро оттянули на себя молодые по­коления. Есть опасения, что с уходом нынешнего старшего поколения местных староверов, за исключением Пласкинина, от староверия этого края останется лишь воспоминание.

В Гуслицах помимо не закрывавшихся моленных ныне открываются новые, что поддерживает местное старообрядчество и его культуру. Однако последняя не может не трансформировать­ся в современных условиях. Наверняка это коснётся и похоронно-поминальных обычаев. Изучение истории и культуры старооб­рядцев рассматриваемых регионов только на­чинается и, будем надеяться, в будущем даст немало новых сведений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Нентцель А. Очерки Гжели // Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. М., 1864. С.З.

2. Ордынский Н. О народных названиях местностей Московской губернии //Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. С.41 – 42.

3. Братское слово. 1888. №4. С.287

По материалам источников: Самарское староверие

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама