ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Дмитрий Сироткин и старообрядческая колонизация Дальнего Востока в начале ХХ века

Селезнев Ф.А. :: 14 апреля 2008

Нижегородский купец Дмитрий Васильевич Си­роткин долгие годы являл­ся политическим лидером приверженцев старой веры. С его именем связано про­ведение всероссийских старообрядческих съездов, сыгравших большую роль в общественной жизни древлеправославных христиан начала XX века. Одним из важных, но практически неисследованных направ­лений общественной дея­тельности Д.В. Сироткина стала организация им пере­селения малоземельных крестьян-старообрядцев на Дальний Восток.

Отметим, что знамени­тый нижегородский пред­приниматель, как и абсо­лютное большинство дру­гих промышленников-ста­рообрядцев, происходил из крестьянской среды и нуж­ды деревни знал не понаслышке. Поэтому он очень внимательно следил за хо­дом решения аграрного во­проса и, как мог, старался уменьшить земельную нужду своих единоверцев. Первый случай для этого представился Сироткину в 1900 году, когда он возгла­вил делегацию I Всерос­сийского съезда старооб­рядцев, встретившуюся в Ялте с министром финан­сов С.Ю.Витте. Старооб­рядцы просили Витте по­мочь им передать свое про­шение о религиозных нуж­дах императору. Министр содействовал им в этом, а, кроме того, задал следую­щий вопрос: "Если бы... старообрядцам была даро­вана полная религиозная свобода на веки веков и по­кровительство Государя Императора в Маньчжу­рии, при даровом проезде туда и нарезке земли, на­шлись бы среди них желаю­щие переселиться в Маньч­журию на линию строящей­ся железной дороги, для того чтобы оберегать там интересы России и воспре­пятствовать ассимиляции казаков туземным населе­нием?"1.

Витте в данном случае за­ботился о судьбе своего де­тища – Китайско-Восточ­ной железной дороги (КВЖД). Однако и для ста­рообрядцев перспектива, нарисованная министром финансов, представлялась весьма заманчивой. Дан­ный вопрос обсуждался на II съезде старообрядцев, со­стоявшемся в августе 1901 г. в Нижнем Новгороде, в доме Сироткина. После этого организатор съезда – Совет Всероссийского ста­рообрядческого попечите­льства – стал осаждаться со всех концов России запро­сами по поводу переселе­ния.

Интерес к переселению на Дальний Восток прояви­ли и заграничные привер­женцы Древлеправославного христианства. В ноябре 1902 г., по поручению III Всероссийского съезда, ста­рообрядческая депутация ездила в Австро-Венгрию для посещения митрополии в Белой Кринице и сооб­щила там о предложении СЮ. Витте. Сразу же австрийские подданные-старо­обрядцы, жалуясь на свою бедноту и малоземелье, начали просить и их пересе­лить в Маньчжурию, если там действительно будет обеспечена свобода веры2.

В практическую плос­кость этот вопрос перешел в 1903 году.

6 и 7 февраля 1903 г. члены Всероссий­ского старообрядческого попечительства – Д.В. Сироткин, М.И. Бриллиантов, А.Т. Комаров, Д.А. Вышегородцев, Ф.Е. Мельников имели продолжительный разговор о переселении с товарищем министра фи­нансов П.М. Романовым. Они заявили, что на обещанных условиях готовы

ехать не только русские, но и заграничные старообряд­цы. Романову, однако, при­шлось разочаровать старообрядческих попечителей. Выяснилось, что китайское правительство согласилось отвести для России лишь по 50 сажен земли по обе сто­роны КВЖД. Правда, П.М.Романов предложил другой адрес для переселения – Хабаровск. Он обещал, что

и там старообрядцы будут пользоваться полной свободой религии, на что последует Высочайшее соизволение.

В мае 1903 г. дело приня­ло новый оборот. В это время Общество КВЖД ку­пило у китайского правите­льства 200 тысяч десятин, значительно расширив свой земельный фонд. Поэтому министерство финансов вновь вернулось к вопросу о переселении старообрядцев в Маньчжурию. С.Ю.Витте составил всеподданнейший доклад о даровании там пе­реселенцам полной свобо­ды веры на все времена. Николай II этот доклад утвердил3 составленные Минфи­ном "Правила о во­дворении русских подданных на участках, принадлежащих обществу Китайско-Восточной же­лезной дороги" были обсуждены на IV съезде старо­обрядцев в августе 1903 года. Там же было решено послать в Маньчжурию специальную комиссию или, по крайней мере, одного человека для изучения условий жизни в местах предполагаемого переселе­ния. Однако вскоре начавшаяся война с Японией не позволила осуществиться этой поездке. Естественно, что и вопрос о колонизации старообрядцами Маньчжу­рии сам собой ликвидиро­вался.

Не исчезла, однако, зе­мельная нужда крестьян-старообрядцев. А после Указа 17 апреля 1905 г., да­ровавшего старообрядцам религиозную свободу, именно нехватка земли осталась единственной не­решенной проблемой ста­рообрядческого крестьян­ства.

Определенные надежды на решение аграрного во­проса старообрядцы связы­вали с Государственной ду­мой. На II чрезвычайном съезде старообрядцев в Мо­скве 2 января 1906 г. (по­священном предвыборной проблематике) решено было поддерживать только тех кандидатов в Государст­венную думу, которые будут выступать за дополнитель­ное наделение крестьян землей. Прирезку земли съезд предлагал осущест­вить за счет "государствен­ных, удельных, монастыр­ских и частных имений" "при помощи государства и при условии вознагражде­ния по справедливой оцен­ке частных собственников за те земли, которые будут подлежать передаче кресть­янам"4.

Вокруг вопроса о земле развернулись оживленные дискуссии, и он, по предло­жению председателя Совета съезда Д.В. Сироткина был передан для детального рас­смотрения в комиссию из присутствовавших на съез­де крестьян.

Обсуждался аграрный вопрос и после съезда, в ча­стности, на страницах изда­ваемой П.П. Рябушинским старообрядческой "Народ­ной газеты". Эта газета не являлась официальным ор­ганом старообрядчества (приданию ей подобного статуса резко воспротивил­ся на II чрезвычайном съез­де архиепископ Иоанн). Но ее вполне можно считать органом, отражавшим точ­ку зрения либеральной час­ти старообрядческой буржуазии (в лице инициато­ров создания газеты – П.П. Рябушинского и Д.В. Си­роткина). "Народная газета" в аг­рарном вопросе поддержала линию II чрезвычайного съезда – о необходимости отчуждения (за выкуп) ча­стновладельческих земель. Впрочем, авторы газеты по­нимали, что отчуждение помещичьих земель отнюдь не является панацеей. Поэтому уже в феврале 1906 г. на страницах "Народной газеты" предлагается уде­лить серьезное внимание переселению крестьян из многолюдных и поэтому малоземельных централь­ных губерний за Урал 5.

Эти идеи (в отличие от призывов к отчуждению помещичьей собственно­сти) находились в русле по­литики правительства, ко­торое именно с помощью колонизации окраин надея­лось решить аграрный во­прос. Особенно большое внимание переселенческо­му движению стало уделя­ться во время премьерства П.А. Столыпина. При этом власти стремились исполь­зовать и потенциал старо­обрядчества. 29 марта 1907 г. Главное управление зем­леделия и землеустройства в лице главноуправляюще­го князя Васильчикова на­правило в Совет старооб­рядческих съездов письмо с предложением обеспечить бесплатный железнодорож­ный проезд на Амур пред­ставителям старообрядцев, чтобы они выбрали удоб­ные места для переселения. Совет съездов оповестил об этом старообрядческие приходы, а 25 – 26 июля 1907 г. организовал в Моск­ве съезд крестьян-ходоков уполномоченных своими общинами для поездки на Дальний Восток. С целью подготовки ходоков к вы­полнению своей миссии Совет съездов пригласил выступить перед ними специалистов по переселенче­скому делу (Г.Ф. Чиркина, А.И. Орбелиани и А.Д. Ши-пова), чтобы объяснить вы­годы и возможные трудности обустройства в Амур­ском крае. Затем ходоки во главе со священником Дмитрием Смирновым от­правились в путь. Верну­лись они в декабре 1907 г., облюбовав для своих еди­новерцев земли на Зее и Се-лемдже (левый приток Зеи). Отчет Смирнова был ра­зослан Советом съездов по приходам и вызвал подачу множества писем от кресть­ян-старообрядцев с про­сьбой помочь в переселе­нии. Причем писали не то­лько из России, но и из Румынии, Турции, Австро-Венгрии.

С переселенцами из-за границы у главы Совета съездов Д.В. Сироткина возникло особенно много хлопот. Те часто ехали без предварительного преду­преждения, и Совету съез­дов приходилось то и дело обращаться с ходатайства­ми к властям, чтобы зарубежных старообрядцев бес­препятственно пропускали и предоставляли им все льготы по переезду 6.

П

ереселение малозе­мельных крестьян на Дальний Восток было составной частью Столыпинской аграрной реформы. А эта реформа, как и политика П.А. Столы­пина вообще, вызывала резкое неприятие всех ле­вых, оппозиционных пар­тий – от кадетов до боль­шевиков. Логика левых была доходчиво объяснена епископом Иннокентием: "надо держать всех в Рос­сии, результатом чего будет мало земли – тогда будет в народе недовольство и, та­ким образом, скорее разра­зится революция"7. Но и среди старообрядцев име­лось немало сторонников оппозиции (интеллигенты-начетчики, часть духовен­ства), враждебно настроен­ных ко всему, что могло укрепить самодержавие. Поэтому леворадикальное крыло старообрядчества также отрицательно отно­силось к переселенческому движению и к участию в нем Д.В. Сироткина. Выра­зителем настроений этой части старообрядческих об­щественных деятелей стал нижегородский журнал " Старообрядцы".

Публицистов из этого из­дания крайне возмущало то, что Сироткин, "укло­нившись от своих прямых задач церковно-общественного характера, вздумал за­няться переселением старо­обрядцев на Амур"8. Авто­ры журнала предполагали, что это было вызвано любо­вью Сироткина к "шуми­хе", его стремлением "вы­ставить себя в Петербурге в качестве представителя не только церковно-общественных, но и экономиче­ских и политических инте­ресов старообрядчества", желанием "г. Сироткина попасть в тон правительст­венной политике"9.

Решающее столкнове­ние сторонников и противников пересе­ления произошло на IX Всероссийском съезде ста­рообрядцев, работавшем 2 – 4 августа 1908 г. в Ниж­нем Новгороде, как обычно в доме Сироткина.

На нем Ф.Е. Мельнико­вым был прочитан доклад Совета съезда по переселе­нию заграничных старооб­рядцев на Дальний Восток. О своих впечатлениях от Амурской области расска­зали вернувшиеся оттуда ходоки из Румынии. Ходо­ки рассказали, что на Амуре "добрая земля", есть воз­можность заработать, и они сами получали до 5 рублей в день. На это священник Авив Бородин (сторонник кадетской партии) заявил, что жизнь в Сибири "слиш­ком хорошо рисуется". Т.С Бирюков (редактор враж­дебного Сироткину журна­ла "Старообрядцы") также утверждал, что доклад о пе­реселении "составлен од­носторонне"10.

Тогда Дмитрий Василье­вич поставил на закрытую баллотировку вопрос о до­верии съезду по переселен­ческому вопросу. Доверие было единогласно выраже­но (воздержался только Авив Бородин). Это стало крупной победой нижего­родского предпринимателя. Содействие переселенцам было продолжено.

В 1909 г. оно касалось в основном помощи пересе­ленцам из-за рубежа. Бла­годаря хлопотам Совета съезда, зарубежным старо­обрядцам, возвращавшим­ся в Россию, разрешено было вступать в русское подданство немедленно по прибытии их на переселен­ческие участки, а не ждать 5 лет, как это предусматрива­лось для остальных иностранных граждан. По хода­тайству Совета съездов ми­нистерство финансов раз­решило зарубежным старо­обрядцам беспошлинный ввоз своего имущества. Во­обще, благодаря стараниям Д.В. Сироткина, для старо­обрядцев-переселенцев все необходимые для въезда в Россию формальности были до предела упрощены.

Переселенцы из Австро-Венгрии и частично Румы­нии, а также из европей­ской части России в основном заняли места по реке Малой Пере, в 250 верстах от Благовещенска. Там имелись хороший лес и плодородные земли. Ста­рообрядцы-рыбаки из Ру­мынии заняли участки у устья реки Селемджи, в 400 верстах от Благовещенска, рассчитывая заняться там своим традиционным промыслом.

К переселенцам регуляр­но командировались упол­номоченные Совета съез­дов, которые, в случае не­обходимости, должны были ходатайствовать за них перед местными властями. Кроме Амурской об­ласти, уполномоченный Совета съездов посетил Са­халин, поскольку жившие там старообрядцы федосеевского согласия обрати­лись с просьбой направлять к ним на остров желающих переселиться старообряд­цев 16

География старообряд­ческой колонизации Даль­него Востока все более рас­ширялась. В 1913 г. В.Е.Мельников, команди­рованный Советом съездов на Дальний Восток, чтобы ознакомиться с хозяйст­венным бытом переселен­цев, получил поручение: на обратном пути заехать в Урянхайский край, обсле­довав его на предмет при­годности местных земель для переселения 17.

В 1907 – 1914 гг. благода­ря содействию Совета Съездов и лично Дмитрия Васильевича Сироткина на Дальний Восток пересели­лись тысячи старообряд­цев. Таким образом, он внес важный вклад в реше­ние проблемы малоземелья своих единоверцев. Сама старообрядческая колонизации стала важной состав­ной частью Столыпинской аграрной реформы.

1. Труды Девятого Всерос­сийского съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде 2 – 4 августа 1908 г. – Ниж­ний Новгород, 1908. – С.74.

2. Там же. – С.75.

3. Там же. – С.76.

4. Труды VII Всероссийского съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде 2 – 5 августа 1906 г. и II чрезвы­чайного съезда старообряд­цев в Москве 2 – 3 января 1906 г. – Нижний Новго­род, 1906. – С. 200-201.

7. Вишневски Эдвард Капитал и власть в России: Политическая деятель­ность прогрессивных пред­принимателей в начале XX века. – М., 2000. – С. 137

10. Труды Девятого Все­российского съезда старо­обрядцев... – С.74"98.

11. Там же. – С. 28.

12. Старообрядцы. – 1908.-№4,5, 6.-С. 483.

13. Там же.

14. Труды Девятого Все­российского съезда старо­обрядцев... – С. 18-21.

15. Труды Десятого Все­российского съезда старообрядцев, приемлющих свя­щенство Белокриницкой иерархии, в Нижнем Новго­роде 18 – 19 августа 1909 года. – М., 1910. – С. 89.

16. Там же. – С.86.

17. Церковь. – 1913. – №46. – С. 1102.

Ф. А. СЕЛЕЗНЕВ, д.и.н.,

доцент Нижегородского государственного университета

Старообрядецъ, 2008. № 42

По материалам источников: Самарское староверие

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама